ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА (ФГОС).
Предмет Литература
Урок № 2
Тема урока В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: усвоить содержание повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, различные виды искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков .
Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).
Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
Этап урока. | Действия учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к работе. Психологический настрой учащихся на урок.. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. Оценка готовности к уроку. | Регулятивные. |
2 | Стадия вызова. Актуализация знаний. | Создание учебной мотивации. Презентация «Жизнь детей в повести В.Короленко «В дурном обществе» и картинах В.Перова и И. Репина». Слайд 1. Несколько слов о писателе В.Г.Короленко. Слайд 2. Словарная работа. Слайд 3. Беседа о главных героях повести В.Короленко «В дурном обществе» Валеке и Марусе. Слайды 4 – 5. Рассуждение о жизни героев картины В.Перова «Спящие дети». Слайды 6 – 7. Рассказ по картине И.Репина «Нищая». Слайды 8 — 9. Описание героя картины В.Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Слайд 10. Обобщение по картинам В.Перова «Спящие дети», «Мальчик, готовящийся к драке» и И.Репина «Нищая», отражающим жизнь нищих детей.
|
Составление ассоциативного ряда к слову «нищие», определение лексического значения, запись ключевых слов. | Регулятивные (постановка целей, самоконтроль). Познавательные ( поиск информации).
|
3 | Постановка учебной задачи. | Межпредметные связи: живопись и литература. | Выводы, умозаключения учащихся, выражение своего отношения к теме и задачам урока. | Личностные (стремление к речевому совершенствованию). |
4 | Стадия осмысления. Открытие нового знания. | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Беседа по вопросам: 1. Что из себя представляет Княж-городок? 2. Что мы узнали о жителях местечка? 3. Какова атмосфера первых глав повести? 4. Почему Васе «замок стал противен»? Литературоведчес кое понятие завязка повести. |
Участие в беседе по вопросам учителя.
Работа со словарём литературоведческих терминов. |
Личностные (освоение моральных норм и правил, нравственный выбор). Коммуникативные действия ( умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли).
Познавательные (исследование, поиск). |
5 | Первичное закрепление. | Задания для работы с текстом. -Как вы понимаете фразеологизм «болеть сердцем»? -Найдите эпизоды, где говорится, что у Васи «сжималось сердце». — Какой человек может «болеть сердцем»? -О каких чертах характера Васи говорит этот эпизод?
|
Самостоятельная аналитическая работа с тестом. ( Глава 1, с.15, 16). Объяснение значения выражения. | Познавательные (исследование, поиск). Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли). Личностные (стремление к речевому совершенствованию, развитие моральной готовности проявлять сострадание и сочувствие к окружающим). |
6. | Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. | Составления кластера по группам. | Работа по группам. Составление кластера «Валек». | Познавательные (поиск и выделение информации, развитие мыслительных операций: анализ, обобщение, систематизация). Личностные ( работа в группе одноклассников, формирование навыков развёрнутого анализа). Коммуникативные (работа в группах, учебное сотрудничество со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения). |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Чтение главы «Знакомство продолжается».
Аналитическая работа с текстом.
Какие сравнения использует автор, изображая Марусю?
С каким чувством писатель изображает Марусю? | Чтение главы подготовленными учениками.
Аналитическая работа с текстом. ( Глава 4. (с.27, 28). (крошечное создание, напоминавшее цветок; шатаясь, как былинка; как головка полевого колокольчика; как самый маленький серебряный колокольчик). | Личностные ( нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
8 | Рефлексия деятельности. | Беседа по прочитанной главе. -Почему Маруся болела? -Как вы представляете серый камень? — Почему «чувство щемящего до боли сожаления сжимало сердце» Васи? — Почему писатель противопоставляет человеческое сердце и серый камень? -Как вы представляете серый камень? -Зачитайте, как Вася старался его представить. Сравнение героини картины И.Репина «Нищая» и Маруси из повести В.Короленко «В дурном обществе». Побуждение к свободным высказываниям. Что общего между героинями картины и повести ? -Какие цвета красок вы использовали бы для изображения Маруси? Литературоведческое понятие развитие действия. | Отвечают на вопросы. Построение развёрнутого ответа.
Анализ сопоставления.
Работа с текстом (с. 29).
Ученики проводят сравнение.
Словесное рисование.
Работа со словарём литературоведческих терминов. | Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с задачами и условиями коммуникации). |
9 | Домашнее задание. | Объяснение задания на дом. | Записывают в дневники. Перечитать главы «Среди чёрных камней», «На сцену является пан Тыбурций». Продолжить составление кластера «Вася». |
|
10. | Итог урока. | Выставление и комментирование оценок за урок. |
|
|
Приложение к плану-конспекту урока.
Урок 2. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
Название ресурса. | Тип, вид ресурса. | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель) | Гиперссылки на ресурсе, обеспечивающий доступ к ЭОР. | |
1 | Илья Репин «Нищая» | Иллюстрация | Иллюстрация | http://art-on-web.ru/repin/pictures/2244 |
2 |
| Презентация | Презентация | http://art19.info/perov/picture/spyacshie-deti.html http://gallerix.ru/album/Perov/pic/glrx-936169433
http://art-on-web.ru/repin/pictures/2244
http://slovo.ws/bio/rus/Korolenko_Vladimir_Galaktionovich/468.jpg
http://yandex.ru/images/ Fsmall%2F5%2F5%2F5%2F3220555.jpg
|