Автор: Ильина Валентина Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ Рождественская СОШ

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. Баллада «Кубок»

Тип урока: урок изучения нового материала

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, учебники, выставка книг Жуковского, стенды «Жизнь В.А.Жуковского», «Жуковский – переводчик», презентация

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока:

1. Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, его переводными балладами

2. Развивать представление о балладе. Об особенностях данного жанра

3. Воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные

1) показать богатство русской литературы;

2) прививать уважение к литературе;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

— проблемно-эвристические;

— частично-поисковые;

— объяснительно-иллюстративные.

Приемы работы: рассказ, беседа, сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

Структура урока

Этапы урока

Время

I. Приветствие, активизация внимания

1 мин.

II Целеполагание

1 мин.

III. Изучение нового (заочная экскурсия – реализация домашнего задания, словарно – лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады)

20 мин.

IV Проверка первичного восприятия текста баллады

3 мин.

V. Анализ произведения

В творческой лаборатории поэта.

15 мин.

VI. Обобщение.

2 мин.

VI. Домашнее задание.

1 мин.

VI I. Рефлексия.

1 мин.

Ход урока

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

А.С.Пушкин

  1. Оргмомент

Сообщение темы урока:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.

Наш план работы:

1. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского»,

2. В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.

— Вас устраивает данный план?

II Целеполагание:

-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

III. Изучение нового Жизнь и творчество в.А.Жуковского

1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество Жуковского его ученик А.С.Пушкин?

Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был Жуковский?»

(звучат разные предположения учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что? (познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)

2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского» (Презентация, стенды) – реализация домашнего задания: подготовленные ученики проводят экскурсию (стенды, компьютер)

А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)

Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)

В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)

Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)

К -1. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783г. в с. Мишенском Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён, по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт получил дворянство и избежал уготованной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного.

Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.

К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял А.А.Прокопович — Антонский, писатель и педагог. Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического благомыслия.

К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. Когда разразилась война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и, после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил записаться в ополчение. В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день

Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.

В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая 1).

Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя

(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 .

К-4. Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели.

Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени –«Вестнике Европы».

Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания

и формой. В европейских литературах второй половины 18- начало 19 века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных .

Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.

В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.

Почти тридцать девять баллад Жуковского — переводы.

Жуковского справедливо называют гением перевода.

Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др

Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).

После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много занимается переводами — из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, я — нам родная». В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.

3.Беседа:

— Какие личные качества Жуковского вам запомнились? Понравились?

— Каким же человеком и поэтом был Жуковский?

4. А) История создания баллады «Кубок» — рассказ учителя.

Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»

Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 72)

— Докажите, что «Кубок» — это баллада.

Б) Словарная работа по тексту баллады ( реализация д/з: слова выписаны на доску или на слайде)

Рыцарь -, латник -, кубок- , паж -, епанча -, чрев -,

В) Чтение баллады учениками (реализация д/з)

IV Проверка первичного восприятия текста баллады

-Определите тему баллады.

-Назовите главных героев баллады.

-Почему рыцарь и латник не приняли вызова царя?

— Зачем, почему царь объявляет этот конкурс?

V. Анализ произведения

В творческой лаборатории поэта.

1) Самостоятельная работа – исследование в группах.

Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)

-Каким мы видим пажа в балладе?

-Какие слова подчеркивают возраст пажа?

— Каким мы его себе представляем?

Вариант 2: (карточка)

-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи которых Жуковский рисует эту пучину.

Вариант 3:

-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

2) Реализация задания.

VI. Обобщение.

Беседа.

-Что помогло юноше спастись?

-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?

-Каково отношение автора к героям во второй части баллады?

-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?

-Заполните таблицу:

Паж

Царь

Качества характера/ причины поступка

Жажда подвига, смелость, правдивость

Желание быть богатым, тщеславие, жестокость

-Как вы понимаете слова:

смертный пред Богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…?

-В чем же заключается идея баллады «Кубок» Жуковского?

-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но не кубок тщеславия, корысти)

-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость героев?

-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

-По каким приметам догадались?

VI. Домашнее задание. Выразительное чтение баллады (по частям), иллюстрирование

VII.Рефлексия

— Что для себя вы смогли взять с урока?

-Что осталось в вашем сердце?

-Чему научились на уроке?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here