Урок внеклассного чтения

«Осень в русском искусстве IXX века»

Тип урока: Урок – исследование, защита проектов

Тип проекта: исследовательско — информационный; по продолжительности проведения: краткосрочный; по количеству участников: групповой

Цели урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства.

Обучающая: формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания;
Развивающая: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного по­знания и умений учебного исследования; развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; активное творческое, ассоциативное мышление; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.

Средства обучения: аудиозапись “Сборник классической музыки”, аудиозапись стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», презентации, выставка сборников стихотворений об осени, проектор, компьютерная презентация

Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение

Методы обучения: метод проектов

Методики обучения: методика развития связной речи

Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.

Подготовка к уроку:

Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени, , презентацию о поэтах, пишущих об осени, оформляют выставку сборников стихотворений об осени.

2-я группа – “художники” – готовят презентацию о биографиях художников, пишущих о природе, подбирают стихи к их картинам

3-я группа – “композиторы” – готовят презентацию о биографиях композиторов, пишущих о природе и кинозарисовку об осени

На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги, ручки. Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Слово учителя:

— Тема урока: «Осень в русском искусстве IXX века»

Цель урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства

Класс был поделен на 3 группы, каждая из которых готовила мини-проекты на темы: Осень в стихотворениях русских поэтов, в живописи и музыке IXX века.

У вас на столах, ребята, осенние букеты из листьев и цветов. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать не только грусть, но и прелесть этого прекрасного времени

На уроке мы послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе. Деятели различных видов искусства по-своему создают образ осени: художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков. Но все они своим творчеством выражали свою любовь к Родине, природе.

  • Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

А.С. Пушкин

Да, так писал об осени великий русский поэт. А какой видит осень каждый из нас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов.

II. Словарная работа

Искусство – Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.

Изящные искусства: музыка, живопись, (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пение,

Живопись — 1.Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок.

Пейзаж – [франц. paysage]

1.Жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.

2.Описание природы в литературном произведении.


III. Защита проектов.

В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке. В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.

Осень в искусстве

Литература

Живопись

Музыка

Осень в литературе

Защита проекта 1-ой группы. Чтение стихотворений, представление презентации о поэтах IXX века

См. презентацию

Чем различаются картины, нарисованные поэтами, и есть ли что-либо общее в них?

Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов осенью?

— Какими яркими художественными средствами пользуются поэты?

Осень в живописи

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Защита проекта 2-ой группы.

Просмотр презентации: репродукции художников и подобранные стихи к ним

См. презентацию

Что объединяет эти картины?

— А похожи ли они одна на другую? Почему?

— Какие же основные цвета в пейзажах?

— Какое настроение передают нам авторы?

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

Осень в музыке

Защита проекта 3-ей группы.

  1. Краткие сведения о Чайковском

  2. Кинозарисовка «Осенняя сказка» под музыку Чайковского «Охота» Октябрь

См. презентацию

— Какие чувства возникли в вашей душе при прослушивании музыки?

— Как, по-вашему, с помощью чего мир человеческой души, характер восприятия окружающего может быть выражен полнее, ярче, глубже – с помощью чарующих звуков музыки или же средствами поэтического искусства?

Конечно, каждый из вас имеет право на свое мнение: кому-то ближе музыка, кому-то – поэзия. Действительно, музыка и поэзия вряд ли могут противостоять друг другу. И слово, и звук – способы выражения человеческих чувств

IV. Итоги урока:

Обобщающая беседа

— Ребята, вы сегодня многое увидели, услышали, какой видит осень каждый из вас? И согласны ли вы со словами Пушкина, что осень унылая пора?

— Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц).

  • V. Задание на дом:

Вернемся к эпиграфу урока:

Унылая пора! Очей очарованье! А.С. Пушкин

У каждого человека свои ассоциации со словом ОСЕНЬ, напишите, пожалуйста, сочинение – миниатюру: «Мои ассоциации со словом ОСЕНЬ»

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here