Тема урока: пути, которые выбирает человек (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Цель:
1. Познакомить учащихся с историей создания “Повестей Белкина”, дорожным бытом пушкинской поры.
2. В процессе обсуждения содержания выявить, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней.
3. Сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей.
4. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Слово учителя.
Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома — набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, которые всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки — прежде всего с нравственной точки зрения — люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?
Сегодня мы попробуем поразмышлять об этом вместе. А поможет нам разобраться в этом вопросе творчество великого русского поэта А.С.Пушкина. Мы уже знакомы с вами с его сказками стихами. А сегодня погрузимся в мир пушкинской прозы и осмыслим уроки, которые она нам преподаёт. Итак, тема нашего урока
История создания повести достаточно интересна.
-
История создания «Повестей Белкина».
Сообщение заранее подготовленного ученика + презентация
В мае 1830 года А.С.Пушкин получает согласие на брак с красавицей Н.А.Гончаровой. Но для того, чтобы уладить перед свадьбой некоторые имущественные дела, он в сентябре 1830 года отправляется в имение Болдино, принадлежавшее его отцу. Он рассчитывает пробыть там несколько дней и вернуться в Москву к невесте, но этому помешала холерная эпидемия. Когда случаи заболевания холерой стали встречаться в Москве, правительство распорядилось ввести карантин, долженствующий остановить распространение болезни. Жертвой такого карантина и стал Пушкин. Ему пришлось задержаться в Болдино на 3 месяца. Болдинская осень известна тем, что в течение трех неполных месяцев Пушкиным было написано такое большое количество произведений, что можно говорить о своеобразном «творческом взрыве. Среди написанного им в Болдине можно назвать около 30 стихотворений, циклы «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», сказку «О попе и о работнике его Балде», поэму «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина». Также именно в Болдине была завершена многолетняя работа над романом «Евгений Онегин». История мировой литературы не знает ни одного подобного примера, чтобы за три месяца писатель создал так много произведений, составивших сокровищницу русской литературы.
Одной из повестей, вошедших в цикл «Повести Белкина» стала повесть «Станционный смотритель». Она была написана 13 и 14 сентября 1830 года.
«Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
-
Работа с текстом повести.
Учитель: Еду тихо, слышны звоны под копытом на снегу
Только серые вороны расшумелись на лугу
Во времена Пушкина длинные расстояния людям приходилось преодолевать на лошадях. Долгая дорога утомляла, навевала тоску.
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Вёрсты полосаты – это верстовые столбы, на которых было указано, сколько ещё надо проехать до ближайшей станции. И вот наконец сама станция. Здесь можно было отдохнуть, попить чаю, поменять лошадей. Хозяевами на этих станциях были станционные смотрители. Для станционного смотрителя почтовая станция была домом, где жила его семья, росли дети.
На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция – Выра. Пушкин тринадцать раз проезжал через эту станцию. Жители Выры уверены, что история, описанная в «Станционном смотрителе», произошла на их тракте, что фамилия героя повести – Вырин происходит от названия места.
Сейчас в Выре, в здании бывшей почтовой станции, открыт музей станционного смотрителя. Музей, основанный 15 октября 1972года, стал первым в нашей стране музеем литературного героя, который расположился в здании почтовой станции.
Заглянем и мы с вами в дом станционного смотрителя.
Беседа по вопросам:
-
Что говорит рассказчик в начале повести о станционных смотрителях? Каково их положение? С каким чувством описывает этих «мучеников 14 класса» повествователь?
-
Как зовут героя повести? Сколько встреч было у рассказчика с героем?
-
Опишите их первую встречу. На какие художественные детали обращает наше внимание Пушкин? (порядок в доме, на подоконниках цветы, на стенах картины с историей блудного сына).
-
Какие чувства у рассказчика вызвала дочь смотрителя Дуня?
-
Что изменилось в доме смотрителя, когда рассказчик приехал туда во второй раз?
-
Какую историю рассказывает смотритель? Почему Дуня уезжает из родительского дома и бросает своего отца?
-
Какие попытки предпринимает смотритель, чтобы спасти свою дочь? Для чего он её ищет?
Анализ эпизода разговора Минского с отцом Дуни.
Раскаивается ли Миский в том, что увёз у смотрителя его единственную радость? Почему он предлагает смотрителю деньги? Какие чувства вызывает у нас герой?
-
Почему, увидев его, Дуня падает в обморок?
-
Какую судьбу предрекает своей дочери Семён Вырин?
-
Когда состоялась последняя встреча рассказчика со смотрителем? Кем же была нарядная барыня? Почему она долго лежит на могиле смотрителя и плачет?
-
Сопоставление повести Пушкина с притчей о блудном сыне.
Мы с вами знаем, что библия — величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Притча о блудном сыне, картинки из которой украшают стены скромного жилища станционного смотрителя, одна из самых популярных во все времена притч.
— Давайте вспомним, что такое притча? (Это краткий иносказательный поучительный рассказ)
— Перескажите сюжет евангельской притчи о блудном сыне.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
Рассматривание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Учитель: Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына.
Отец говорит: «Этот сын мой был мертв и ожил». Как вы понимаете его слова? Какой урок хочет преподать Иисус людям этой притчей (если человек раскаялся, то его обязательно прощают. Поэтому надо вовремя признавать и исправлять свои ошибки, не причиняя страданий близким людям)
— Почему картинки с историей блудного сына украшают стены жилища смотрителя?
— Что общего в судьбе Дуни Выриной и блудного сына?
— Кто из них оказался счастливее? Почему?
-
Творческая работа.
Дома я попросила вас написать письмо героям прочитанной повести Самсону Вырину и его дочери. Давайте посмотрим, о чём вам захотелось им написать.
Чтение 3-4 работ.
-
Подведение итогов урока.
Итак, как мы увидели, уйти в большую жизнь человек может по-разному. Какие нравственные уроки мы можем извлечь из прочитанных дома повести Пушкина и евангельской притчи?
Важно уметь говорить и показывать своим родным, близким, людям, которые вас любят, что вы тоже любите их, уметь просить прощения. Стараться жить так, чтобы собственная совесть не мучила, не изводила.
«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» А.С.Пушкин.
Всегда помните о тех, кто вас любит, помните о своих родителях, чтобы не было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним.