Тема урока: Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Цели урока: Повторить известные способы сравнения героев; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина ( два характера – две судьбы)

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к произведению, рисунки обучающихся, выставка книг.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и задач урока.

  2. Эпиграф к уроку: Сам погибай, а товарища выручай.

( как вы понимаете смысл этой пословицы?)

  1. Беседа по домашнему заданию.

Где происходило действие?

Из-за чего была вражда народов?

Что произошло с офицерами русской армии?

Как жили в плену Жилин и Костылин?

Чем отличалась их жизнь в течение месяца?

Как относились татары в первые дни плена к русским офицерам?

Правы ли горцы, называя Жилина «джигитом», а Костылина «смирным»?

  1. Сравнительная характеристика героев произведения.

(записываем в тетради). Слово учителя о выразительном средстве языка – сравнении.

Жилин Костылин

Место жительства

Горный аул, сарай Горный аул, сарай

Чем питались пленные?

Лепёшка из просяной муки только лепёшка, сырое тесто

или сырое тесто и вода, и вода.

молоко, сырные лепёшки,

кусок баранины.

Чем занимались офицеры?

Писем не писал, всё высматривал, писал ещё раз домой,

Выпытывал, думал, как ему устроить скучал, ждал деньги,

побег. Рукодельничал: лепил кукол,

плёл корзинки из прутьев, мастерил

игрушечную карусель на диво всему

аулу, чинил оружие, часы, учился

понимать татарский язык.

На свободе (побег).

Тихо полез в дыру, выбрался Полез, зацепил камень,

Снял сапоги, пошёл босиком, загремел, тоже снял сапоги,

Торопится ноги изрезал, не успевает,

Сам всё идёт всё отстаёт, охает,

Пригляделся, свистнул, рассмеялся, «так и упал от страха»

Устал, а идти надо, как хочешь, а я не дойду,

Молчит , старается помочь, не смог перетерпеть боль,

криком выдал обоих,

посадил Костылина на себя, иди один, за что тебе из-за

поволок, меня пропадать,

нет, не пойду: не годится

товарища бросать.

Вывод: Из проделанной нами работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятно, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге..Герои произведения оказались в одинаковых условиях, но Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведёт активную борьбу за своё и товарища освобождение из плена, а Костылин лишён всех этих качеств, бездействует, противопоставлен Жилину.

  1. Беседа о «говорящих фамилиях» героев.

От каких слов образованы фамилии героев?

Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный, сильный, упругий. Отсюда Жилин – жить.

Костыль – палка для хромых, безногих, беспомощных, слабый человек. Это Костылин.

  1. Работа с учебником.

Выполнение заданий 5 вопроса.

Межнациональная вражда продолжается и в наши дни.

( Рассказ детей о терактах в Волгограде) Да, ребята, страдают дети, старики, взрослые… Но наш народ борется и будет бороться за мир во всём мире.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here