Тема: Введение в мир фольклора. Детский фольклор.
Класс: 5
Место работы: Г. Магнитогорск, МОУ СОШ №61
Учитель: Павлова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Учебник: Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. Автор-составитель В. Я. Коровина и др.
Тип урока: Комбинированный .
Методы и приемы: работа с презентацией, слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа.
Цель: Введение понятия фольклора и различия разных жанров фольклора.
Задачи:
1. Образовательная: дать представление о фольклоре, о жанрах фольклора и их различиях.
2. Развивающая: развивать навык самостоятельной работы со статьей, умение выделять главное и делать выводы.
3. Воспитательная: содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру.
Ход урока.
1) Организационный этап.
(Приветствие, контроль укомплектованности рабочего места учащихся (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка) и учителя, последняя проверка оборудования для работы на уроке)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя (СУ): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как звучит наша тема? Знакомы ли вам слова, записанные в теме? Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня?
(Ученики совместно с учителем формулируют цель урока, учитель проговаривает образовательную и развивающую задачи)
3) Актуализация знаний.
Работа с презентацией.
СУ: Итак, что же такое фольклор?! (слайд№2). Фольклор или (более знакомое для нас)устное народное творчество — (в переводе с англ. folklore — «народная мудрость») обозначает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.
Вопрос учителя (ВУ): Как вы понимаете выражение «передается из поколения в поколение»? Запишите определение фольклора в тетрадь.
4) Первичное усвоение новых знаний.
СУ: (Слайд №3) Теперь давайте рассмотрим особенности фольклора.
-
Много раз изменялся.
ВУ: Как вы думаете, с чем это связано? Почему фольклор много раз изменялся? ( Ф. существует очень давно и множество раз был преобразован новыми и новыми рассказчиками).
-
Помогает узнать, как жили наши предки.
ВУ: Каким образом, по-вашему, фольклор помогает узнать об этом? (Благодаря, например, народным песням и сказкам ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время).
-
Передавали из уст в уста.
ВУ: Как вы понимаете это выражение? (т.е. устно).
-
Отсутствие известного автора.
ВУ: Чем это можно объяснить? кого можно считать автором фольклора? (автором Ф. можно назвать весь народ).
-
Показывает особенности народа.
ВУ: Как вы понимаете это высказывание? Перекликается ли эта особенность со второй? (Ф. отображает индивидуальные особенности каждого народа, его отличие от других)
СУ: Запишите их в тетрадь. И не забывайте! (Слайд №4) В каждой стране свой фольклор, и у каждого народа он особенный.
5) Первичная проверка понимания
СУ: Молодцы! теперь настало время немножко отдохнуть, и я предлагаю вам разгадать загадки. (Слайды 5,6,7)
(Ученики разгадывают загадки).
СУ: Но обратите внимание, что каждая первая загадка на слайде относится к французскому фольклору, а вторая — к русскому. Заметили ли вы различия?
6) Первичное закрепление
СУ: (Слайд 8) А теперь давайте рассмотрим жанры фольклора. Как видите жанров много, но наша цель сегодня познакомиться с детским фольклором.
Задание учителя(ЗУ): Мы уже многое узнали, а сейчас настало время самостоятельно поработать с учебником. У каждого из вас на столе лежат домики. Как они называются? (Детские жанры фольклора). Как вы думаете почему они так называются и что мы можем к нему отнести (Детский, потому что придуман для детей, к нему мы можем отнести загадки, скороговорки, приговорки, заклички, считалки, колыб.песни и т.д. ).
Итак, ваша задача заселить этот домик. А поможет вам статья из учебника на стр.7-8.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Детские жанры фольклора
Описание | |
| Наполнены материнской любовью. Сулят детям грядущие удачи и благополучие. |
| От слов «нянчить», «холить», «пествовать», «ходить» за кем-нибудь. |
| Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам. |
| Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге. |
| Счетом решали, кому водить. |
| Когда игра словом становится источником веселья, соревнованием кто лучше скажет. |
| Означает «задумывать», «замышлять», предлагать что-либо неизвестное для решения. |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
ЗУ: 1) Подберите пример к каждому ДЖФ, т.е. попробуйте найти в хрестоматиях или интернете колыбельную песню, пестушку, потешку и т.д. Запишите их в свою тетрадь. Домик с жанрами фольклора приклейте в свою тетрадочку.
2)Прочтите статью о фольклоре стр.7-8,выпишите непонятные слова и попробуйте найти их значение в словаре, запишите их в тетрадь.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
СУ: Давайте попробуем вспомнить цель, которую мы сформулировали вначале урока. Как вы думаете, выполнили ли мы ее?
ВУ: 1. Что обозначает слово фольклор в переводе с английского языка? (народная мудрость)
-
Назовите особенности фольклора.
( — Много раз изменялся;
— Помогает узнать, как жили наши предки;
— Передавали из уст в уста;
— Отсутствие известного автора;
— Показывает особенности народа).
3. Назовите известные вам жанры фольклора.