1. Федорова Галия Юсуповна.

2. МКОУ «Нововасильевская ООШ» с. Нововасильево Володарский район Астраханская область.

3. Учитель русского языка и литературы.

Урок по литературе в 7 классе.

« Песнь о вещем Олеге»

Цель урока: выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника;

Дополнительная литература для учащихся: Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д. С. Лихачева.

Оборудование: иллюстрация В. Васнецова к поэме, карта – Восточная Римская империя и славяне в VIXI вв., фонозапись «Песни…»в исполнении В. Качалова.

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов. Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Вдохновение – творческие подъёмы, прилив творческих сил. Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

I. Беседа. а) Вспомним, что такое летопись, как жанр? б) Что такое жанр? в) Когда стали появляться летописи? Чем сейчас интересны летописи? Летопись – исток древнерусской литературы. В основе « Песни о вещем Олеге» лежит летопись. С каким героем она связана? (С князем Олегом, который хитростью покорил Киев). II.Работа со статьёй учебника. Показать иллюстрацию рукописи и комментарий С.М. Бонди к «Песне…». В процессе чтения даётся указание на словарные слова, отображённые на доске, а также с помощью карты иллюстрируется история царьградского щита.

III.Учащиеся читают вслух и пересказывают летописный отрывок о смерти Олега. При чтении необходимо вспомнить об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

Прослушивания фонозаписи. При чтении «Песни…» учащимися вслух учитель обращает внимание на выработку навыков работы со сносками и непонятными словами.

IV. Беседа по тексту.

-В каком жанре написана «Песнь…».( В жанре баллады.) Обращение к справочному материалу учебника.

— Что общего и чем отличаются друг от друга летописи и баллада? Общее: обе основаны на историческом событии. Различие: Летописи – проза, баллады – поэтический текст. В балладе имеется много средств художественной выразительности. Учащееся находят в тексте эпитеты(царьградская броня и др.), метафоры(слуга,товарищ — к коню), олицетворение(ковши шипят и др.), сравнение( змея-лента). Также отмечают в пушкинском тексте характеры Олега, волхва и средства их передачи. – Чем же отличается летопись от баллады?(Характеристика героев)

-Каким вы педставляете Олега? Есть ли у него отрицательные черты? -А каков кудесник? -К кому в большей степени относится слово «вещий»?

V. Работа по таблице.

Летопись.

Баллада.

Действие

« И повеле кормити и на водити его к нему, и пребы неколико лет не видя его, дондеже на грехи иде»

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга. Расстаться настало нам время…А князю другого коня подвели»

Характеры

— — — — — — — — —

« Олег усмехнулся -однако чело

И взор омрачилися думой…»

VI.Выразительное чтение « Песни о вещем Олеге»(чтение по ролям) VII.Беседа: — Как вы понимаете слова: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен»? — Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады? Вспоминается материал ученических сообщений на предыдущих уроках. Сообщается о ссылке Пушкина, о его размышлениях о свободе поэта, родственного в своём пророческом даре древним волхвам. Вывод:-В чём смысл данного произведения?

VIII. Заполнение кроссворда « Читаем, думаем, спорим»… Домашнее задание. 1. Выучить отрывок баллады наизусть. 2. Завершить заполнения кроссворда. Литература для учителя: Слонимский А « Мастерство Пушкина.» .М., 1963. Рожественский Вс. « Читая Пушкина». Л., 1978. «Повесть временных лет» Рыбаков Б.А. «Киевская Русь» и русские княжества XIIXIII вв» М., 1982-Об исторической основе образа Олега.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here