Повторительно-обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» в 8классе
Предметный результат:
Метапредметный результат:
Оборудование: проектор, карточки для индивидуальной работы разного цвета (красный –сложный уровень, зеленый – средний, желтый – базовый уровень) Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная Ход урока 1.Оргмомент Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Нам известна крылатая фраза: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (слайд 1) -Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя). Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, — деятельность» Запишите число, классная работа. На столе у каждого лежит листок самооценки. По мере выполнения заданий ставьте себе отметку: «5» если все сделали без ошибки; «4» -1-2 ошибки, «нужно повторить»
1 Задание для устной разминки: найдите четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор. (слайд 2) 1)На морозном воздухе было трудно дышать. 2)Мне не хотелось возвращаться. 3)На востоке синело. 4)За окном виднелось уже вспаханное поле. (двусоставное) Все остальные — односоставные (слайд 3) 1)Малыш не спит. 2)Приближается вечер. 3)Сердце громко стучит. 4)От добра добра не ишут. (односоставное). Все остальные двусоставные.
2 Задание Терминологический диктант. (Слайд 4) — Вам легко было выполнить это задание? Почему? ( Мы знаем, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Знаем виды односоставных предложений. Мы изучили эту тему. ) — Конечно, поэтому сегодня мы будем повторять и обобщать полученные знания – это тема нашего урока. (слайд 5) Запишите ее. Повторительно-обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» -А что необходимо повторить, чтобы обобщить знания? (Ученики определяют цели и задачи урока) (- отличие односоставных предложений от двусоставных ; — типы односоставных предложений, чтобы находить их в тексте или в предложениях ; — их структурные особенности ; — уметь производить синтаксический разбор предложений; — уметь употреблять односоставные предложения в речи).
УУД: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; выбор способа решения задач; коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ примеров.
2.Подготовка к обобщению понятий, правил.
Чтобы выполнить поставленные цели и задачи, нужно потренироваться. 1)На столе у каждой группы лежит «ромашка». Члены команды, отрывая «лепесток», получают задание : воспроизвести правило, обязательно привести свой пример .
1 лепесток: Какие предложения называются односоставными? Чем они отличаются от двусоставных? 2 лепесток: Какие предложения называются определенно-личными? 3 лепесток: Какие предложения называются неопределенно-личными? 4 лепесток: Какие предложения называются обобщенно-личными? 5 лепесток: Какие предложения называются безличными? 6 лепесток: Какие предложения называются назывными?
Ребята, поднимите руку, кто справился с заданием? У кого были затруднения? Молодцы! Следующее задание: 2) Графический диктант(слайд 6)
Записать ответ только буквами
(взаимопроверка) Передайте тетрадь друг другу .Проверьте. Зафиксируйте в листах свои успехи. (слайд 7) Ключ
— Как удобней обобщить изученный материал? Ведь он нам еще не раз пригодится! (составить таблицу). Итак, мы должны систематизировать полученные знания об односоставных предложениях, заполнив таблицу. 1)Запишите предложения, определите, в чем их отличие . Каким способом будете определять? ( подчеркивать грамматическую основу)
— К какому выводу приходите? ( Это односоставные предложения. Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности. Односоставные предложения делятся на предложения с главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым)
|
Чтобы составить нашу таблицу ,мы выполним работу в группах, их у нас 4. (группы составлены по желанию ребят) . У вас есть право перейти в другую группу.
Каждая группа получает одну и ту же карточку со своим заданием:
3)Устная работа в группах.
1.группа Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения.
2 группа Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения
3 группа Среди предложений отметить только односоставные неопределенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения
4 группа Среди предложений отметить только односоставные безличные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения.
Найдите предложения (согласно заданию), продумайте ответ, обсудите его.
После выполнения и обсуждения правильности задания 1 член команды выступит и аргументирует коллективное решение по определению вида односоставных предложений и способа их выражения.
Карточка .
-
Люблю грозу в начале мая.
-
Об экзаменах сообщено.
-
В садах окапывают деревья.
-
Цыплят по осени считают.
-
Уже смеркается.
-
Принесли почту.
-
Поедешь со мной?
-
Быть грозе великой.
-
Мне страшно.
-
Раннее утро.
-
Светало.
-
Стой за правду горой.
-
Вот и беседка
-
Нет ни гроша.
-
Верните книгу в библиотеку. В дверь стучат
-
К вечеру подморозит.
-
В дверь стучат
УУД: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
выбор способа решения задач;тролль в форме сличения способа
действия с заданным эталоном
коммуникативные : владеть просмотровым чтением, уметь принимать коллективное
решение, аргументировать свой ответ; оформлять свои мысли в
устной форме;
познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать
знания.
3.Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
Представители команд в порядке очереди называют предложения и способы их выражения. Дают определение своему виду односоставных предложений. Если ответ не совсем точен, у команды есть право дополнить ответ. Также дополнить могут члены других команд.
По мере выступления высвечивается таблица.(слайд 9)
Односоставные предложения.
Виды | Формы выражения главного члена предложения | Примеры | |
1 | Определённо-личные | Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения (подставляем: я, мы, ты, вы) | Люблю грозу в начале мая. Поедешь со мной? Верните книгу в библиотеку. |
2. | Неопределённо-личные | Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени; множ. числа прош. времени. (окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и ) | В дверь стучат. В садах окапывают деревья. Принесли почту. |
3.
| Обобщённо- личные | Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа. | Пословицы. Стой за правду горой. Цыплят по осени считают. |
4. | Безличные (нет и не может быть подлежащего) | Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит). Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ). Инфинитив. Слова «нет», «нельзя» Краткие прилаг. и причастия на –О. Слова состояния на –О. | Уже смеркается. К вечеру подморозит. Светало. Быть грозе великой. Нет ни гроша. Об экзаменах сообщено. Мне страшно. |
5.
|
Назывные |
Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов — только определения).
|
Раннее утро. Вот и беседка. |
А какие предложения вы не выписали? В чем их особенность?) Охарактеризуйте этот вид односоставных предложений.
(Обобщенно-личные. Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Чаще всего они используются в пословицах, поговорках и крылатых выражениях. Они выражают общечеловеческие ценности и в одинаковой степени относятся к любому лицу. действие относится к любому лицу. Это афоризмы, пословицы)
У нас появилась таблица, которую мы сообща составили, отредактировали.
Она ваша помощница, особенно для тех, кто еще, может быть, затрудняется в определении вида односоставных предложений. Раздается таблица каждому ученику.
Где чаще всего встречаются односоставные предложения в речи? ( В художественной и публицистической литературе, в устной разговорной речи)
Понаблюдаем за ролью односоставных предложений в речи. (слайд 10)
Фронтальная (устная) работа. Задание: найти односоставные предложения, определить их роль в тексте.
А) Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге.
(И. Бунин)
Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.
Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию: сообщить о месте, времени действия и о состоянии человека.. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность.
В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
А.Блок
Определенно — личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии. Внимание сосредоточено на глаголах. Интонация доверительная.
Г) За что–то меня упрекают
И в чем – то согласны со мной:
Так исповедь льется немая
Беседы блаженнейшей той.
А.Ахматова
Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица множественного числа. Акцент сосредоточен на действии.
Д) Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Все произведение поэта – это безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.
Еще одно задание. Перед вами текст для редактирования.
Прочитайте его внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируйте его. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? ( эти предложения синтаксические синонимы).
Текст для редактирования.
Запишите текст в исправленном виде.
Прочитайте, что у вас получилось. Какой вывод можем сделать? (Односоставные предложения являются средством лаконичности)
Оцените себя. Зафиксируйте в листе самооценки.
УУД: регулятивные: перерабатывать и систематизировать полученную информацию,
составлять таблицу по наблюдению в группе, выбор оснований для
классификации; уметь преобразовывать информацию из одной формы
в другую
коммуникативные: умение ясно, точно, полно выражать свои мысли, владеть
монологической и диалогической формами речи;
познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать
знания.
4. Самостоятельная работа.
В листах самооценки вы выставили себе оценки за урок. Поднимите руки те, кто работал на «5», на «4». А есть те, кто считает, что ему еще надо потренироваться?
Задание, которое будете выполнять сейчас, буду оценивать я. Уверена, наши оценки совпадут.
Даю задание на выбор: тест или карточки. (они лежат на столах) У вас есть право выбора.
1. Выполнение теста.
I вариант
-
Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Звени, звени, златая Русь! (С.Есенин)
2. Определите тип предложения Ночь как год.
А. односоставное
Б. двусоставное
-
Найдите безличное предложение.
А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б. Хорошо в зимнем лесу!
В. В воскресенье мы пойдём гулять в парк.
Г. Газеты приносят утром.
-
Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
А. двусоставное
Б. определённо-личное
В. безличное
Г. неопределённо-личное
-
Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. (А.С.Пушкин)?
А. двусост., и двусост.
Б. двусост., и опред.-личн.
В. двусост., и неопред.-личн.
-
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.С.Пушкин)
-
Произведите синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).
Уже смеркалось и я решил возвратиться домой.
II вариант
-
Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Веет с поля ночная прохлада.
Б. Свет луны во все концы.
В. В лесу держался запах прелой листвы.
2. Определите тип предложения Нет в мире совершенства.
А. односоставное
Б. двусоставное
-
Найдите неопределённо-личное предложение.
А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Б. Зачем всё-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
В. Наконец-то позвали меня.
Г. В классе тепло.
-
Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
А. двусоставное
Б. определённо-личное
В. безличное
Г. неопределённо-личное
-
Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром лесу, и я поспешил домой.
А. двусост., и двусост.
Б. опред.-личн., и двусост.
В. безл., и двусост.
-
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья блестят на солнце.
Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
-
Произведите синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).
Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо..
1.Карточка (красного цвета)
(работа с распечатанным текстом)
Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу, укажите способ выражения грамматической основы. Определите вид предложения по строению, вид односоставного предложения. Синтаксический разбор выделенного предложения
Сер…нький день. Сер…нький дождь м…росит. Моното(н,нн)ая к…ртина осени. Грус…но. Но зам…ча…ш… и у ноября свои яркие краски. Несут в сетках ж…лто (красные) ябл…ки. Радос…но видеть машины груже(н,нн)ые соч…ными к…чанами к…пусты. Цв…тастые зонты плавно покач…ваясь из стороны в сторону плывут по улицам.
Но вот однажды посм…трев утром в окно увид…м что всё вокруг белым (бело) …
2.Карточка (зеленого цвета)
Списать текст. В предложениях графически обозначить грамматические основы. Указать вид односоставных предложений. Доказать, что это текст
Опять величественно загремело где -то в бездонной, пустой вышине. Вокруг меня что-то крупно и быстро зашуршало, запахло мокрой свежестью весенней зелени. Прямой редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака, бесконечно высоко вставшего над самой моей головой. И по недвижимой и ровной поверхности зеркальной белой воды, быстро шумя, запрыгали бесчисленные гвозди.
(И. Бунин).
2 карточка (желтого цвета)
.Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений.
1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теплый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) 7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А. Фет)
После выполнения теста или карточки обучающиеся сдают работу учителю.
УУД: регулятивные: перерабатывание информации, умение сопоставлять, сравнивать;
коммуникативные: владеть ознакомительным чтением;
познавательные: умение осуществлять анализ предложений, поиск решения
проблемы
5. Подведение итогов урока
Урок подошел к концу. Мы много сделали. Вернемся к целям нашего урока. Выполнили мы их?
-
Что повторили сегодня? (Односоставные предложения)
-
Чему научились? (определять виды односоставных предложений, определять, чем выражен гл.член односоставного предложения, определять роль односоставных предложений в речи)
-
Какой этап урока показался самым интересным?
-
Что было трудным?
УУД: регулятивные: волевая саморегуляция, контроль и оценивание своей деятельности ;
коммуникативные: владение монологической речью
познавательные : анализ проделанной работы, полученных знаний.
6.Домашнее задание (Слайд 11)
1. Повторить материал по таблице. По жеданию составить кластер по теме.
2.Составить текст с использованием односоставных предложений на тему: «Зимнее утро» или «Первый снег» (тему можно сформулировать самому)
3.Подготовиться к комплексному анализу текста. ( В тексте встретятся все виды односоставных предложений)
Спасибо за хороший урок. Успешного дня!
Литература:
1.Образовательный стандарт
2.Примерная программа по русскому языку для общеобразовательных школ
3.Рабочая программа по русскому языку.
4.Учебник русского языка для 8класса под ред. М,М,Разумовской
5.Русский язык. Поурочные планы. 8 класс. Автор-составитель Н.Ю.Кадашникова
6.Русский язык. Тесты: в 2ч. Саратов:Лицей
ГОУ ДПО «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДПВАНИЯ
Контрольная работа
по методике преподавания русского языка
Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе
по теме «Односоставные предложения»
Работу выполнила:
Глебова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №13 г. Волгограда,
соискатель 1 квалификационной категории
Волгоград
2012