5 класс

Урок № 23.

Тема. Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле Славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в ходе работы над темой, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы;

  • формировать навыки обобщения и систематизации полученных знаний, работы с иллюстрациями и таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности:

  • воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

III. Подготовка к сочинению по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Слово учителя о Бородинской панораме.

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

Слово «панорама» в переводе с древнегреческого означает «вижу вокруг». Панорама, сочетая живописное полотно, предметный план и особое освещение, обладает большой силой воздействия на зрителя. Длина панорамы «Бородино» по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. Полотно представляет события, происходившие на поле битвы около полудня 26 августа (7 сентября) 1812 г. Художник показал разгар сражения, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно» (М.И. Кутузов).

3. Повествование как тип текста.

Повествование – такой вид художественного произведения, в котором рассказчик с присущими именно ему особенностями речи рассказывает о себе, об иных людях или событиях, с которыми был связан. Рассказчик может включать в повествование и речь других персонажей, но именно в процессе рассказа о себе самом.

4. План работы над сочинением.

1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.

2.Отобрать факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.

3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.

4. Отобрать слова, которые необходимо использовать в сочинении.

5. Вопросы, на которые необходимо ответить в сочинении.

1.Что рассказал ветеран сражения о событиях, предшествующих Бородинской битве?

2.О каких моментах сражения рассказал ветеран?

3.Каких героев изобразил в своём рассказе старый солдат?

4.Как он относится к этому историческому событию?

5.Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?

6. Конструирование начала сочинения.

Тёплая летняя ночь. У походного костра собрались однополчане. Ничто не нарушает спокойствия. Но не привыкли сидеть без дела русские воины. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – раздаётся в тишине молодой голос. Старый ветеран, неторопливо закуривая трубку, начинает рассказ о легендарном сражении.

7. Обращение к фрагментам панорамы Ф.А.Рубо. Составление рабочих материалов к сочинению.

Ключевые моменты Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы к сочинению.

Командный пункт генерала Д.С.Дохтурова.

Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской.

На восточном берегу Семёновского ручья сосредоточились русские войска.

После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Дохтуров. Его можно видеть на переднем плане.

Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.

За разрушенными избами на окраине деревни ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними на белом коне генерал Коновицын.

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по лёгкому дощатому мостику, по колено в воде, через Семёновский ручей, взбираются по крутым отступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления.

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский – «выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться».

Генерал Дюфур (подкреплённый Фрианом) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!… Четыре стены приближались, неся ружьё наперевес!… Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант Бороздин предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться.

Семёновские (Багратионовы) флеши.

Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Одна за другой следуют атаки дивизии Фриана. Её наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.

Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Командный пункт Наполеона.

Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.

Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «старая» и «молодая» гвардии. Вдали на белом гоне во главе свиты – Наполеон. Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.

Атака саксонских кирасир.

Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

Атакуя левое крыло русских, Наполеон бросает на прорыв конницу, на пути которой встаёт естественная преграда – Семёновский овраг. Атака конницы ослабела. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

За движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.

Кавалерийский бой во ржи.

Самый динамичный и напряжённый фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино.

Подвиг неизвестного героя.

Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей.

Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воина сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

67-летний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы.

Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов.

Он всегда подчёркивал, что «тот генерал, который сохранит ещё резервы, не побеждён».

Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Раненого генерала П.И.Багратиона увозят с поля битвы.

С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

У дальних берёз расположились лейб-гвардии Семёновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.

Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки – цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряжённой тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

8. Конструирование финала сочинения.

«Да, были люди в наше время…» – закончил старый солдат. «А вам, молодым, нужно стремиться во всём быть достойными своих дедов и отцов», — добавил он.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1.Закончить работу над сочинением.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

— «Детство Н.В.Гоголя»;

— «Гимназия»;

— «В Петербурге».

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here