Урок чтения в 8 классе

Учитель русского языка и литературы

МСК (К)ОУ «Школа-интернат 8 вида»

Абдулова Наиля Шавкатовна

Тема: Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Цель: составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму»

Задачи: систематизировать знания, полученные при изучении произведения;

формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом; тренировать образную память;

развивать умение выделять главное, существенное, обобщать;

совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

развивать критическое мышление;

обогащать чувственный опыт;

продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.

Оборудование: кластер «Средства создания литературного героя», презентация, карточки с заданиями, видео-ролик.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

слайд 1 Презентация

После прочтения заключительной части рассказа И.С. Тургенева вы, недоумевая, задали вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока.

Итак, начинаем.

II. Индивидуальное домашнее задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажут…

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

III. Работа по теме урока.

1.А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. А поможет нам небольшой фильм. Слайд 2

2.Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Слайд 3

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Барыня требует уничтожить собаку.

5. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

6. Встреча Муму и барыни.

3.Проверка по ключу. Слайд 4

4.Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план работы. План- кластер, который выглядит как гроздь или созвездие. Слайд 6

Составление кластера. Слайд 7

Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…- портрет)

Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)

На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки)

Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

  • Значение имени. Индивидуальное домашнее задание (Найти в интернете значение имени Герасим).

И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”, ему свойственны добродушие, сила воли, чувствительность, развитое самолюбие)

  1. Дальше работаем в группах, выполняя задания. Карточки1-6

Физпауза: Встали, потянулись, встрепенулись, расправили плечи, прогнули спину

  1. Выступление групп в соответствии плана (кластера):

  • Портрет. Дать ответы на вопросы, приводя примеры из текста.

Прием «Выглядит как…», основан на сравнении.

Сложенный …

Могучий, как …

Смахивал на ….

  • Отношение к труду.

— Чем Герасим занимался в деревне?

— Почему герой не устает от работы?

— Какие обязанности были у Герасима в доме барыни?

— Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

  • Обстановка, в которой живет.

Найдите описание каморки Герасима. Зачитайте.

— Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

— Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

— Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки? (сильный, нелюдимый).

  • Внутренние переживания.

— Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?

— Почему автор сравнивает его «с пойманным зверем»?

— В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

  • Отношение барыни к Герасиму.

-Найдите глаголы, подтверждающие власть барыни, распоряжающейся судьбой Герасима, совершенно не считаясь с его желаниями, чувствами.(стр.98, последнее предложение 2 абзаца).

Слайд 8 (монолог барыни)

— Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Это прихоть барыни!)

Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

  • Отношения с дворовыми. Ответьте на вопросы примерами из текста

— Какими были сначала взаимоотношения Герасима с дворовыми?

— Как потом изменилось отношение Герасима к дворовым? Почему?

— Скажите, посочувствовал ли кто-нибудь Герасиму в его горе?

— Объясните, почему люди не могли открыто ему сочувствовать?

  • Поступки Герасима.

  1. Доказательства. В этом задании вы должны высказать свою точку зрения и доказать её.

  • Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берёт на себя уничтожить Муму, но сам-то решил всех обмануть и таким образом спасти собаку. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ начинайте так: «Я согласен с этим…», или «Я не согласен с этим…»

— Как вы думаете, почему Герасим решил сам уничтожить Муму? (Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.)

— Почему Герасим подчинился барыне?

— Когда он принял решение уйти от барыни до смерти Муму или после?

— О чём говорит его решение? ( Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

Учитель: Ну вот, при помощи плана-кластера мы составили характеристику Герасима, главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму»

  1. Выводы

Дайте полный ответ на вопрос: как вы поняли на этом уроке:

кто виноват в смерти Муму?

1 Герасим.

2 Барыня.

3 Степан, передавший приказ барыни.

4 И. С. Тургенев.

5 Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять.

Оценки:

IV. Домашнее задание. Подготовить рассказ о Герасиме, используя план-кластер, синквейны, составленные на предыдущих уроках.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here