1001 идея интересного занятия с детьми
ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС)
Ронгинская Светлана Борисовна, КОГОБУ ВГГ, учитель начальных классов, Кировская область
Предмет (направленность): литературное чтение.
Возраст детей: 2 класс.
Место проведения: класс.
Тема: С.Иванов «Каким бывает снег» (УМК «Начальная школа ХХI века», учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс)
Цель: учить работать с научно-художественным текстом, формировать читательскую компетенцию
Задачи:
-
Образовательная:
– учить находить существенные различия видов снега в научно-познавательном тексте;
— учить находить и объяснять сравнения как в стихотворном, так и в прозаическом тексте.
2. Воспитательная:
— воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст;
— воспитывать внимательное отношение к литературному слову;
— воспитывать наблюдательность;
— учить работать в группе: умение слушать другое мнение,
доказывать свою точку зрения.
3. Развивающая:
— развивать культуру речи;
— расширять лексический запас школьников;
— поддерживать интерес к чтению как процессу, так и
учебному предмету.
Формы работы: фронтальная и групповая
Планируемые результаты:
Личностные:
– личностное отношение к красоте зимней природы и образности авторского слова
Метапредметные:
— целеполагание;
— прогнозирование;
— саморегуляция;
— оценка и коррекция своего мнения и высказывания;
— рефлексия;
— работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);
— коммуникация (развёрнутое высказывание);
— сотрудничество при работе в группе
Предметные:
— выразительное осмысленное чтение текста;
— работа по плану;
— вычленение выразительных средств в произведении
(эпитеты, сравнения, олицетворения).
Ход урока:
1. Оргмомент (1 минута):
Учитель: — Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний (7 минут):
Учитель: — Послушайте стихотворение детской поэтессы Зои Александровой и нарисуйте себе в голове нему картину.
(читает наизусть стихотворение «Зима», дети сидят с закрытыми глазами)
— Какое настроение создаёт у вас это стихотворение? Почему радостное?
— О каком времени года идёт речь в стихотворении? Докажите.
— Какие сравнения запомнились у автора? Почему именно такое сравнение употребила Зоя Александрова?
(показ картинки снегиря)
— Какой новый блок, по-вашему, начинает данное стихотворение?
— Открываем страницу 128 учебника и прочитаем название стихотворения.
— Обратите внимание, что в название блока взята первая строка стихотворения, но по ней понятно, что произведения будут о зиме.
— Каким поэтесса показала снег в своём стихотворении? Каждое слово неслучайно, объясните.
— А что такое снег с научной точки зрения?
(на центральной доске – табличка СНЕГ)
— Каким бывает снег, вспомните из своего опыта?
(на левой доске фиксирует за детьми: белый, холодный, колючий, липкий, глубокий, грязный, блестящий, хлопьями, крупой)
3.Определение темы и цели урока (3 минуты):
Учитель: — На такой же вопрос ответил детский писатель Сергей Анатольевич Иванов, который написал более 50 книг, и вам может быть известен как автор сценариев мультфильмов «Бюро находок», «Падал прошлогодний снег» и «Незнайка на Луне», кроме того за повесть «Зимняя девочка» ему была вручена Премия имени Г. Х. Андерсена.
(на левой доске – портрет писателя, выставка книг)
— На странице 129 найдите название рассказа.
(на левой доске вывешиваются таблички – ТЕМА: С.Иванов «Каким бывает снег»)
— Определим цель нашего чтения по опорам.
(на левой доске таблички — опоры: ЦЕЛЬ: * УЗНАТЬ,
* СРАВНИТЬ)
4. Новый материал (19 минут):
Учитель читает первую часть (стр.129)
Учитель: — О каком снеге рассказал автор в первой части?
— Что мы узнали об этом снеге?
(на центральную доску вывешиваются таблички:
октябрьский,
первый,
робок и тих,
тает,
белый и лёгкий)
Учитель: — Следующие части вы будете читать в группах по 4 человека и готовить ответ по плану
(на правой доске открывается табличка — ПЛАН:
1.О каком снеге?
2. Чем он отличается?)
— 2ую часть готовят ваши 2 группы (с первого ряда), 3ью часть – ваши 2 группы (со второго ряда) и 4ую часть ваши 2 группы (с третьего ряда). На работу вам 3 минуты.
Учитель: — Время на подготовку закончилось, давайте послушаем, что узнали группы. Будьте внимательны, вы готовили разные части, нам сейчас надо собрать общую картину.
(по отчётам групп на центральной доске появляются таблички):
январский февральский апрельский
силён и спокоен злой и колючий последний
тяжёлое одеяло метели плотный и липкий
сыпучее болото Злодей! Колдун! Ведьмин сын! дырявый
-
Итог (4 минуты):
Учитель: — Каким же показал нам снег Сергей Иванов?
— Сколько «характеров» подметил автор?
— Можно ли сказать, что он к снегу относится как к человеку? Такой приём в литературе называется олицетворением.
— Выполнили ли мы нашу цель? (на левой доске)
— Совпала ли наша точка зрения (левая доска) с авторской (центральная)?
-
Рефлексия (5 минут):
Учитель: — А какой снег вам больше всего понравился?
— Постараемся добавить ещё одну характеристику про первый снег, но свою (новое чистое покрывало).
— А сейчас постарайтесь в группах добавить также по одной характеристике к своему виду снега (искристый; леденящий душу; скользкая корочка).
— Можно ли сказать про этот рассказ, что в нём есть научные сведения? А применял ли автор красивые образы? Такой вид рассказа называется научно-художественным.
-
Домашнее задание (1 минута):
Учитель: — Выполнить на стр.129 задание 4 к тексту.
-
Резерв:
Учитель: — Автор в тексте использовал сравнения, давайте их найдём.
— Уместны ли они в рассказе?
— В Печатной Тетради №1 на стр.58 выполним з.1, не подглядывая в текст. А теперь отгадаем загадку в з.4 (отгадку – говорят хором).
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
-
сайт Википедия -http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0%ED%EE%E2,_%D1%E5%F0%E3%E5%E9_%C0%ED%E0%F2%EE%EB%FC%E5%E2%E8%F7