«Верю в добрых сердец бессмертие» (урок литературы в 9-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Солдат и мать»)

Оборудование урока: выставка книг В.Астафьева, на доске портрет писателя, на экране слова Д.Гранина:

«Виктор Астафьев был очень хороший прозаик, писатель и человек с характером. Это был настоящий солдатский характер… Его книги говорили о войне так, как мы не привыкли – не с точки зрения победы, а с интонацией трудной и горестной»

Ход урока

1.Слово учителя

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашего народа день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы.1418 суток гремела Великая Отечественная война,70-летие Победы в которой мы отмечаем в следующем году.

Звучит песня В.Егорова «Облака»

Цель нашего урока, ребята, прикоснуться к творчеству В.П.Астафьева, поговорить о военных рассказах писателя, который, будучи молодым, прошёл сквозь огненные смерчи Великой Отечественной рядовым солдатом и о книгах которого Даниил Гранин сказал, что они «говорили о войне так, как мы не привыкли…»

2.Биографическая справка о писателе (сообщение учащегося)

3.Слово учителя

Самый первый рассказ, который был написан Астафьевым, был посвящён его фронтовому другу Моте Савинцеву, «умеющему негромко жить и без истерик отойти в мир иной».Писатель не скрывает, что он создан был «во зле» после чтения одного из героических произведений, где изображён был «удачливый боец, который врага лупит и в плен берёт, а сам остаётся цел и невредим».Виктор Петрович видел и понимал войну другую. За первым рассказом о войне появились в 50-е годы и другие, среди них «Солдат и мать», «Старая лошадь»…

4.Обсуждение рассказа «Солдат и мать» (с опорой на текст)

Расскажите о солдате. Как он попал в дом к женщине?

Что ему показалось странным в избе?

Какие детали в описании женщины говорят о постигшем её горе?

Как относятся к женщине в этой деревушке? Почему так?

Солдат, находясь в чужой избе, постоянно вспоминает свою мать. Почему?

Сначала писатель назвал рассказ «В одной деревушке», потом изменил название. Зачем?

Как эпиграф связан с содержанием рассказа?

Какие выводы делаем мы, обсудив рассказ?

Молодой солдат не ожесточился на войне, хотя успел хлебнуть горя полную чашу. Он понял отчаявшуюся мать, не оттолкнул её, оставил ей надежду: «Ничего, мать, всё перемелется… Перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает: незлопамятные…»

5.Ученица читает стихотворение В. Шефнера «Милосердие»

6. Вывод по уроку. Рассказ Астафьева проникнут глубокой верой в человека. Писатель стремится понять истоки русского национального характера, поэтизирует доброту, совестливость. Поэтому наш урок я и назвала «Верю в добрых сердец бессмертие…»

В.П.Астафьев считал, что память о пережитом не умирает, «идущие вслед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки»

7.Ученица читает стихотворение Е.Исаева

И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идёт,

Переступая рвы, —

Ей не нужны не визы, не прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идёт,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

9 Мая мы принесём к памятникам и обелискам цветы. Это от нас – с верой, надеждой, любовью…

8.Звучит песня «За того парня» (муз. Фрадкина, сл.Рождественского)

Список литературы

1.Антология русского советского рассказа(50-е годы)

М.,Современник,1988г.

2.Астафьев В.П. Избранное

М.,20004г.

3.Дорога к Победе

Новосибирск,1981г.

4.Присягаем Победой (стихи о войне)

М., Детская литература, 1982г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here