Тема: Введение в мир фольклора. Детский фольклор.

Класс: 5

Место работы: Г. Магнитогорск, МОУ СОШ №61

Учитель: Павлова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Учебник: Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. Автор-составитель В. Я. Коровина и др.

Тип урока: Комбинированный .

Методы и приемы: работа с презентацией, слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа.

Цель: Введение понятия фольклора и различия разных жанров фольклора.

Задачи:

1. Образовательная: дать представление о фольклоре, о жанрах фольклора и их различиях.

2. Развивающая: развивать навык самостоятельной работы со статьей, умение выделять главное и делать выводы.

3. Воспитательная: содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру.

Ход урока.

1) Организационный этап.

(Приветствие, контроль укомплектованности рабочего места учащихся (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка) и учителя, последняя проверка оборудования для работы на уроке)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя (СУ): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как звучит наша тема? Знакомы ли вам слова, записанные в теме? Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня?

(Ученики совместно с учителем формулируют цель урока, учитель проговаривает образовательную и развивающую задачи)

3) Актуализация знаний.

Работа с презентацией.

СУ: Итак, что же такое фольклор?! (слайд№2). Фольклор или (более знакомое для нас)устное народное творчество — (в переводе с англ. folklore — «народная мудрость») обозначает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.

Вопрос учителя (ВУ): Как вы понимаете выражение «передается из поколения в поколение»? Запишите определение фольклора в тетрадь.

4) Первичное усвоение новых знаний.

СУ: (Слайд №3) Теперь давайте рассмотрим особенности фольклора.

  1. Много раз изменялся.

ВУ: Как вы думаете, с чем это связано? Почему фольклор много раз изменялся? ( Ф. существует очень давно и множество раз был преобразован новыми и новыми рассказчиками).

  1. Помогает узнать, как жили наши предки.

ВУ: Каким образом, по-вашему, фольклор помогает узнать об этом? (Благодаря, например, народным песням и сказкам ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время).

  1. Передавали из уст в уста.

ВУ: Как вы понимаете это выражение? (т.е. устно).

  1. Отсутствие известного автора.

ВУ: Чем это можно объяснить? кого можно считать автором фольклора? (автором Ф. можно назвать весь народ).

  1. Показывает особенности народа.

ВУ: Как вы понимаете это высказывание? Перекликается ли эта особенность со второй? (Ф. отображает индивидуальные особенности каждого народа, его отличие от других)

СУ: Запишите их в тетрадь. И не забывайте! (Слайд №4) В каждой стране свой фольклор, и у каждого народа он особенный.

5) Первичная проверка понимания

СУ: Молодцы! теперь настало время немножко отдохнуть, и я предлагаю вам разгадать загадки. (Слайды 5,6,7)

(Ученики разгадывают загадки).

СУ: Но обратите внимание, что каждая первая загадка на слайде относится к французскому фольклору, а вторая — к русскому. Заметили ли вы различия?

6) Первичное закрепление

СУ: (Слайд 8) А теперь давайте рассмотрим жанры фольклора. Как видите жанров много, но наша цель сегодня познакомиться с детским фольклором.

Задание учителя(ЗУ): Мы уже многое узнали, а сейчас настало время самостоятельно поработать с учебником. У каждого из вас на столе лежат домики. Как они называются? (Детские жанры фольклора). Как вы думаете почему они так называются и что мы можем к нему отнести (Детский, потому что придуман для детей, к нему мы можем отнести загадки, скороговорки, приговорки, заклички, считалки, колыб.песни и т.д. ).

Итак, ваша задача заселить этот домик. А поможет вам статья из учебника на стр.7-8.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Детские жанры фольклора

ДЖФ

Описание

  1. Колыбельные песни

Наполнены материнской любовью. Сулят детям грядущие удачи и благополучие.

  1. Пестушки и потешки

От слов «нянчить», «холить», «пествовать», «ходить» за кем-нибудь.

  1. Заклички

Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

  1. Приговорки

Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

  1. Считалки

Счетом решали, кому водить.

  1. Скороговорки

Когда игра словом становится источником веселья, соревнованием кто лучше скажет.

  1. Загадки

Означает «задумывать», «замышлять», предлагать что-либо неизвестное для решения.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ЗУ: 1) Подберите пример к каждому ДЖФ, т.е. попробуйте найти в хрестоматиях или интернете колыбельную песню, пестушку, потешку и т.д. Запишите их в свою тетрадь. Домик с жанрами фольклора приклейте в свою тетрадочку.

2)Прочтите статью о фольклоре стр.7-8,выпишите непонятные слова и попробуйте найти их значение в словаре, запишите их в тетрадь.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

СУ: Давайте попробуем вспомнить цель, которую мы сформулировали вначале урока. Как вы думаете, выполнили ли мы ее?

ВУ: 1. Что обозначает слово фольклор в переводе с английского языка? (народная мудрость)

  1. Назовите особенности фольклора.

( — Много раз изменялся;

— Помогает узнать, как жили наши предки;

Передавали из уст в уста;

— Отсутствие известного автора;

— Показывает особенности народа).

3. Назовите известные вам жанры фольклора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here