Автор: Ильина Валентина Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ Рождественская СОШ
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. Баллада «Кубок»
Тип урока: урок изучения нового материала
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, учебники, выставка книг Жуковского, стенды «Жизнь В.А.Жуковского», «Жуковский – переводчик», презентация
Время реализации занятия: 45 минут
Цели урока:
1. Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, его переводными балладами
2. Развивать представление о балладе. Об особенностях данного жанра
3. Воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой
Задачи:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
Воспитательные
1) показать богатство русской литературы;
2) прививать уважение к литературе;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Методы работы
— проблемно-эвристические;
— частично-поисковые;
— объяснительно-иллюстративные.
Приемы работы: рассказ, беседа, сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная
Структура урока
Время | |
I. Приветствие, активизация внимания | 1 мин. |
II Целеполагание
| 1 мин. |
III. Изучение нового (заочная экскурсия – реализация домашнего задания, словарно – лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады) | 20 мин.
|
IV Проверка первичного восприятия текста баллады
| 3 мин. |
V. Анализ произведения В творческой лаборатории поэта.
| 15 мин. |
VI. Обобщение.
| 2 мин. |
VI. Домашнее задание. | 1 мин. |
VI I. Рефлексия. | 1 мин. |
Ход урока
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
-
Оргмомент
Сообщение темы урока:
–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского»,
2. В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.
— Вас устраивает данный план?
II Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)
III. Изучение нового Жизнь и творчество в.А.Жуковского
1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество Жуковского его ученик А.С.Пушкин?
Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был Жуковский?»
(звучат разные предположения учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что? (познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)
2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского» (Презентация, стенды) – реализация домашнего задания: подготовленные ученики проводят экскурсию (стенды, компьютер)
А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)
Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)
В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)
Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)
К -1. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783г. в с. Мишенском Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён, по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт получил дворянство и избежал уготованной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного.
Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.
К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял А.А.Прокопович — Антонский, писатель и педагог. Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического благомыслия.
К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. Когда разразилась война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и, после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил записаться в ополчение. В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день
Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.
В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая 1).
Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя
(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 .
К-4. Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели.
Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени –«Вестнике Европы».
Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания
и формой. В европейских литературах второй половины 18- начало 19 века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных .
Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.
В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.
Почти тридцать девять баллад Жуковского — переводы.
Жуковского справедливо называют гением перевода.
Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др
Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).
После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много занимается переводами — из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, я — нам родная». В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.
3.Беседа:
— Какие личные качества Жуковского вам запомнились? Понравились?
— Каким же человеком и поэтом был Жуковский?
4. А) История создания баллады «Кубок» — рассказ учителя.
Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»
Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 72)
— Докажите, что «Кубок» — это баллада.
Б) Словарная работа по тексту баллады ( реализация д/з: слова выписаны на доску или на слайде)
Рыцарь -, латник -, кубок- , паж -, епанча -, чрев -,
В) Чтение баллады учениками (реализация д/з)
IV Проверка первичного восприятия текста баллады
-Определите тему баллады.
-Назовите главных героев баллады.
-Почему рыцарь и латник не приняли вызова царя?
— Зачем, почему царь объявляет этот конкурс?
V. Анализ произведения
В творческой лаборатории поэта.
1) Самостоятельная работа – исследование в группах.
Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)
-Каким мы видим пажа в балладе?
-Какие слова подчеркивают возраст пажа?
— Каким мы его себе представляем?
Вариант 2: (карточка)
-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи которых Жуковский рисует эту пучину.
Вариант 3:
-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
2) Реализация задания.
VI. Обобщение.
Беседа.
-Что помогло юноше спастись?
-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?
-Каково отношение автора к героям во второй части баллады?
-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?
-Заполните таблицу:
Паж | Царь | |
Качества характера/ причины поступка | Жажда подвига, смелость, правдивость | Желание быть богатым, тщеславие, жестокость |
-Как вы понимаете слова:
…смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…?
-В чем же заключается идея баллады «Кубок» Жуковского?
-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но не кубок тщеславия, корысти)
-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость героев?
-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
-По каким приметам догадались?
VI. Домашнее задание. Выразительное чтение баллады (по частям), иллюстрирование
VII.Рефлексия
— Что для себя вы смогли взять с урока?
-Что осталось в вашем сердце?
-Чему научились на уроке?