Родионова Людмила Михайловна
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Стегаловка
Долгоруковского района
Липецкой области
Литературное чтение в 1 классе.
Тема. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
УМК «Планета знаний»
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: традиционный
Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»
Задачи:
1. Совершенствование навыка чтения целыми словами, развитие умения
работать с текстом.
2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать
и слышать своих товарищей,
3. Воспитание интереса к произведениям писателя
Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них», компьютер, проектор, магнитофон.
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Игра «Обмен настроением»
Учитель: Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
— А какое у вас сейчас настроение?
— Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Фонетическая зарядка.
Учитель: Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.
1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы
(написано на доске)
(слайд 2)
2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз»
(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)
3. Чистоговорка (слайд 3) (хором)
— Жи- жи- жи — сказку расскажи.
— Ша-ша-ша — сказка хороша.
— Ву-ву-ву — сказка наяву.
— Ра-ра-ра — нам читать пора.
3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4) Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?
Ученики: К народным (слайд 4)
Учитель: Чему учат сказки?
Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?
Ученики: Авторские сказки (слайд 4)
Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?
Ученики: Это сказки, которые написал автор.
Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?
Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)(лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко»
– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?
– К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7)
К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.
Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.
(обратить внимание на выставку книг писателя)
В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.
— А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
— С бородой, а не старый,
с рогами, да не бык,
с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)
Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.
Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.
(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов (10-16)
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)
Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?
Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.
Учитель: Что произойдёт дальше?
Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.
Учитель: Послушаем и выясним кто прав.
5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)
Учитель: Понравилась ли вам сказка? А что особенно запомнилось? Почему
лиса попала в колодец?
Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.
Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?
Ученики: Ему интересно было, пить захотел.
Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она
обманула козла?
Ученики: Потому что хитрая была.
Учитель: Почему козел поверил ей?
Ученики: Потому что глупый, доверчивый.
Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?
Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.
Учитель: А как бы поступили вы?
Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
6. Чтение произведения детьми.
Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные
слова.
(чтение детьми)
Учитель: Какие слова требую объяснения?
Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18)
7. Работа в группе по карточкам,
(дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)
Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.
(хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).
Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.
(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)
Учитель: Какие слова требуют объяснения?
Ученики: Коварная, самовлюблённый.
Учитель: Где найдёт ответ? (работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?
Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.
8. Физминутка
9. Чтение по ролям
Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)
Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 19)
Ученики: Так думает сам козёл.
Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?
Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.
Учитель: Какой совет дали бы козлу?
Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.
Учитель: Чему может научить эта сказка?
Ученики: Нужно всегда думать головой.
10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)
За глупой головой и ногам плохо.
Голова дана для того, чтобы думать.
Лисица семерых волков проведет
Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?
11. Итог. Рефлексия.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
Ученики: Лиса и козёл.
Учитель: Кто автор этой сказки?
Ученики: К.Д.Ушинский.
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 20)
Какой урок вы вынесли из этой сказки?
Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.
Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.
— Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.
— Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.
— Спасибо за урок! (слайд 21)
Список используемых источников:
1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009
2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» — М.: АСТ, Астрель, 2009
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Дидактические карточки-задания по литературному чтению. 1 класс — М.: АСТ, Астрель, 2007
Приложение.
Карточки, характеристиками героев.
Для лисы Для козла
коварная
глупый
хитрая
доверчивый
лживая
находчивый
грубая
упрямый
справедливая
самовлюблённый