Урок – игра по литературе в 5 классе
«В гостях у дедушки Крылова»
Учитель: Никандрова Е.А.
Цели:
-
обобщить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова; закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке;
-
развивать умение работать с книгой, самостоятельно добывать знания;
-
развивать культуру устной и письменной речи; умение выразительного чтения наизусть;
-
укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова;
-
способствовать развитию чувства взаимопомощи;
-
развивать творческие способности учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть ЕГО басен. Нет взрослого человека, который бы хоть раз не произнес какого-нибудь изречения баснописца, возможно, даже не подозревая, что цитирует ЕГО.
Глубоко и прочно вошли творения этого писателя в русскую жизнь, в русскую литературу, в русский язык. Недаром говорил великий русский критик В.Г.Белинский, что “множество стихов баснописца обратились в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь доводами”.
Давайте попробуем определить о творчестве какого писателя сегодня пойдет речь. (слайд 1)
-Правильно, сегодня мы подводим итоги уроков, посвященных творчеству Ивана Андреевича Крылова (слайд 2)
3. Интересные факты о жизни и творчестве Крылова (слайд 3)
А теперь давайте немного поиграем. Для того, чтобы начать вам необходимо поделиться на команды, выбрать капитана и придумать название своей команды. Еще вам нужно выбрать человека, который будет записывать ответы вашей команды.
4. Разминка “Что ты знаешь о баснях?” (слайд 4)
На слайде вопросы по теории литературы:
— Что такое басня?
— Кто выступал героями басен?
— Что высмеивается в басне?
— Какие пороки высмеиваются в баснях, изученных нами?
5. «»Угадай героев басен» (слайды 6, 7)
На слайдах представлены анаграммы, в которых надо расшифровать героев басен Крылова, например: дмеедвь – медведь
6. «Угадай басни» (слайд 8)
1. Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши…
2. А Васька слушает да есть
3. В минуту псарня стала адом.
4. Ничуть меня то не тревожит;
В том проку мало вижу я
5. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона…
6. А вы, друзья, как ни садитесь
Все в музыканты не годитесь.
7. «Путаница»
-«Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с КУКУШКИ глаз не сво-
дит». (дереву, вороны)
— «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ »(взялись)
— «Ворона ГАВКНУЛА во все воронье горло» (каркнула)
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Заключительное слово учителя: И Крылов, и его басни живы. И учат нас видеть окружающую действительность и себя не в кривом, а в правдивом зеркале, предлагая примерить ту или иную басню на себя. Я надеюсь, вы научились с толком употреблять крыловские выражения и вспоминать их, когда придет нужда.
10. Домашнее задание: Прочитать в учебнике вступительную статью о В.А.Жуковском, приготовить ее пересказ, ответить на вопросы.