Конспект урока литературы
«Новая техника и покорения стихии. А.И. Куприн «Мой полет»
5 класс
Аннотация: Урок литературы в пятом классе по программе Т.Ф. Курдюмовой (Очерк А.И. Куприна «Мой полет»), рубрика — Проза русских писателей XX столетия.
Цель: развивать у учащихся способность понимания художественного текста, коммуникативность; учить работе с текстом, используя исследовательский метод; воспитывать языковое чутье.
Задачи:
— Обратиться к значимым для учащихся темам первооткрывателей, истории воздухоплавания и покорения воздушной стихии.
— Создать условия для освоения учащимися различных способов понимания текста.
— Способствовать привлечению личного опыта учащихся для анализа и интерпретации текста, обогащению мировоззрения, углублению эстетического переживания текста.
Содержательный компонент:
Изучение ряда фактов биографии и творчества А.И.Куприна (1870-1938). Обсуждение рассказа «Мой полет».
Масса жизненных наблюдений, впечатлений и переживания стала основой его творчества. «Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же качествами. Колоритен и сочен язык его прозы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
-
Оргмомент.
Целеполагание.
-
Проверка домашнего задания.
— Сегодня мы познакомимся с творчеством А.И. Куприна, который жил в то время, когда люди стремились познать новые для них стихии: подводное царство, небо, в это время появляются немое кино, аэропланы, совершенствуются автомобили, человек стремился везде попробовать свои силы. Я думаю, не было ни одного человека, который бы не следил за новыми открытиями своего века. А.И. Куприн не только знал обо всех новинках техники, но и однажды поднялся в воздух на аэроплане. Аэроплан, прадедушка самолета, выглядел так (иилюстрации).
Впечатление от полета Куприн описал в рассказе «Мой полет», который продолжает тему возможностей человека, поднятых В. Брюсовым в стихотворении «Хвала человеку».
-
Биографические сведения.
По своей натуре Куприн был человеком страстным и увлекающимся. Посмотрите на его портрет, это внешне доброжелательный и скромный человек. И так же говорили о нем его знакомые. Но внутренне он был человек легко ранимый, обидчивый, порывистый, у него был очень сложный характер, поэтому у Куприна было много знакомых, но мало друзей. Сам Куприн видел начало своего характера в детстве. Куприн не любил вспоминать о своем детстве.
Когда Саше не было еще и года, от холеры умер его отец, семья без средств к существованию. Мать Саши поселилась в Москве, во вдовьем доме, где жилы дворянские вдовы. Для того, чтобы поселиться там, матери, женщине гордой и независимой, пришлось долго просить и унижаться. Ее приняли только потому, что она происходила из старинного и знатного рода. В огромной комнате – зале жило 5-6 вдов, у каждой — отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом, в середине зала – большой стол, за которым играли в карты или занимались рукодельем.
Мать Саши была единственной молодой женщиной. Сашу баловали, жалели, приучали к молитвам. Саша, считавший себя очень некрасивым, однажды стал на колени и принялся горячо молиться: «Господи, сделай так, чтобы я завтра стал хорошеньким мальчиком. Что тебе стоит, Господи, ну, сделай это для меня». Но Господь не услышал этой просьбы. Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден. Мать шила ему костюмчики из своих старых юбок. Делала она это неумело, да еще на вырост, и от этого Саша казался еще более неуклюжим и неловким. Дети смотрели на него недружелюбно, и Саша болезненно стыдился своего платья, своей наружности, своей внешности.
Время шло, Александр вырос, засел за учебники, подготовился и поехал в Петербург сдавать экзамены в Военную Академию. В дороге он порядком потратился и в Петербурге сидел на одном хлебе. Чтобы скрыть это от офицеров, сдававших, как и он, экзамены в Академию, отказался от совместных обедов, выдумал богатую тетушку, у которой якобы обязан был ежедневно обедать. На самом же деле он жевал хлеб, сидя на скамейке в сквере. Или, наголодавшись, шел в съестную лавочку и говорил, улыбаясь: «Опять моя тетушка попросила меня купить обрезков для ее кошки. Уж вы, пожалуйста, выберите кусочку получше, чтобы тетушка на меня не ворчала!». Затем спешил на вокзал и в дальнем углу жадно набрасывался на «кошкину еду».
Но несмотря на то, что поступал Куприн в военную Академию, он много занимался литературой, печатал статьи в газетах. Став более-менее известным писателем, Куприн поправил и свое материальное положение.
В Петербурге Куприн познакомился с писателями Л. Толстым, А. Чеховым, известным дрессировщиком Дуровым. Куприн много работал, писал о природе, цирке, об авиации.
-
Предкоммуникация.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.И. Куприна «Мой полет». Этот рассказ повествует о покорении людьми неба.
Рассказ почти не выдуман. Иван Михайлович Заикин – герой рассказа – был известен цирковым борцом, человеком бесстрашным, обладал огромной богатырской силой.
Однажды в Одессе выступала француженка-летчица, о ее выступлениях говорили, что это высший пилотаж. Заикин и Куприн прибыли на представление аппарата, который тяжелее воздуха, так называли тогда аэропланы. Заикин, побывавший на представлении:
«- Александр Иванович! Что же это за чудо-то такое! – спросил презрительно Заикин – Я-то думал, она черт-те куда взметнется. Подумаешь, невидаль.
— Сейчас ты скажешь, что смог бы еще лучше, — сказал Куприн.
— А что?! Да неужто не смог бы?! Захотеть только!
— Иван, — торжественно сказал Куприн. – Беру с тебя слово, что первый, кого ты поднимешь из пассажиров – буду я!
— Даю слово! – рявкнул Заикин. Журналисты услышали громовой голос Заикина и подвинулись ближе.
— Только учиться надо, — сказал Куприн.
— Ежели зайца учить – он на барабане играть будет и спички зажигать научится. Медведей «барыню» учат плясать, что ж я, не выучусь, ежели захочу?
Репортеры всех одесских газет уже стояли плотным кольцом вокруг Заикина и Куприна».
На следующий же день все газеты буквально захлебывались новостью, что Заикин на следующей же неделе едет учиться летать на аппаратах, тяжелее воздуха. Сам заикин о своем твердом решении тоже узнал из газет.
«Любимец Одессы, несравненный Иван Заикин заявил, что уж если зайца учат танцевать «барыню», то ему, спортсмену с мировым именем, сам бог велел подняться в небо…»
На улицах при появлении Заикина одесситы кричали «ура», аплодировали, незнакомые люди подходили, выражали восхищение принятым решением.
Пришлось Заикину ехать во Францию, учиться покорять небо.
А что было дальше, что из этого получилось, мы с вами узнаем, прочитав рассказ А.И. Куприна «Мой полет». Откроем учебники на стр. …
-
Чтение произведения.
-
Слова, требующие пояснения: норд-вест – северо-западный ветер, судорога – резкое, непроизвольное сокращение мышц, пуд – 16 кг.
-
Коммуникация (проверка восприятия, анализ).
— Итак, мы познакомились с текстом рассказа «Мой полет», он понравился вам?
— Чем? Почему?
-
Вопросы для работы с текстом:
— Рассказ называется «Мой полет». Можете ли вы по названию понять, о чем?
— Почему рассказ называется «Мой полет», а не «Мой первый полет?»
— Как вы назвали бы рассказ?
— Каким вы представляете себе главного героя – Заикина? (внешность, характер).
— Почему Куприна расспрашивали о полете, как он говорил «несколько сот человек»?
— Как бы вы нарисовали афишу о выступлении Заикина? Что бы изобразили в центре? На чем бы сделали бы акцент?
— Почему автор говорит в рассказе «так легкомысленно вверил мою жизнь»?
— Почему Куприн не мог сказать о том, что ему неудобно сидеть? (зачитать)
— Какие секунды в полете казались самыми неприятными? (зачитать)
— Почему потом страх пропал?
— Правильно ли поступил Заикин, думая, что легче пожертвовать двумя жизнями, чем несколькими сотнями жизней других людей?
— Почему первый вопрос Заикина «мотор цел?»
— Как вы думаете, решится ли автор на полеты в будущем?
9. Мини-вывод.
— как вы думаете, почему после стихотворения В. Брюсова «Хвала человеку» помещены рассказы Е. Замятина «Огненное А» и А. Куприна «Мой полет»?
10. Посткоммуникация.
Для Куприна и людей, живших в то время, аэроплан был чудом, новым явлением жизни.
— Какое слово современнее «самолет» или «аэроплан»?
— Скажите, можем ли мы сказать, что покорили небо7 Почему?
— Как вы думаете, могут ли люди открыть что-то новое в будущем? Усовершенствовать имеющуюся технику для покорения стихий?
— Сегодня мы познакомились с рассказом А.И. Куприна «Мой полет», который, я думаю, помог вам понять, что стремление человека к новому, будь то открытие новых планет, покорение неба или горных вершин. Связано это с большими трудностями, справится с которыми может только бесстрашный человек.
11. Д/з: выразительное чтение и пересказ рассказа А.И. Куприна «Мой полет»