Методическая разработка
урока литературы
в 7 классе
В.В.Маяковский – «первый в мире поэт масс»
Сащенко Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы
– 2014 –
Тема урока
В.В.Маяковский – «первый в мире поэт масс»
Цели:
-
Познакомить учащихся с личностью В.В.Маяковского, показать роль поэта в литературе революционной поры.
-
Познакомить с разными взглядами на творчество и судьбу поэта.
-
Осмыслить своеобразие и оригинальность, широту и значение личности Маяковского.
-
Раскрыть гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
План урока
1. Завязка урока (проблемный аспект).
На доске записана тема урока: В.В.Маяковский – «первый в мире поэт масс» (М.Цветаева).
– Как вы думаете, почему поэт Марина Цветаева, современница В.В.Маяковского, назвала его «первым в мире поэтом масс»?
Данный вопрос, исполняющий роль завязки, акцентирует внимание детей на названии темы урока, создаст настрой на образ поэта. Этот вопрос, нацеленный на догадку, предположение, не апеллирующий к конкретным знаниям, вовлечет ребят в обсуждение, будет способствовать реализации творческого потенциала учеников.
Данный вопрос посилен для возраста семиклассников, интересен по сути; он призван настроить учеников на образ поэта и способствует вовлечению их в обсуждение.
2. Формирование пространства урока (включение школьников в чтение на уроке).
Школьники получают задание:
-
Смоделируйте личность В.В.Маяковского, используя стихотворения, написанные о нем его современниками.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает для работы стихотворение о Маяковском.
-
Я Хелемский «К спорам о Маяковском».
-
М.Цветаева «Маяковскому».
-
Я. Смеляков «Маяковский».
Ребята знакомятся с Маяковским «со стороны»: то есть они узнают, каким Маяковского видели другие: те, кто жил с ним в одно время, общался с ним, кто был с ним непосредственно знаком. Без рассказов таких людей трудно себе представить личность.
Такая работа позволит от обсуждения стихотворений современников поэта перейти к конкретизации образа поэта.
Стихотворения современников о В.В.Маяковском
Я Хелемский
К спорам о Маяковском
Фамилия звучна, как псевдоним.
А он ее носил со дня рожденья.
Воссоздавая этой жизни звенья.
Заглавие и суть соединим.
Он маяку и ростом был под стать,
Когда в гудящий зал метнул впервые
Своих созвучий вспышки огневые
И повелел метафорам блистать.
Воинственный в открытиях своих,
Воистину распахнутый в дерзаньях,
К прозреньям поздним
от предчувствий ранних
Он восходил, чеканя каждый стих.
Той световой энергии дивясь,
Вдруг постигаешь — беззащитен гений.
Всей участью своей вобравший связь
Крутых времен и жгучих заблуждений.
Он совпадал с блужданьями страны.
Опять его шаги, тревожно-гулки,
В проезде за Лубянкою слышны
И в Гендриковом тихом переулке.
Устав на горло песне наступать,
Сопротивляясь добровольной пытке,
Он исцелялся лирикой опять
Затмив свои рекламы и агитки.
Нет, не сторонкой, не косым дождем
Прошел он, хоть, увы, не всеми понят.
Доселе спорят критики о нем
И поколенья сплетников трезвонят.
Хулимый ими, но векам сродни,
Он искупил грехи, прибегнув к пуле.
Прощальных строк слепящие огни
Среди руды словесной полыхнули.
Поэт, как прежде равен маяку,
Так, словно путь не завершен, а начат,
Повсюду на виду и на слуху,
Не угасая, впереди маячит.
М.Цветаева
Маяковскому
Превыше крестов и труб.
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь,
Он прихоть а он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.
Я. Смеляков
Маяковский
Из поэтовой мастерской,
не теряясь в толпе московской,
шел по улице по Тверской
с толстой палкою Маяковский.
Говорлива и широка,
ровно плещет волна народа
за бортом его пиджака,
словно за бортом парохода.
Высока его высота,
глаз рассерженный смотрит косо,
и зажата в скульптуре рта
грубо смятая папироса.
Всей столице издалека
очень памятна эта лепка:
чисто выбритая щека,
всероссийская эта кепка.
Счастлив я, что его застал
и, стихи заучив до корки,
на его вечерах стоял,
шею вытянув, на галерке.
Площадь зимняя вся в огнях,
дверь подъезда берется с бою,
и милиция на конях
над покачивающейся толпою.
V меня ни копейки нет,
я забыл о монетном звоне,
но рублевый зажат билет —
все богатство мое — в ладони.
Счастлив я, что сквозь зимний дым
после вечера от музея
в отдалении шел за ним,
не по-детски благоговея.
Как ты нужен стране сейчас,
клубу, площади и газетам,
революции трубный бас,
голос истинного поэта!
– Какие особенности личности Маяковского вы нашли в предложенных вам стихотворениях?
-
Чтение стихотворения в группе.
-
Во время самостоятельной работы учеников с текстом стихотворения осмысление личности Маяковского.
-
Ответ от группы.
-
Итог – генерация идей (сравнение различных стихотворений о поэте активизирует работу учеников и приучает к обобщению).
3. Рассмотреть картину художника А. Дейнека «Маяковский в мастерской РОСТА» (1941 г.) и фотографию памятника Маяковскому в Москве (скульптор А.П.Кибальников).
Картина художника А.Дейнеко поможет учащимся лучше понять значение образа поэта как для его современников, так и для последующих поколений.
– Как вы думаете, почему в 1941 году художник решил изобразить именно Маяковского? Почему Маяковский изображен в мастерской РОСТА?
А.Дейнека. Маяковский
в мастерской РОСТА
Памятник Маяковскому
в Москве. Скульптор А.П.Кибальников
– На постаменте памятника высечены строки Владимира Маяковского:
И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
Почему именно эти строки использовал скульптор? Что он хотел сказать этой скульптурой?
Подобное задание способствует активизации интеллектуальной деятельности учеников. Задание соответствует смысловому движению урока.
Сравнительный анализ образа Маяковского через стихотворения современников о Маяковском, изображение Маяковского художником, скульптором способствуют выработке собственного взгляда учеников на индивидуальность поэта.
4. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (читает учитель).
Разбор стихотворения продолжает формирование пространства урока, а использование способа конкретизации способствует динамичному и действенному включению школьников в чтение на уроке.
Анализ стихотворения позволит сфокусировать мысли учеников на смысле слова.
-
О чем это стихотворение? Что удивило вас в нём?
-
Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой Маяковского в обращении к лошади?
-
Какие слова поэт нашел для выражения своего сочувствия, сопереживания? («Все мы немного лошади»). Как вы их понимаете? (Все мы – живые. И каждый из нас знает, что такое боль).
-
Как композиционно построено стихотворение? (Драматический рассказ о страданиях измученной лошади сменяется жизнеутверждающей концовкой).
-
Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения.
(И всё ей казалось – она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.)
-
Первоначально стихотворение было названо «Отношение к лошадям». Почему поэт изменил заглавие?
-
В том же номере газеты вместе со стихотворением В.В.Маяковского был напечатан очерк М.Горького «В большом городе» об уличном происшествии в Петрограде»: «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Ее окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: «Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже». Сравните стихотворение Маяковского с очерком Горького. Что их объединяет? В чем их различие?
-
Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки, Как вы считаете, произнесены ли эти слова вслух или являются внутренним монологом? Аргументируйте свой ответ.
-
Мы поговорили о содержании стихотворения, а теперь давайте обратимся к его форме. Что в ней необычно? (Стихотворение написано лесенкой)
-
Действительно, стихотворение делится на подстрочия. С какой целью это делается? (Поэту важно выделить каждое слово.)
-
Прочитайте первые строки. («Били копыта, пели будто: Гриб. Грабь, Гроб, Груб»). Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? (Слышится ритмико-звуковая имитация гула конной рыси).
-
Каково настроение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»? Понравилось ли оно вам? Актуально ли это произведение сегодня?
5. Домашнее задание.
-
Прочитать в учебнике статью «В творческой лаборатории В.В.Маяковского».
-
Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», его анализ.