ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА (ФГОС).

Предмет Литература

Урок № 2

Тема урока В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».

Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: усвоить содержание повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.

Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, различные виды искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.

Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков .

Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).

Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.

пп

Этап урока.

Действия учителя.

Деятельность обучающихся.

УУД.

1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к работе.

Психологический настрой учащихся на урок..

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Оценка готовности к уроку.

Регулятивные.

2

Стадия вызова.

Актуализация знаний.

Создание учебной мотивации.

Презентация «Жизнь детей в повести В.Короленко «В дурном обществе» и картинах В.Перова и И. Репина».

Слайд 1.

Несколько слов о писателе В.Г.Короленко.

Слайд 2.

Словарная работа.

Слайд 3.

Беседа о главных героях повести В.Короленко «В дурном обществе»

Валеке и Марусе.

Слайды 4 – 5.

Рассуждение о жизни героев картины В.Перова «Спящие дети».

Слайды 6 – 7.

Рассказ по картине И.Репина «Нищая».

Слайды 8 — 9.

Описание героя картины В.Перова «Мальчик, готовящийся к драке».

Слайд 10.

Обобщение по картинам В.Перова «Спящие дети», «Мальчик, готовящийся к драке» и И.Репина «Нищая», отражающим жизнь нищих детей.

Составление ассоциативного ряда к слову «нищие», определение лексического значения, запись ключевых слов.

Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль).

Познавательные

( поиск информации).

3

Постановка учебной задачи.

Межпредметные связи: живопись и литература.

Выводы, умозаключения учащихся, выражение своего отношения к теме и задачам урока.

Личностные (стремление к речевому совершенствованию).

4

Стадия осмысления.

Открытие нового знания.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Беседа по вопросам:

1. Что из себя представляет Княж-городок?

2. Что мы узнали о жителях местечка?

3. Какова атмосфера первых глав повести?

4. Почему Васе «замок стал противен»?

Литературоведчес

кое понятие завязка повести.

Участие в беседе по вопросам учителя.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Личностные

(освоение моральных норм и правил, нравственный выбор).

Коммуникативные действия

( умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли).

Познавательные (исследование, поиск).

5

Первичное закрепление.

Задания для работы с текстом.

-Как вы понимаете фразеологизм «болеть сердцем»?

-Найдите эпизоды, где говорится, что у Васи «сжималось сердце».

— Какой человек может «болеть сердцем»?

-О каких чертах характера Васи говорит этот эпизод?

Самостоятельная аналитическая работа с тестом.

( Глава 1, с.15, 16).

Объяснение значения выражения.

Познавательные

(исследование, поиск).

Коммуникативные

(владение монологической и диалогической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).

Личностные (стремление к речевому совершенствованию,

развитие моральной готовности проявлять сострадание и сочувствие к окружающим).

6.

Самостоятельная работа.

Самоанализ и самоконтроль.

Составления кластера по группам.

Работа по группам.

Составление кластера «Валек».

Познавательные (поиск и выделение информации, развитие мыслительных операций: анализ, обобщение, систематизация).

Личностные ( работа в группе одноклассников, формирование навыков развёрнутого анализа).

Коммуникативные (работа в группах, учебное сотрудничество со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения).

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Чтение главы «Знакомство продолжается».

Аналитическая работа с текстом.

Какие сравнения использует автор, изображая Марусю?

С каким чувством писатель изображает Марусю?

Чтение главы подготовленными учениками.

Аналитическая работа с текстом.

( Глава 4. (с.27, 28).

(крошечное создание, напоминавшее цветок; шатаясь, как былинка; как головка полевого колокольчика; как самый маленький серебряный колокольчик).

Личностные

( нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).

8

Рефлексия деятельности.

Беседа по прочитанной главе.

-Почему Маруся болела?

-Как вы представляете серый камень?

— Почему «чувство щемящего до боли сожаления сжимало сердце» Васи?

— Почему писатель противопоставляет человеческое сердце и серый камень?

-Как вы представляете серый камень?

-Зачитайте, как Вася старался его представить.

Сравнение героини картины И.Репина «Нищая» и Маруси из повести В.Короленко «В дурном обществе».

Побуждение к свободным высказываниям.

Что общего между героинями картины и повести ?

-Какие цвета красок вы использовали бы для изображения Маруси?

Литературоведческое понятие развитие действия.

Отвечают на вопросы.

Построение развёрнутого ответа.

Анализ сопоставления.

Работа с текстом (с. 29).

Ученики проводят сравнение.

Словесное рисование.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Коммуникативные

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с задачами и условиями коммуникации).

9

Домашнее задание.

Объяснение задания на дом.

Записывают в дневники. Перечитать главы «Среди чёрных камней», «На сцену является пан Тыбурций». Продолжить составление кластера «Вася».

10.

Итог урока.

Выставление и комментирование оценок за урок.

Приложение к плану-конспекту урока.

Урок 2. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.

Название ресурса.

Тип, вид ресурса.

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель)

Гиперссылки на ресурсе, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1

Илья Репин «Нищая»

Иллюстрация

Иллюстрация

http://art-on-web.ru/repin/pictures/2244

2

Презентация

Презентация

http://art19.info/perov/picture/spyacshie-deti.html

http://gallerix.ru/album/Perov/pic/glrx-936169433

http://art-on-web.ru/repin/pictures/2244

http://slovo.ws/bio/rus/Korolenko_Vladimir_Galaktionovich/468.jpg

http://yandex.ru/images/ Fsmall%2F5%2F5%2F5%2F3220555.jpg

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here