5 класс
Урок № 23.
Тема. Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле Славы». (Повествование о событиях от лица их участников).
Цель:
-
обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в ходе работы над темой, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы;
-
формировать навыки обобщения и систематизации полученных знаний, работы с иллюстрациями и таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности:
-
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
III. Подготовка к сочинению по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Слово учителя о Бородинской панораме.
Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).
Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.
К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
Слово «панорама» в переводе с древнегреческого означает «вижу вокруг». Панорама, сочетая живописное полотно, предметный план и особое освещение, обладает большой силой воздействия на зрителя. Длина панорамы «Бородино» по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. Полотно представляет события, происходившие на поле битвы около полудня 26 августа (7 сентября) 1812 г. Художник показал разгар сражения, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно» (М.И. Кутузов).
3. Повествование как тип текста.
Повествование – такой вид художественного произведения, в котором рассказчик с присущими именно ему особенностями речи рассказывает о себе, об иных людях или событиях, с которыми был связан. Рассказчик может включать в повествование и речь других персонажей, но именно в процессе рассказа о себе самом.
4. План работы над сочинением.
1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.
2.Отобрать факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.
3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.
4. Отобрать слова, которые необходимо использовать в сочинении.
5. Вопросы, на которые необходимо ответить в сочинении.
1.Что рассказал ветеран сражения о событиях, предшествующих Бородинской битве?
2.О каких моментах сражения рассказал ветеран?
3.Каких героев изобразил в своём рассказе старый солдат?
4.Как он относится к этому историческому событию?
5.Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?
6. Конструирование начала сочинения.
Тёплая летняя ночь. У походного костра собрались однополчане. Ничто не нарушает спокойствия. Но не привыкли сидеть без дела русские воины. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – раздаётся в тишине молодой голос. Старый ветеран, неторопливо закуривая трубку, начинает рассказ о легендарном сражении.
7. Обращение к фрагментам панорамы Ф.А.Рубо. Составление рабочих материалов к сочинению.
Рабочие материалы к сочинению. | |
Командный пункт генерала Д.С.Дохтурова. | Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала. |
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. На восточном берегу Семёновского ручья сосредоточились русские войска. После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Дохтуров. Его можно видеть на переднем плане. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними на белом коне генерал Коновицын. | |
Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. | Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. |
Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по лёгкому дощатому мостику, по колено в воде, через Семёновский ручей, взбираются по крутым отступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. | |
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. | Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский – «выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться». |
Генерал Дюфур (подкреплённый Фрианом) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!… Четыре стены приближались, неся ружьё наперевес!… Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант Бороздин предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться. | |
Семёновские (Багратионовы) флеши. | Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских. |
Одна за другой следуют атаки дивизии Фриана. Её наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских. | |
Командный пункт Наполеона. | Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха. |
Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «старая» и «молодая» гвардии. Вдали на белом гоне во главе свиты – Наполеон. Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха. | |
Атака саксонских кирасир. | Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона. |
Атакуя левое крыло русских, Наполеон бросает на прорыв конницу, на пути которой встаёт естественная преграда – Семёновский овраг. Атака конницы ослабела. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона. За движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат. | |
Кавалерийский бой во ржи. | Самый динамичный и напряжённый фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино. |
Подвиг неизвестного героя. | Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей. |
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воина сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии. | |
Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. | 67-летний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. |
Он всегда подчёркивал, что «тот генерал, который сохранит ещё резервы, не побеждён». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса. | |
Раненого генерала П.И.Багратиона увозят с поля битвы. | С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина. |
У дальних берёз расположились лейб-гвардии Семёновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки – цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряжённой тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина. |
8. Конструирование финала сочинения.
«Да, были люди в наше время…» – закончил старый солдат. «А вам, молодым, нужно стремиться во всём быть достойными своих дедов и отцов», — добавил он.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Закончить работу над сочинением.
2.Инд.задания. Подготовить сообщения:
— «Детство Н.В.Гоголя»;
— «Гимназия»;
— «В Петербурге».