Конспект урока. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Класс: 1
Предмет и УМК: литературное чтение, «Начальная школа 21века»
Тема урока: Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Форма проведения: урок – конкурсная программа.
Тип урока: урок-викторина.
Место урока в теме: обобщение знаний.
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Задачи урока.
-
Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
-
Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
-
регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
-
познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
-
коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
-
Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
-
называют правильно книги;
-
классифицируют книги с народными и литературными сказками;
-
соотносят произведение и героев (называют героя, находят сказку в учебнике, читают или рассказывают о герое);
-
работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения; выбирают книгу по заданному признаку на основе совместного обсуждения.
Материально-техническое оснащение урока:
1. ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация.
2. Для обучающихся: учебники, карточки для групповой работы с заданиями, сигнальные карточки
Содержание и технология урока
Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование | |
1. Организа-ционно-мо-тивационный этап (парты стоят так, чтобы дети могли сесть по группам – 4 группы по 6 – 7 человек) | 1)Создать мотивацию к учебному действию через игровой момент
| — Посмотрите друг на друга и подарите улыбку!
— Сегодня у нас последний урок в разделе «Читаем сказки, загадки, скороговорки» . — Как вы думаете, что будет целью нашего итогового урока? — Правильно. Целью урока будет подведение итога знаний, которые вы получили при изучении раздела «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Осуществим мы это в ходе конкурса знатоков.
-Как вы думаете, какие задания у нас будут на конкурсах?
| Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются…
— Повторить прочитанные произведения.
| Л: — проявление интереса к способу решения поставленной задачи К: — умение слушать и понимать речь других;
— умение строить простое речевое высказывание | Доска Слайд 1 |
2. Акту-ализация знаний |
1)Актуализировать имеющиеся у детей знания : -организовать актуализацию изученных способов действий; -зафиксировать способы действий в речи; -организовать актуализацию мыслительных операций для построения учебного процесса; |
— Перед тем как приступить к выполнению конкурсных заданий мы с вами проведём традиционную речевую гимнастику – звукозадержание: Шум леса –Ш-ш-ш. Полёт пчелы -З-з-з. Полёт жука –Ж-ж-ж. Накачивание воздуха –Ф-ф-ф. Сдутие мяча –С-с-с. — А сейчас всем ребятам нужно сосредоточиться, так как вы будете произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Слушайте внимательно, если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если не верно, то качать головой из стороны в сторону и произносить : « Нет, нет, нет». -Соломинка тонкая, а Пузырь толстый? -Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый? -Соломинка низкая, а Пузырь высокий?
-Пузырь трусливый, а Соломинка смелая?
-Пузырь сплели, а Лапоть надули? -Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул? — О героях какого произведения мы сейчас вспоминали? |
Шум леса –Ш-ш-ш. Полёт пчелы -З-з-з. Полёт жука –Ж-ж-ж. Накачивание воздуха –Ф-ф-ф. Сдутие мяча –С-с-с.
Да. Да. Да.
Нет, нет. Нет
Нет, нет. Нет
Да, да, да
Нет, нет. Нет
Да, да, да
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»
|
К: — умение слушать и понимать речь других
|
|
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
3. Постановка темы, цели урока и планирования деятельности | 1) Совершенствовать умение формулировать тему и цель урока
2) Отрабатывать умение планировать свою деятельность | — Сформулируйте пожалуйста ещё раз цель нашего урока.
— Давайте составим план наших действий. («Угадай-ка»; «Расскажи-ка»; «Вспоминай-ка»; «Прочитай-ка» «Соединяйка»)
— Спрогнозируйте свой результат. | — Повторить прочитанные произведения.
1.Речевая разминка 2.Выполнение конкурсных заданий.
Дети показывают сигнальные карточки: — справлюсь — сомневаюсь — не справлюсь
Самооценка по заданному критерию | Р: — умение высказывать своё предполо-жение, форму-лировать учебную проблему; — умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё надо узнать; — умение составлять план и последова-тельности действий при закреплении знаний | Доска Слайд2,3
Слайд 4 |
4.Физкультминутка. (музыкальная)
5. Коррекция знаний и способов действий | 1)Организовать смену динамической позы ученика
2)Организовать повторение учебного содержания.
3)Совершен-ствовать умение работать в группе по заданному критерию |
Приступаем к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс называется «Угадай-ка». Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки. Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели … (Пузыри) Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти) Летом в полюшке росла — колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома). — Героями какого произведения являются данные герои? («Пузырь, Соломинка и Лапоть»)
Чья прогностическая оценка совпала с реальной?
Второй конкурс называется «Расскажи-ка». На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация. |
Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы» Дети читают загадки и отгадывают их.
«Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели..» (Пузыри)
«Из коры плели галошки и одевали их на ножки» (Лапти)
«Летом в полюшке росла — колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело» (Солома).
Представители команд пересказывают тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.
|
П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические. К: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли
Р: — умение преобразовывать иллюстративную модель в рассказ; — умение строить логические цепочки рассуждений;
| Слайды 5 — 12
Слайд 13
Слайд 14, 15 |
| 1) Совершен-ствовать умение работать в паре по заданному критерию | Третий конкурс «Вспоминай-ка». На доске записаны номера вопросов, команда выбирает номер вопроса, который будет задан второй команде. В этом конкурсе у команды есть возможность за правильный ответ получить два балла: один, если правильно будет названо произведение, а второй – если вы назовёте автора данного произведения. Учитель вычёркивает номер, который назвали дети, и зачитывает задание.
|
Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы»
5. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка 6. Палочка- выручалочка В.Г.Сутеев | К: — умение слушать и понимать речь других
П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические.
К: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли
| Доска Слайд 16
Слайд 17, 18
|
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
6.Работа по учебнику. |
| Четвёртый конкурс «Прочитай-ка». Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок». (в учебнике)
| Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок».
Дети дают самооценку и оценку своих товарищей с помощью сигнальных карточек. | Р: — умение оценивать свою работу по заданным критериям
Л: -умение связать новое знание с жизненным опытом | Слайды 19
|
7.Повторение. Установление соотношений.
|
Организовать повторение учебного содержания.
| Пятый конкурс «Соединяй-ка». Каждая команда получает лист с заданием на котором в первом столбике записаны названия произведений, а во втором столбике даны герои этих произведений. Необходимо соотнести героя и название. Обратите внимание, что один и тот же герой может встречаться в нескольких произведениях.
|
Дети работают в группе.
Приложение 1. | Р: -умение соотносить известные данные; — умение работать с источниками информации (тетрадь, учебник) — умение находить свои ошибки и исправлять их; — умение оценивать свою работу по заданным критериям
| Слайд 20 |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
8. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону | 1) Учиться самостоятель-но применять знание при решении заданий
2) Учиться сравнивать свою работу с эталоном
| Шестой конкурс «Собирай-ка». Каждой команде даётся по набору, состоящему из имён, отчеств и фамилий авторов произведений, которые мы изучили. Ваша задача: пользуясь учебником и хрестоматией правильно выложить на парте имена, отчества и фамилии писателей. (Приложение 2.) Владимир Григорьевич Сутеев Александр Сергеевич Пушкин Кир Булычёв Виталий Валентинович Бианки
| Пользуясь учебником и хрестоматией команды (группы )правильно выкладывают на парте имена, отчества и фамилии писателей. | Р: — умение строить логические цепочки рассуждений; — умение ориентироваться в учебнике, в хрестоматии или в тетради К: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли П: — умение ориентироваться в системе знаний;
| Учебник хрестома-тия, тетрадь
Слайд 21 |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
9. Рефлексия учебной деятельности | 1) Учиться оценивать свою работу на уроке 2) Учиться сравнивать поставленную на уроке цель и ее результат | — Какая цель перед нами стояла?
— Достигли ли мы цели урока?
— Понравилось ли вам работать в команде? — Почему? Объясните.
— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. (Приложение 3)
|
Выслушиваются ответы детей…….
Оценивают свою работу на уроке
| К: — умение строить простое речевое высказывание, используя термино-логию; —умение выражать свои мысли Л: — имеет представление о себе и своих возможностях.
|
Слайд 22
Слайд 23
|
Приложение 1.
Лиса
Петух
Медведь
Гвидон
Мышонок
Лис
Лягушонок
Заяц
Ёжик |
Приложение 2.
Владимир Григорьевич Сутеев
Александр Сергеевич Пушкин
Кир Булычёв
Виталий Валентинович Бианки
Приложение 3
У меня всё получилось
— У меня почти всё получилось
У меня ничего не получилось