Урок литературы в 5 классе

Использованы материалы И.В. Золотарёвой, Н.В. Егоровой

Автор — Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Петя Ростов в партизанском отряде»

Цели урока:

  • анализ эпизодов «Приезд Долохова», «Разговор о пленных», «Долохов и Петя в разведке»;

  • обучение развёрнутому ответу на вопрос

Словарная работа: эпизод, характер эпизода

Ход урока

    1. Организационный момент.

    1. Слово учителя о целях и теме урока. Запись даты и темы в тетрадь.

    1. Повторение ранее изученного материала:

    • Кто такой Петя?

    • Как вы его себе представляете?

    • Какие поступки его характеризуют как человека и бойца?

Вспоминая материал прошлого урока, учащиеся характеризуют Петю как ещё очень юного, восторженного, эмоционального, но смелого, отважного и решительного мальчика, который очень хочет стать героем, добиваться уважения и почёта опытных и бывалых бойцов. Петя доброжелателен и наивен, но эти качества только располагают к нему читателей.

    1. Проверка домашнего задания:

Рассказы учащихся о Венсане Боссе, о том, как к нему относятся в партизанском отряде.

    1. Анализ эпизода «Спор Денисова и Долохова о раненых».

Ролевое чтение диалога.

Беседа по вопросам:

    • С чего начался разговор о пленных?

    • Что думает об отношении к пленным Денисов?

    • Каков его основной довод?

    • Какова точка зрения на этот же вопрос Долохова?

    • Как вы считаете, кого поддерживает Петя?

Давая ответы на эти вопросы, школьники рассуждают о том, может ли солдат жалеть врага, поступать по совести с завоевателями. Они очень тонко и глубоко чувствуют, что целесообразность Долохова сродни жестокости; считают, что убивать врага в бою и лишать жизни пленных — это разные понятия. Пете, как считает Толстой, трудно разобраться и понять, на чьей стороне правда, но его отношение к пленному барабанщику — ответ на этот вопрос не словами, а поступками.

    1. Анализ эпизода «Петя и Долохов в разведке».

Эпизод должен быть тщательно прочитан учащимися дома. В ходе краткого пересказа на уроке следует передать его содержание и проследить, как проявил себя Петя, выполняя боевое задание.

Задание: сравнить поведение Пети с поведением Долохова.

Для этого надо обратиться к тексту и выделить опорные, оценочные слова, характеризующие поведение и внутреннее состояние героев.

Петя: «ехал, замирая от волнения», «живым не дамся», «кровь бросилась в лицо», «невольно отступил от костра» и т. д.

Долохов: «не дожидаясь ответа … поехал», «громко, отчётливо выговорил», «прямо стал расспрашивать», «долго садился».

    1. Обобщение наблюдений и ответы на вопросы:

    • Что восхитило в Долохове Петю?

    • Почему Долохов поцеловал Петю?

    • Как Петя вёл себя?

    1. Домашнее задание:

1) Дочитать текст до конца.

2) Подготовить художественный пересказ эпизода «Первый бой и смерть Пети»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here