Тема урока: Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
Цели урока: Повторить известные способы сравнения героев; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина ( два характера – две судьбы)
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к произведению, рисунки обучающихся, выставка книг.
Ход урока.
-
Сообщение темы и задач урока.
-
Эпиграф к уроку: Сам погибай, а товарища выручай.
( как вы понимаете смысл этой пословицы?)
-
Беседа по домашнему заданию.
Где происходило действие?
Из-за чего была вражда народов?
Что произошло с офицерами русской армии?
Как жили в плену Жилин и Костылин?
Чем отличалась их жизнь в течение месяца?
Как относились татары в первые дни плена к русским офицерам?
Правы ли горцы, называя Жилина «джигитом», а Костылина «смирным»?
-
Сравнительная характеристика героев произведения.
(записываем в тетради). Слово учителя о выразительном средстве языка – сравнении.
Жилин Костылин
Место жительства
Горный аул, сарай Горный аул, сарай
Чем питались пленные?
Лепёшка из просяной муки только лепёшка, сырое тесто
или сырое тесто и вода, и вода.
молоко, сырные лепёшки,
кусок баранины.
Чем занимались офицеры?
Писем не писал, всё высматривал, писал ещё раз домой,
Выпытывал, думал, как ему устроить скучал, ждал деньги,
побег. Рукодельничал: лепил кукол,
плёл корзинки из прутьев, мастерил
игрушечную карусель на диво всему
аулу, чинил оружие, часы, учился
понимать татарский язык.
На свободе (побег).
Тихо полез в дыру, выбрался Полез, зацепил камень,
Снял сапоги, пошёл босиком, загремел, тоже снял сапоги,
Торопится ноги изрезал, не успевает,
Сам всё идёт всё отстаёт, охает,
Пригляделся, свистнул, рассмеялся, «так и упал от страха»
Устал, а идти надо, как хочешь, а я не дойду,
Молчит , старается помочь, не смог перетерпеть боль,
криком выдал обоих,
посадил Костылина на себя, иди один, за что тебе из-за
поволок, меня пропадать,
нет, не пойду: не годится
товарища бросать.
Вывод: Из проделанной нами работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятно, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге..Герои произведения оказались в одинаковых условиях, но Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведёт активную борьбу за своё и товарища освобождение из плена, а Костылин лишён всех этих качеств, бездействует, противопоставлен Жилину.
-
Беседа о «говорящих фамилиях» героев.
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный, сильный, упругий. Отсюда Жилин – жить.
Костыль – палка для хромых, безногих, беспомощных, слабый человек. Это Костылин.
-
Работа с учебником.
Выполнение заданий 5 вопроса.
Межнациональная вражда продолжается и в наши дни.
( Рассказ детей о терактах в Волгограде) Да, ребята, страдают дети, старики, взрослые… Но наш народ борется и будет бороться за мир во всём мире.