План – конспект урока литературы
Тема: «Поговорим о…» (урок по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению») (2013 год)
Учитель: Мануилова Татьяна Николаевна
Место работы: МАОУ «СОШ №24» г.Сыктывкар, Республика Коми
Должность: учитель русского языка и литературы,
Предмет: литература
Класс: 6
Используемая технология: технология развития критического мышления
Цель урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений Е.Габовой
Задачи:
-
обучающие
-
развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;
-
развивающие
-
содействовать развитию критического мышления;
-
способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;
-
способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;
-
воспитательные
-
оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.
Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием национально регионального компонента
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Структура и ход урока: представлены в таблице №1
Таблица 1. Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность учеников | Время (в мин.) | |
1 | Организационный момент | Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность. |
Приветствуют учителя | 1 мин |
2 | Этап «Вызов» | Слово учителя: — Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.Габовой «Двойка по поведению». Кратко сообщить об авторе: Е.В.Габова, уроженка г.Сыктывкара, закончила ВГИК, журналист, переводчик , писатель, обладательница литературной премии В.Крапивина (Слайд №1 презентации) — Знакомы ли вы с творчеством Е.Габовой? (Слайд №2 презентации) — Что вы можете сказать о героях прочитанных произведений? Кто они? Какие?
— Рассказ, с которым мы будем сегодня знакомиться, называется «Двойка по поведению». Что может произойти в рассказе с таким названием? О чём он? О чём нам предстоит с вами поговорить на уроке? (Слайд №3 презентации) Приём «корзина идей»
Слово учителя: — А теперь обратимся к рассказу (на листах распечатан для каждого ученика). В процессе чтения с остановками вам предстоит спрогнозировать развитие сюжета, ответить на множество вопросов, порой очень трудных. Я желаю вам творческих удач и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
|
Ответ положительный. Герои произведений Е.Габовой – подростки, которые остро чувствуют обиды. Они стараются вести себя как взрослые, но не всегда в силу молодости и неопытности умеют показать свои истинные чувства.
Высказывают свои предположения (о школьниках, об учёбе, о двойках и двоечниках, об учителях и т.д.) и записывают предположения в своих технологических картах к уроку. | 4 мин |
3 | Этап осмысления | Приём «Чтение с остановками» Чтение 1-го отрывка учителем Вопросы (приём «Ромашка Блума») (Слайд №4 презентации) — Кто действующие лица данного рассказа? Перечислите их. Можете назвать главных героев?
— Какие они, герои рассказа? Над этим вопросом вы поработаете письменно по группам. Вам необходимо дать ответ на вопрос, подтвердив свой ответ примерами из текста. 1 группа: об учениках 2 группа: о Приходнове 3 группа: о Тане
— Предположите, почему так жестоко ведёт себя Валерка Приходнов? — Отрывок заканчивается словами «и как будто уже не было вчерашнего вечера». Что это за вечер? Каким он был?
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в следующем отрывке?
Чтение 2-го отрывка (читает ученик) Вопросы (Слайд №5 презентации): — Подтвердились ли ваши предположения по поводу вечера, предшествующего событию, описанному в начале рассказа? — Что нового узнали вы о главных героях рассказа?
— Как вы оцениваете поведение Тани? Правильно ли она себя ведёт? Почему так?
Слово учителя: 3-ий отрывок является небольшим отступлением от сюжета рассказа, но дополняет характеристики главных героев. Прежде чем начнём читать, я хочу обратить ваше внимание на таблицу, которую вы будете заполнять после чтения этого отрывка (таблица есть в ваших картах урока) (Слайд №6 презентации с гиперссылкой)
Чтение 3-го отрывка (читает ученик)
После чтения: прошу вас составить таблицу-сранительную характеристику, опираясь на текст прочитанного отрывка.
— Что вам понравилось в Тане? — А Валерка для вас по данному отрывку положительный герой? Почему?
Учитель: Следующий отрывок очень короткий (учитель читает до слов: «Кода, тебе кто-нибудь из наших пацанов нравится?»
— Девочки, как бы вы ответили на этот вопрос, если бы оказались на месте Тани? — Мальчики, а вам на такой вопрос какой бы хотелось получить ответ?
— А как ответила Таня, мы сейчас узнаем.
Чтение 4-го отрывка (читает ученик)
Вопросы (Слайд №6 презентации): — Правду ли сказала Таня Валерке? Зачем она это сделала?
Следующий отрывок является финалом рассказа.
— Предположите, как закончится рассказ?
Чтение 5-го отрывка (читает ученик)
— Как вы думаете, почему плакал этот решительный, несгибаемый Валерка, хулиган и предводитель мальчишек? — Кто виноват в том, что произошло? Кто больше? — Почему же такое произошло?
— Давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Он не прозвучал в самом начале специально, чтобы не помешать вам размышлять и думать. Теперь я прочитаю вам слова известного поэта 20 века Э.Асадова. Эти слова как нельзя лучше объяснят нам причину произошедшего в рассказе. Беда детей в том, что они ещё не воспитали в себе силу чувств, не укрепили свои души. Они пока не умеют быть великодушными, до конца честными и открытыми по отношению друг к другу.
|
Учащиеся отвечают (действующие лица – ученики, подростки. Главные герои: Валерка Приходнов и Таня Коданёва)
Работа в группах, затем демонстрация своей работы (одноклассники: жестокие, похожи на животных, злые; Приходнов: жестокий, подлый, беспощадный, видно, что он предводитель; Таня: боится, ничего не понимает, но находит силы за себя постоять)
Вечер был, наверное, хороший.
Учащиеся высказывают предположения.
Учащиеся отвечают
Валерка может быть не жестоким, проявляет знаки внимания по отношению к Тане. Таня впервые в жизни гуляет с мальчиками, пусть и с двоечниками. Ей никогда не было так весело.
Учащиеся отвечают
Составление таблицы-сравнительной характеристики, выступление.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Высказывают предположения
Ответы учащихся
| 10 мин. |
4 | Этап рефлексии | Слово учителя: рассказ прочитан. Я хочу обратиться к теме урока «Поговорим о…» -Так о чём же мы с вами говорили сегодня на уроке? — Чьи предположения, записанные в тетради, совпали с сюжетом?
(Слайд №6 презентации): — Что вас взволновало сегодня на уроке? — Что огорчило? — Чему хотела научить нас, читателей, своим рассказом Е.Габова?
| О дружбе, о любви, о том, как нелегко, оказывается, любить и быть любимым
| 3 мин. |
5 | Итог | Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Читайте произведения Елены Габовой. Будьте добрыми, внимательными, открытыми. Любите и будьте любимы! Я желаю вам счастья. |
|
|
Список использованной литературы.
1.Габова Е.В. Никто не видел Рыжего: Повести, рассказы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000, с.153-164
2. Елена Габова. Биография : http://www.aodb.ru/