Проект урока литературы

с компетентностно-ориентированными заданиями, 10 класс.

Тема: Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.Гончарова «Обломов»).

Цель:

* Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

* Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

* Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию в физической и духовной областях деятельности.

Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:

— информационная (аспект – обработка информации (2 уровень)

— компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)

— коммуникативная (аспект – публичное выступление (2 уровень)

Оборудование и наглядность: компьютеры, ЦОР (использование таблицы-схемы из «Системы уроков по литературе, 10 класс, И.А.Гончаров «Обломов», автор Т.В.Курьянова, учитель МОУ СОШ №9)

портрет писателя, текст романа, иллюстрации К.Н.Чичагова к роману.

И.А.Гончаров (1812 – 1891гг.)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу»)

II.Постановка учебной задачи.

1.Компетентностное задание (информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень)

Стимул:

Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

Задачная формулировка

Дома вы перечитывали роман И.Гончарова «Обломов» (ч.2, главы 1 – 4).

Внимательно прослушайте выступление вашего одноклассника о детстве Андрея Штольца. Сделайте вывод о чертах характера данного литературного героя, сформированных ещё в детские годы, и об его отношении к «обломовщине» (Не менее 4 примеров).

Модельный ответ:

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

4 балла указаны все 4 примера,

3 балла указаны верно 3 примера,

2 балла указаны правильно 2 примера,

1 балл указан хотя бы один из приведённых в модельном ответе примеров.

2.Информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень).

Задачная формулировка.

На основе прослушанных ответов выявите сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполните таблицу:

Обломов

Штольц

Образ жизни

Отношение к семье и родителям

Отношение к образованию

Поведение в обществе и на службе

Восприятие любви

Модельный ответ:

Обломов

Штольц

Образ жизни

Праздность, пассивность

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Отношение к семье и родителям

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

Отсутствие интереса к науке

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Поведение в обществе и на службе

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Способность на глубокие искренние чувства

2 балла

1 -2 ответа

4 балла

3 – 4 ответа

6 баллов

5 – 6 ответов

8 баллов

7 — 8 ответов

10 баллов

9 – 10 ответов

3.Информационная компетентность, аспект – обработка информации

Задачная формулировка

Внимательно рассмотреть таблицу.

На основе сравнения двух литературных героев обобщить данные и сделать краткий вывод о том, каким образом противопоставлены персонажи.

Примерный модельный ответ – вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

Закрепление.

4. Компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)

На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)

Обломов: Штольц:

Модельный ответ.

На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)

Обломов: Штольц:

5. Рефлексия деятельности на уроке(2 -3 минуты)

Домашнее задание:

6. Коммуникативная компетентность, аспект – публичное выступление (2 уровень).

Итог: подготовьте выступление, в котором нужно будет доказать, чью позицию: Обломова или Штольца вы считаете более приемлемой для себя. Время выступления 3-4 минуты. Вы должны привести не менее 3 аргументов. При подготовке к выступлению используйте материал романа И.Гончарова «Обломов», поурочные записи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here