План – конспект урока литературы

Тема: «Поговорим о…» (урок по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению») (2013 год)

Учитель: Мануилова Татьяна Николаевна

Место работы: МАОУ «СОШ №24» г.Сыктывкар, Республика Коми

Должность: учитель русского языка и литературы,

Предмет: литература

Класс: 6

Используемая технология: технология развития критического мышления

Цель урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений Е.Габовой

Задачи:

  1. обучающие

  • развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;

  1. развивающие

  • содействовать развитию критического мышления;

  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;

  • способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;

  1. воспитательные

  • оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.

Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием национально регионального компонента

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Структура и ход урока: представлены в таблице №1

Таблица 1. Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения

Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность.

Приветствуют учителя

1 мин

2

Этап «Вызов»

Слово учителя:

— Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.Габовой «Двойка по поведению». Кратко сообщить об авторе: Е.В.Габова, уроженка г.Сыктывкара, закончила ВГИК, журналист, переводчик , писатель, обладательница литературной премии В.Крапивина (Слайд №1 презентации)

— Знакомы ли вы с творчеством Е.Габовой? (Слайд №2 презентации)

— Что вы можете сказать о героях прочитанных произведений? Кто они? Какие?

— Рассказ, с которым мы будем сегодня знакомиться, называется «Двойка по поведению». Что может произойти в рассказе с таким названием? О чём он? О чём нам предстоит с вами поговорить на уроке? (Слайд №3 презентации)

Приём «корзина идей»

Слово учителя:

— А теперь обратимся к рассказу (на листах распечатан для каждого ученика). В процессе чтения с остановками вам предстоит спрогнозировать развитие сюжета, ответить на множество вопросов, порой очень трудных. Я желаю вам творческих удач и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Ответ положительный.

Герои произведений Е.Габовой – подростки, которые остро чувствуют обиды. Они стараются вести себя как взрослые, но не всегда в силу молодости и неопытности умеют показать свои истинные чувства.

Высказывают свои предположения (о школьниках, об учёбе, о двойках и двоечниках, об учителях и т.д.) и записывают предположения в своих технологических картах к уроку.

4 мин

3

Этап осмысления

Приём «Чтение с остановками»

Чтение 1-го отрывка учителем

Вопросы (приём «Ромашка Блума») (Слайд №4 презентации)

— Кто действующие лица данного рассказа? Перечислите их. Можете назвать главных героев?

— Какие они, герои рассказа? Над этим вопросом вы поработаете письменно по группам. Вам необходимо дать ответ на вопрос, подтвердив свой ответ примерами из текста.

1 группа: об учениках

2 группа: о Приходнове

3 группа: о Тане

— Предположите, почему так жестоко ведёт себя Валерка Приходнов?

— Отрывок заканчивается словами «и как будто уже не было вчерашнего вечера». Что это за вечер? Каким он был?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в следующем отрывке?

Чтение 2-го отрывка (читает ученик)

Вопросы (Слайд №5 презентации):

— Подтвердились ли ваши предположения по поводу вечера, предшествующего событию, описанному в начале рассказа?

— Что нового узнали вы о главных героях рассказа?

— Как вы оцениваете поведение Тани? Правильно ли она себя ведёт? Почему так?

Слово учителя:

3-ий отрывок является небольшим отступлением от сюжета рассказа, но дополняет характеристики главных героев. Прежде чем начнём читать, я хочу обратить ваше внимание на таблицу, которую вы будете заполнять после чтения этого отрывка (таблица есть в ваших картах урока) (Слайд №6 презентации с гиперссылкой)

Чтение 3-го отрывка (читает ученик)

После чтения: прошу вас составить таблицу-сранительную характеристику, опираясь на текст прочитанного отрывка.

— Что вам понравилось в Тане?

— А Валерка для вас по данному отрывку положительный герой? Почему?

Учитель: Следующий отрывок очень короткий (учитель читает до слов: «Кода, тебе кто-нибудь из наших пацанов нравится?»

— Девочки, как бы вы ответили на этот вопрос, если бы оказались на месте Тани?

— Мальчики, а вам на такой вопрос какой бы хотелось получить ответ?

— А как ответила Таня, мы сейчас узнаем.

Чтение 4-го отрывка (читает ученик)

Вопросы (Слайд №6 презентации):

— Правду ли сказала Таня Валерке? Зачем она это сделала?

Следующий отрывок является финалом рассказа.

— Предположите, как закончится рассказ?

Чтение 5-го отрывка (читает ученик)

— Как вы думаете, почему плакал этот решительный, несгибаемый Валерка, хулиган и предводитель мальчишек?

— Кто виноват в том, что произошло? Кто больше?

— Почему же такое произошло?

— Давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Он не прозвучал в самом начале специально, чтобы не помешать вам размышлять и думать. Теперь я прочитаю вам слова известного поэта 20 века Э.Асадова. Эти слова как нельзя лучше объяснят нам причину произошедшего в рассказе. Беда детей в том, что они ещё не воспитали в себе силу чувств, не укрепили свои души. Они пока не умеют быть великодушными, до конца честными и открытыми по отношению друг к другу.

Учащиеся отвечают (действующие лица – ученики, подростки. Главные герои: Валерка Приходнов и Таня Коданёва)

Работа в группах, затем демонстрация своей работы (одноклассники: жестокие, похожи на животных, злые;

Приходнов: жестокий, подлый, беспощадный, видно, что он предводитель;

Таня: боится, ничего не понимает, но находит силы за себя постоять)

Вечер был, наверное, хороший.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся отвечают

Валерка может быть не жестоким, проявляет знаки внимания по отношению к Тане. Таня впервые в жизни гуляет с мальчиками, пусть и с двоечниками. Ей никогда не было так весело.

Учащиеся отвечают

Составление таблицы-сравнительной характеристики, выступление.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Высказывают предположения

Ответы учащихся

10 мин.

4

Этап рефлексии

Слово учителя: рассказ прочитан. Я хочу обратиться к теме урока «Поговорим о…»

-Так о чём же мы с вами говорили сегодня на уроке?

— Чьи предположения, записанные в тетради, совпали с сюжетом?

(Слайд №6 презентации):

— Что вас взволновало сегодня на уроке?

— Что огорчило?

— Чему хотела научить нас, читателей, своим рассказом Е.Габова?

О дружбе, о любви, о том, как нелегко, оказывается, любить и быть любимым

3 мин.

5

Итог

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

Читайте произведения Елены Габовой. Будьте добрыми, внимательными, открытыми. Любите и будьте любимы! Я желаю вам счастья.

Список использованной литературы.

1.Габова Е.В. Никто не видел Рыжего: Повести, рассказы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000, с.153-164

2. Елена Габова. Биография : http://www.aodb.ru/

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here