Нуриахметова Изета Николаевна
МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ
Учитель русского языка и литературы
Тема урока: Пусть сказка живет
Тип урока: объединенный (комбинированный)
Цели урока: развивать интерес к сказкам; совершенствовать навыки речевого высказывания; развивать память, внимание, логику; побуждать к чтению сказок; повышать уровень культуры речи.
Оборудование: ПК, проектор, экран, иллюстрации к сказкам; выставка книжек, сделанных учащимися; презентация к уроку, магнитофон.
Ход урока
Эпиграф к уроку (Слайд 1):
Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка? — сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
-
Слово учителя. (Тихо звучит музыка к пьесе С.Прокофьева «Сказочка»).
Как прятно, усевшись поудобней, слушать сказки… Окунуться в мир, где добро вегда побеждает зло, где так много волшебства и чуда, где всегда уютно и детям, и взрослым. Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы будем слушать сказки. И не простые сказки, а сочиненные вами. На наших уроках вы узнали очень многое об этом жанре устного народного творчества: о его видах, композиционных особенностях, героях, сказочных формулах. Мы мысленно оказывались в самых необычных местах, совершали чудеса, общались со сказочными персонажами. Мы учились сочинять сказки, делали иллюстрации. Домашним заданием было оформить собственную сказку в виде книжки. (Заранее делается выставка из книжечек, сделанных детьми). -
Работа по теме.
Словарная работа.
Итак, сегодня вы все будете играть роль сказителей, то есть рассказчиков сказок. Или, по-иному говоря, будете сказочниками. (Слайд 2):
СКАЗИТЕЛЬ, название крестьянских исполнителей и создателей русских эпических песен — старин, или былин, так называемые рассказчики народных сказок и прочих произведений устного народного творчества.
СКАЗОЧНИК — специалист по рассказыванию сказок. При дворе московского царя был целый штат сказочников (по толковому словарю Д.Н.Ушакова ).
Определения записываются в тетрадях.
Тяжелая была жизнь наших предков: изнурительный труд, частые войны, болезни. Людям хотелось делиться чувствами, впечатлениями, жизненным опытом. Тогда рождались песни, загадки, сказки… И вот в долгие зимние вечера собирались они слушать сказителей, которые рассказывали о торжестве добра над злом, о справедливости и красоте. На каждый случай — своя сказка. Кстати говоря, большинство сказителей были неграмотными, но они обладали способностью запоминать громадное количество стихов — до нескольких тысяч.
Техника чтения сказок.
-
Ребята, как вы считаете, одинаковые ли вещи — читать сказки и рассказывать сказки?
—Как вы думаете, в каком темпе и с какой интонацией надо рассказывать сказки?
Техника чтения сказок – это особенный ритуал. Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. А вот и простые, но очень важные правила: (Слайд 3)
*Читать сказку нужно медленнее, чем вы обычно говорите.
*Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями.
*Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.
* Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.
*Читайте с чувством, пользуйтесь интонацией и мимикой, но не забывайте, что вы не в театре одного актера.
*Рассказывая сказку, не будьте скованы, расслабьтесь.
(Слайд 4):
Если у вас волшебная сказка, не надо особых приемов, чтобы изумить слушателя, так как в этих сказках и так много чуда. Пересказывайте спокойной, несколько торжественной манерой, интонацией удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Важно ничего не перепутать.
Если у вас сказка о животных, нужно уметь изменять интонацию (веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная), как бы говоря по ролям. Так вы сможете передать характеры животных.
Если у вас бытовая сказка, с помощью интонации (лукавой, ироничной, мудрой, примиряющей, успокаивающей) должны передать особенности речи героев, дать понять, как вы относитесь к ним.
В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки.
Наблюдение примера:
Просмотр отрывков из фильмов-сказок «Морозко», «Варвара краса – длинная коса», где в начале говорит сказительница, актриса А.Зуева.
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают).
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются).
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем).
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки).
Нос крючком, (Показывают пальчиком).
Глаза большие, (Показывают).
Словно угольки горят. (Покачивают головой).
Ух, сердитая какая! (Бег на месте).
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх).
Применение новых знаний: чтение учащимися собственных сказок.
Рассказывают у оконца импровизированного сказочного домика.
-
Молодцы! Ребята, вы все с поставленной задачей справились очень хорошо. Хочется слушать и слушать, но урок близится к концу. Здесь пора бы рассказать и докучную сказку. А что такое докучная сказка?
— Докучными (т.е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают няню рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказка укладывается в двух-трех строчках:
(Слайд 5):
-
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!
-
Хочешь сказку про лису!
Она в лесу.
-
Вокруг кольца,
Вокруг кольца
Ходили журавль да овца:
Сметали они стожок сенца –
Не сказать ли с конца?
-
У царя был двор,
на дворе был кол,
на колу висело мочало,
не начать ли сказку сначала?
У царя был двор…
-
Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся. -
Расскажу я Вам сказку про белого бычка …
Вот и сказка вся!
-
Подведение итогов.
Отправляясь в дальний путь,
Эти сказки не забудь.
Сказка учит доброте,
Смелости и красоте.
Побыстрее вырастай,
Книжки мудрые читай.
-
Домашнее задание: сочинить докучную сказку.