Урок литературы

« Строки, опалённые войной» / 7 класс/

Цели:

  • учить анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания, грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

  • развивать умение выразительно читать художественный текст;

  • помочь учащимся осознать, что война — ужасное событие, которое нельзя забывать, создание атмосферы исторической памяти; воспитание чувства уважения к подвигу советского солдата

Оборудование урока:

  • компьютер,

  • мультимедиа,

  • распечатки на каждой парте с фрагментами художественных текстов,

  • палитра для работы в группе,

  • бумажные журавли.

Ход урока.

I.Орг. момент
Вначале демонстрируется пустой слайд. / 1 слайд /
Учитель: Наш урок посвящен тому, о чем слагают стихи и прозу, ей посвящают музыкальные произведения, ее изображают художники. Многие люди синонимом к ней называют слово «бойня». Она полна горя и страданий. Обращаясь к ней с вопросом, Б.Окуджава употребляет такой эпитеты «Что ж ты сделала подлая?» (дети дают варианты ответов….)
Если правильный ответ не дан, смотрим презентацию. / 2 слайд /
Учитель: Сегодня мы будем говорить о войне, а вернее о произведениях (лирических, прозаических), которые были созданы в эти тяжелые для страны годы.

За каждый правильный ответ вы будете получать георгиевскую ленту. В конце урока мы подведём итог.

II. Вопрос: Война…Ребята, какой ассоциативный ряд рождает у вас это слово? Черчу на доске схему. (Предполагаемые ответы: кровь, смерть, слёзы, боль и т. д. Записываю ответы под стрелками)

смерть

слёзы

голод

Учитель. Молодцы. Хотя по истории вы ещё не изучали ВОв, но знаете много о тех нелегких годах.

— А какие произведения о Вов, с которыми вы знакомились раньше, помните?

III. Прослушивание сообщения Левитана. / 3 слайд /

Сообщение Левитана о нападении фашистской Германии разделило жизнь наших мирных граждан на «до» и «после». 1418 дней и ночей длилась ВОв.

— Страшной была плата за спасение Отечества. 27 миллионов – это последние данные. / 4 слайд /

Учитель: Через 3 года мы будем отмечать знаменательную дату, связанную с ВОв. Какую, ребята? Правильно, 70 лет со дня Великой Победы.

— В этом словосочетании, какие слова-синонимы вы могли бы подобрать к слову ВЕЛИКАЯ? (Ответы: значимая, долгожданная…)

III. Беседа.

Учитель: А какую помощь могли оказать поэты и писатели, чтобы приблизить победу?

(Предполагаемые ответы: Поднять боевой дух солдат, поддержать морально в тылу, просто правдиво хронологически фиксировать события.)

Одна из страшных страниц ВОв – блокада Ленинграда. На начало блокады в городе насчитывалось 2 мл. 544 тыс. жителей, осталось только 560 тыс. / 5 слайд /

Учитель: Хотелось бы обратиться к воспоминаниям, которые хранят дневники тех, кто пережил блокаду.

— Ребята, а каковы особенности жанра дневника? (Предполагаемые ответы: дневнику доверяют самое сокровенное, тайное)

Учитель: А вот что рассказала в своем дневнике поэтесса Ольга Берггольц:

(выразительное чтение на фоне музыки Concerto for Violin Orchestra) / слайды 6-11/

«Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать…
На Невском столкнулась я с женщиной, замотанной во множество платков, тащившей на санках гроб, собственно говоря, даже  не гроб, а что-то вроде  комодного ящика. Я остановилась, чтобы пропустить гроб, а она остановилась, чтобы пропустить меня, выпрямилась и глубоко вздохнула. Я шагнула, а она в это время  рванула саночки, но они наскочили на  какую — нибудь   выбоинку или бугор. Женщина ненавидяще посмотрела на меня из своих платков и еле слышно крикнула:

— Да ну, шагай!
И я перешагнула через гроб, а так как шаг пришлось сделать очень широкий, то почти упала назад и невольно села на ящик. Она вздохнула и села рядом.- Из города? – спросила она.

Да
– Давно?
– Давно, часа три, пожалуй.
– Ну что там, мрут?
– Да .
– Бомбит?
– Сейчас нет. Обстреливает.
– И у нас тоже. Мрут и обстреливает.

Потом мы встали, обе взялись за веревку ее санок и перетащили гроб через бугорок, на котором он остановился. Она молча кивнула. Встреча с женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, и перекур с нею ничего не шевельнули во мне  тогда».

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? О чем вы думали, слушая эти воспоминания? Почему поэтесса пишет, что встреча с женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, ничего тогда в ней не шевельнули?»

Iv. Работа в группах.

Объединяю детей в группы (две соседние парты).

/ слайд 12 – пустой, чтобы не отвлекало от работы/

Учитель: Представьте, что вы вместе с поэтессой бредете по заснеженному Ленинграду. Вам необходимо изобразить это в цвете? Какие краски вы выберете? Работаем группой, затем один человек выходит к доске защищать работу. (оформляют палитру)

v. Рассказ учителя. Целый год враг душил Ленинград железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму. Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города – 9 августа 42-го года. Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое «секретное оружие». Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так были нужны больным и раненым. /13 слайд/

— Ребята, как выдумаете, что это было за «секретное оружие»? (предполагаемые ответы детей)

Знакомлю детей с «секретным оружием», даю прослушать фрагмент симфонии Шостаковича. / 14 слайд /

Это были 4 большие объёмистые тетради, исписанные нотами, их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была 7 симфония Шостаковича.

— Какие чувства, на ваш взгляд, вложил автор в это произведение?

— Какие чувства, эмоции вызвала 7 симфония у вас?

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время,- веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Из документов: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

v. Работа с текстом.

Не обошла Великая Отечественная война и Ростовскую землю. О тех годах лихолетья лучше всего повествуют в своих стихах наши ростовские поэты. Даниил Долинский был механиком, а потом стрелком в летнем полку, Победу встретил в Австрии. / слайд 15 /

Работа с текстом. Даю возможность прочитать детям. Затем предоставляю образец выразительного чтения.

Первые с ветки на ветку,

Падают листья, летят,

Словно уходят в разведку

И не вернутся назад.

Ветры провоют лихие,

Солнышко бросит свой взгляд.

Листья вернутся. Другие.

Те не вернутся назад.

В стужах бесчисленнолетних,

Как миллиарды солдат,

Падают…Нету последних!

Первые листья летят.

Д. Долинский.

Учитель: — Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

— О чем вы размышляли?

— С чем сравнивает поэт солдат? Найдите сравнительный оборот. Почему?

(Ответы: с листьями, которые опадают и вновь не вырастут, так и наши солдаты, уходят в разведку и, возможно, не вернутся назад)

— Как организован звуковой строй в 1 строфе? Сядьте удобнее, закройте глаза, вслушайтесь, какие звуковые ассоциации у вас возникли во время прослушивания? (ещё раз зачитываю 1 строфу).

(тишина)

— Почему возникает такое ощущение? Обратим внимание на звукопись: какие согласные звуки по звонкости/глухости преобладают в 1 четверостишье?

( [ п ]; [ т ]; [ к ]; [ с ] – все глухие)

— Найдите в тексте прием олицетворения?

(ветры провоют)

— Почему именно такой глагол употребляет автор6 не прошумит, не прошелестит, а именно провоет?

— Какой эпитет употребляет автор к слову ветры?

(лихие)

— Как понимаете значение этого слова? В случае затруднения обращаемся к словарю. В каком именно значении в тексте употреблено это слово? / слайд 14 /

vI. Сегодня на уроке мы познакомились с небольшой частью тех произведений, которые были созданы в сложные военные годы.

— Ребята, можем ли мы утверждать, что строки этих произведений опалены войной. Свой ответ аргументируйте.

Многие стихи соединялись с музыкой. Стихи Рамсула Гамзатова, положенные на музыку, в исполнении Марка Бернеса, стали известной песней. Наши предки считали, что души погибших солдат превращаются в белых журавлей. И курлыча высоко в небе, они будят нашу совесть, нашу память. Многое можно услышать в этой песне: кого-то она утешает, кому-то сочувствует. Сегодняшний урок вызвал у вас определенные чувства. Напишите эти чувства на крыльях белых журавлей, и мы отпустим их в наше голубое небо. / слайд 15 /

Дети подходят к плакату, где нарисовано голубое небо, приклеивают своих журавликов на заранее готовые места, отмеченные двухсторонним скотчем. Должен получиться импровизированный караван журавлей.

vII. Д./з. Написать письмо или поздравительную открытку ветерану.

vIII. Мозговой штурм.

— Какую геометрическую фигуру я держу в руке? (▼)

— Что общего между треугольником и темой нашего урока? Если дети затрудняются с ответом, то можно подсказать с помощью стихотворения

На опустевшие балконы
Ложатся сумерки и тьма,
И ходят мимо почтальоны,
И нет по-прежнему ……….

(Ответ: именно такую форму имели письма с фронта)

Я вручаю вам письма от своего имени. Все они содержат пожелания.

IХ. Подведение итогов. Подсчёт георгиевских лент. Оценивание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here