Урок литературы в 5 классе

Тема: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты:

— стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— становление личности человека;

— цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

— нерасторжимое чувство единства природы и человека.

Метапредметные результаты:

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные:

— умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;

— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

— умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Оборудование: ватман, географическая карта.

Виды деятельности:

— поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

— продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;

— репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;

— исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.

Ход урока:

— Индивидуальное сообщение ученика об истории создания рассказа «Васюткино озеро».

— Проблемный вопрос на урок (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

— Групповая работа (5 групп – 5 заданий на карточках, выбирает задание представитель от группы).

1) «Психологи»

Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?

Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолеть страх.

2) «Топографы»

Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?

Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.

3) «Хранители времени»

Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён?

По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.

4) «Географы»

Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу?

Расскажите о климате тайги, покажите на карте географические места, указанные в рассказе.

5) «Аналитики»

Заполните таблицу «Уроки тайги» в рабочей тетради к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс, часть 2 (автор Ф.Е. Соловьёва).

Задание сформулировано так: заполните правую часть, подобрав цитаты. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Чему научила Васютку тайга?»

— Выступление групп.

— Итоги урока.

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока к записанному на доске:

Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?

Дополнительный вопрос:

Откуда Васютка всё знает, кто его научил?

Д/з: подготовить сообщение о детских годах Е. Носова, подготовить выставку картин.

Список используемой литературы:

  1. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: Методическое пособие/Ф.Е. Соловьёва; под редакцией Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 283

  2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: в 2 частях. Ч.2 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 51

  3. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. — № 4, с .35

  4. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. — № 6, с .9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here