Урок-конференция в 11 классе «Невероятная явь войны» (по повестям К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»)
Урок посвящается изучению биографии писателя К. Воробьева и анализу судьбы солдата на войне через повести писателя «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи». Не зная биографии писателя, не понять его произведений. При анализе художественного произведения учащиеся должны прийти к выводу: какой бы жестокой ни была война, человек не должен терять веру.
Цель:
-
Продолжать работу по анализу художественного произведения, вызвать интерес к творчеству К. Воробьева;
-
Развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; навыки написания сочинения-рассуждения по данному тезису;
-
Воспитать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитать в человеке гражданина, воспитать чувства ответственности перед теми, кто сложил голову в годы Великой Отечественной войны за счастье будущего поколения.
Оборудование: портрет, тексты, мультимедийный проектор, видеокадры, эпиграф к уроку:
Эпиграф к уроку:
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов
Ход урока
Вступительное слово учителя
Немало лет прошло с тех пор, как началась Великая Отечественная война. С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву. Мы сегодня урок посвятим героям-солдатам, защитникам Москвы. Этой победе 70 лет. Чтобы ясно представить ожесточенные бои под Москвой, обратимся к истории, посмотрим кадры документального фильма. Видео «Великая Отечественная»
Известный русский писатель К.Воробьев в числе Кремлевских курсантов воевал под Москвой и попал в плен. О тех годах он написал свои автобиографические произведения «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!». Класс будет работать в две группы. 1 группа собирала биографические справки писателя К.Воробьева , 2 группа расскажет о судьбе солдата на войне через повести К.Воробьева «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи». Цель урока: Продолжать работу по анализу художественного произведения, готовиться к сочинению-рассуждению по тезису «Они не убиты под Москвой».
Работу на уроке организуем по плану:
1. Мирная жизнь.
2. Невероятная явь войны:
3. Послевоенные испытания.
4. Честь и слава
I. До войны
Учитель В русской литературе, одной из самых богатых и славных литератур мира, в созвездии блестящих имён, горит своим особенным и мягким светом, «дрожа насквозь, как самоцветный камень», звезда Константина Дмитриевича Воробьёва. Кто он, прожил какую жизнь? Беседу начинаем с первой группы.
Приложение.
Приложение 2 слайд
К. Воробьев родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье — у Воробьёва было 5 сестер и брат. Отца своего Воробьёва не знал. В деревне считали его сыном белого офицера. Отчим, вернувшись после Первой мировой войны из германского плена, усыновил Воробьёва. Окончив сельскую школу, Воробьёв поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через 3 недели вернулся в село. Окончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням. В 1935 Воробьёв стал селькором районной газеты и даже некоторое время работал в ней литературным инструктором. Но вскоре Воробьёва уволили из редакции «за преклонение перед царской армией». Поводом для увольнения стало увлечение Воробьёва историей Отечественной войны 1812 года. После увольнения Воробьёв уехал в Москву к сестре. В Москве работал ответственным секретарем редакции фабричной газеты, окончил вечернюю школу. В октябре 1938года Воробьёв был призван в армию. Служил в частях, расположенных в Западной Белоруссии; в 1939 работал в редакции военной газеты. В декабре 1940года Воробьёв, возвратившись из армии, работал в редакции газеты Военной академии им. Фрунзе. Оттуда его направили на учебу в военное училище им. Верховного Совета РСФСР .Так завершается довоенная биография К.Воробьева.
II. Невероятная явь войны
Учитель Жизнь не всегда идет так, как мы хотим. Человека больше ждут испытания, страдания и горе, чем радость. Именно таким испытанием для сороковых и роковых была война. Слово продолжает 1 группа. Как проявил себя К. Воробьев, как защитник Москвы?
3 слайд — 4 слайд
В 1940 году К. Воробьев был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В октябре 1941 года рота кремлевских курсантов ушла на фронт, и Воробьев был в ее составе. В декабре под Клином рота почти полностью была уничтожена, а он попал в плен. По словам жены Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Этот начальный период войны, самый тяжелый, кровопролитный, беспомощный, К. Воробьев изобразил в повести «Убиты под Москвой». Она была напечатана по рекомендации А. Твардовского в журнале «Новый мир» как значительное произведение о войне и оказалась в судьбе писателя роковой, так как критика заклеймила имя его на долгие годы, назвав произведение клеветническим и лживым, а писателя злостным исказителем исторической правды.
Учитель В своих роизведениях К. Воробьев показывает, что чудес не бывает, на войне в человеке проявляется то, что он накопил себе в мирной жизни. Герой многих произведений К. Воробьева — его ровесник, наделенный автобиографическими. чертами. Обратимся к произведениям К. Воробьева. Какую невероятную явь войны он показывает в своих произведениях?
5 — 6 слайд
В основе сюжета повести «Убиты под Москвой» — один военный эпизод; события происходят в самом начале войны, поздней осенью 1941 года, под Москвой. У Воробьева в повести как бы столкнулись четыре правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая «правда» юношей, живших и умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!», «правда» капитана Рюмина. Какая же была «правда» жестокого фашизма ? Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде, хотя при встрече с майором НКВД появляется «Какая-то щупающая душу усмешка» на его губах. 240 курсантов не получат ни одного пулемета, Курсанты не были обеспечены в полной мере оружием, их не прикрывает артиллерия. Рота вооружена винтовками образца 1893 года и бутылками с зажигательной смесью, хотя Сталин сказал, что «мы будем бить врага на его территории. Безотчётный страх перед отцом «сидит» в душах курсантов. В сцене, когда немецкий самолёт сбрасывает листовки, показывается, как Рюмин, выжидая, смотрит на свою роту — возьмут или нет? «Они боятся. Кого? Меня или друг друга?» Рюмин просто не говорит, что солдаты боятся Сталина. Никто не хочет оказаться без вины в сталинских лагерях. Их жизни мог спасти своевременно выполненный приказ отступать, но такой приказ передан из штаба не по форме: устно, через связного, его передал неизвестный Рюмину майор. Эта халатность предрешает исход: приказ следует перепроверить; в результате он не выполняется своевременно — курсанты окружены и гибнут. Автор показывает бессмысленность происходящего: из 240 кремлёвских курсантов погибает 239. Фактически они используются как пушечное мясо. Фрагмент из фильма «Это мы, Господи»
Слайд 7
Учитель Какая же была правда понюхавшего пороху, воспитанного парийными лозунгами капитана Рюмина?
Рюмин воспитан своим временем, партийными лозунгами типа «только вперёд». В течение многих лет эти лозунги готовили советского человека к победоносной войне, войне «на разгром врага». Человек рациональный, Рюмин в то же время слепо верит в то, что всё произойдёт так, как он предполагает. Он ведёт свою роту в бой впервые, прямо с учебных занятий. Как подсказывает ему теоретическое знание, враг может прийти только с запада, а тот приходит с востока. Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев — странный, растерянный, утративший волю. Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев — контуженый боец, изображающий себя генералом. Он принял решение, что курсанты не должны знать об окружении, потому что они должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении. Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не увидев боя. Решение, действие, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе всё человеческое. Но сила оказалась сильнее веры, расчетов Рюмина. Рота погибла, из 140 кремлевских курсантов остался только один Алексей Ястребов. А кто же виноват в том, что произошло? Казалось бы, нет личной вины Рюмина; виновна советская пропаганда и государство, виновен Сталин. И всё же Рюмин винит себя и свою слепоту. Его самоубийство воспринимается читателями как самонаказание за гибель роты и вообще за всё произошедшее.
Слайд 8
Учитель В повести Воробьева на «подмосковных полях» оказывается учебная рота кремлевских курсантов. Они богатыри, и внешне и внутренне похожи на былинных героев. Писатель то и дело останавливает взгляд на главном герое — Алексее Ястребове. Каков он молодой офицер, какими чертами наделяет его автор?
Слайд 9 -10
Герой Ястребов не смог принимать происходящее. Сознание его не перестроилось. В душе Алексея не находилось место, «куда улеглась бы невероятная явь войны». По ступенькам Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя Алексея Ястребова к тому моменту, когда уже сам он почувствует себя не просто повзрослевшим человеком, но солдатом и гражданином, ответственным и за собственную судьбу, и за судьбу Родины. Сначала у Алексея «сердце упрямилось» думать о фашистах «иначе как о людях». Сердцем он еще чувствовал, что убийство — преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает его. Писатель не призывает к ненависти или мести — он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому. Алексей стыдится за собственную слабость: когда танковый десант уничтожал остатки роты, Алексей Ястребов, растерявшийся, опустошенный, подавленный, спрятался в воронке. Алексей Ястребов просто струсил, совершил непростительный по законам военного времени поступок. Но сразу, в первые минуты боя, он не осознает своего поступка, не сможет применить к себе те мерки, которыми как командир меряет поступки своих товарищей: «А ведь он дезертир!.. Он трус и изменник!-внезапно и чутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом (который прятался вместе с ним в воронке). Там бой, а он:» Алексей же Ястребов судит себя. Судит судом собственной совести, самым строгим судом. И потому он находит в себе силы выстоять. Гибель роты, самоубийство Рюмина, — все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя. В нем зарождается ненависть, освященная воспоминаниями детства. Немало пришлось испытать Ястребову, прежде чем открылось ему это «неожиданное и незнакомое» явление мира. Жизнь безжалостно разрушала многое из того, что казалось таким дорогим, вечным. Но она же давала ему и нечто гораздо большее-прозрение, глубокое осознание происходящего, давала единственно верные ответы на волновавшие его вопросы. Алексей впоследствии возрождается, он не бежит с войны, а становится героем, Когда Алексей совместно с курсантами роют Рюмину могилу, появляются два немецких танка — один из них идет на Алексея, тот бросает в танк бутылку с бензином ему удается подбить танк. Курсанты, спрятавшиеся в скирдах, погибли; Алексей выбирается наружу и идет на восток. Он одерживает победу потому, что в трагическом и жестоком мире, где «хозяин всему теперь война», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с Родиной.
Слайд 11
Учитель При раскрытии кровавой правды фашизма автор обращается к натурализму, хотя ее называют сентиментальным натурализмом. Как изображает автор фашистов?
Вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы. С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: «Убиты! Убиты!»
Учитель Однако воевать К.Воробьеву долго не пришлось. Жизнь готовила ему новое испытание. Он попал в плен. Посмотрим телепередачу, провенную каналом «Культура» в канун 90-летия К. Воробьева. (передача)
Учитель Какие ужасы пришлось пережить Воробьеву в плену?
За полтора месяца непрерывных боёв под Москвой рота, в которой он служил, полегла чуть ли не в полном составе. Сам же Воробьёв после тяжёлой контузии в декабре сорок первого года попал под Клином в плен. Сначала лагерь под Ржевом. Дальше пленная судьба Воробьёва, прошедшего и другие лагеря, развивалась драматически. Он узнает и страшные тюрьмы в Паневежисе и Шяуляе — смертники в камере «в одном белье сидели, тесно прижавшись один к другому, в ожидании своей смерти». Потом знаменитый саласпилсский лагерь под Ригой. Из Саласпилса Воробьёв отважился на второй побег. На этот раз всё окончилось более-менее благополучно, он попал к партизанам. А позже судьба забросила его в шяуляйское подполье.
Учитель Проведя месяц на конспиративной квартире в доме № 8 по улице Глуосню, Воробьёв решил историю своего плена излить на бумаге. Первоначально свою вещь он назвал «Дорога в отчий дом». Сразу после войны Воробьёв отослал повесть в журнал «Новый мир». Но редакция испугалась уже самой темы. При Сталине правда о немецком плене практически никого не интересовала. Кроме, конечно, чекистов. Долгое время рукопись считалась утраченной. Лишь в 1985 году повесть случайно обнаружилась в Центральном госархиве литературы и искусства. Вдова отнесла её в журнал «Наш современник», где архивной публикации дали название «Это мы, Господи!..». Что же помогло остаться человеком с большой буквы Сергею Кострову в повести в условиях кровавого фашизма?
12 — 13 слайд
Перед нами судьба человека, одного из миллионов попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «…я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.
В плен Сергей попал, когда немцы в 1941 году, в декабре, отступали от Москвы на Волоколамск. Отступали и потому зверели, вымещая злобу на «голодных, больных, измученных людях», и не били их, а убивали. Страшные следы оставляли за собой — горы трупов, которые «в снегу, молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!». В числе военнопленных, двигавшихся под конвоем немцев, как раз и был Сергей. Ему повезло, его не убили в дороге, не изувечили, хотя и избили, и он попал в ржевский лагерь военнопленных. Но так ли повезло? Ведь там, в лагере, заключенных ожидала долгая, мучительно долгая смерть от голода. Шестьдесят граммов хлеба в день. Как же выжить в таких условиях, а тем более такому сильному, здоровому, молодому, как Сергей, которому должно исполниться только двадцать три года. Но он выжил, переболев тифом, выкарабкался из цепких лап смерти. «Да, крепок был костлявый лейтенант! Слишком уж мало крови было в его жилах, устала смерть корежить гибкое тело спортсмена, и через двое суток выполз Сергей из-под нар». Окончательно поправиться помог ему доктор Владимир Иванович. Но доктор не был единственным человеком такого рода. Костров встретил и капитана Николаева, и Ванюшку, и Мотвякина с Устиновым. Мысль о побеге согревала душу главного героя в страшных условиях фашистского плена. «Бежать, бежать, бежать! — почти надоедливо чеканилось в уме слово. Он голодал, научился беречь каждую крошку хлеба, но всегда был готов поделиться с другими. Он не терял присутствия духа, хотя это было почти невозможно. Сергей побывал во многих лагерях смерти, видел, как ни за что, просто ради забавы, фашисты расстреливали беззащитных людей, как морили их голодом, видел, во что превращается большинство узников, уставших бороться. Но Сергей видел и других людей, до последних минут борющихся за жизнь и, подобно ему, стремящихся к побегу. Редко кому удавалось сбежать, но Сергею это оказалось по силам. В повести «Это мы, Господи!..» рассказывается не о гибели души, а о ее спасении. Пока теплится, тлеет, горит в лейтенанте Кострове костер любви к Родине, к русским людям, спасение возможно.
III. После войны
Учитель Кончилась война. Кажется, все осталось позади. Но нет. Впереди К. Воробева ждали новые испытания. Что ему пришлось пережить ?
Слайд 14
А после освобождения Литвы от фашистов Воробьёв столкнулся с многочисленными унизительными проверками. Чекисты не раз напоминали Воробьёву о его трагическом прошлом. Так, в 1947 году ему отказали в доверии командовать в Литве одним из городских штабов МПВО. Но, слава богу, хоть разрешили человеку мирно демобилизоваться. Он перебрался в Вильнюс. Однако тут возникла новая проблема: где работать. Воробьёв смог устроиться лишь в торговлю. Здесь он случайно встретил свою будущую жену Веру Викторовну. Писатель творил до конца своей жизни. Первый рассказ «Лёнька» Воробьёв опубликовал в 1951 году в милицейской газете. А спустя пять лет он выпустил в Вильнюсе первую книгу рассказов «Подснежник». Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей. Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными сокращениями.
Слайд 15 — 16
Учитель Первый вариант произведения, написанного в Литовском подполье называется «Дорога в отчий дом». Именно любовь к Родине, к русским людям помогла ему выжить. Сразу же после войны удалось вернуться на Родину Воробьеву?
В последние годы Воробьёв очень тяготился своим жильём в Литве. Как он писал в 1974 году «здесь, в Вильнюсе, вдруг всё для меня стало чужим». Одно время писатель думал о переезде в Ленинград, но, как всегда, подвёл квартирный вопрос. В лучшем случае жильё ему там обещали дать не ранее чем через год. Оставить на это время семью в Литве было выше его сил. Потом что-то хотели переехать в Рязань. Но и эта надежда вскоре из-за отсутствия квартиры рухнула. Был ещё вариант с покупкой дома в дальнем Подмосковье, в Барыбино. Но эту идею зарубили власти.
Скончался Воробьёв 2 марта 1975 года в Вильнюсе. Увы, похоронить его на Ваганьковском кладбище в Москве, где покоится прах его матери, родным не разрешили. Он был похоронен на Антакальнисском кладбище. Позже, исполнилось завещание писателя. Он перезахоронен в Курске. В 2000 году умерла жена писателя. Согласно завещанию вдовы, она была похоронена в могиле мужа. Имена Константина и Веры Воробьевых увековечены на памятной плите. На ней золотыми буквами высечены слова Александра Твардовского, сказанные о Воробьеве: «Писатель Константин Воробьев сказал свое слово о войне. Слово честное, выстраданное, высокобожественное».
IV .Честь и слава солдату
Учитель Была ли признана заслуга К. Воробьева перед Родиной?
Слайд 17
В 2001 году Литературная премия Александра Солженицына была присуждена Константину Воробьеву. На вручении премии, которую получили его сын и дочь, о Константине Воробьеве говорил критик Игорь Золотоусский:
«Сейчас, слава Богу, прах его вернулся на родину, в Курск, и занял место на почетном воинском погосте. Рядом с ним лежит его фронтовой друг и жена, мать его детей.
Она очень хотела, чтоб А.И.Солженицын отметил Воробьева своей премией. И дело было не в самой премии и уж тем более не в деньгах, а в акте справедливости, которая хоть так могла бы быть воздана ее мужу.
Теперь ее желание исполнилось. Жюри сделало точный выбор. Сегодня он вознагражден. Премия, присужденная ему, вырывает его имя из потемок памяти и ставит перед зеркалом, величина которого способна вобрать его рост».
18 слайд
Учитель Мы сегодня на уроке пролистали страницы военной хроники. Я буду рада, если вы после этого урока часто думали о том, какой ценой досталась нам эта прекрасная жизнь. Радовались каждому родившемуся дню. Спустя годы, чтобы вам не было больно за бесцельно прожитые годы.
На дом. Написать сочинение-рассуждение по тезису «Они не убиты под Москвой.»