«перышко финиста-ясна сокола». (Русская народная сказка)

Цели:

Обучающие:

  • Познакомить с русской народной сказкой «перышко финиста-ясна сокола».

  • Закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объёма;

  • Совершенствование навыков выразительного чтения;

  • Совершенствовать умение анализировать произведение;

  • Продолжение знакомства с понятием «сказка».

Воспитательные:

  • Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

  • Воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;

  • Воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям;

  • Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения, монологическую и диалогическую речь, умение работать с текстом.

  • Развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;

  • Развитие эмоционального восприятия и выражения его в мини-сценках.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, книги с русскими народными сказками для выставки, учебники «Литературное чтение», тетради на печатной основе, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинаем мы урок, он пойдёт ребятам впрок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение по ролям.

Какую часть из сказки «Щедрое дерево» вы выбрали для чтения по ролям?

Какой эпизод из сказки вам понравился больше всего? Почему?

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 58).

К какому эпизоду сказки относится данная в учебнике иллюстрация?

Подберите слова из текста.

III. Работа по теме урока.

  1. Работа с выставкой книг. Вхождение в тему.

— Ребята, обратите внимание на выставку книг. Назовите их. Что это за сказки?

п/о: русские народные сказки.

— Почему их так называют?

Как же русский народ сочинял сказки?

2. Рассказ учителя о том, что такое народная сказка.

1 слайд Сказка – это литературное произведение, в котором всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Сказка несет в себе элемент нравоучения. Она получила свое название от слова «сказ» – устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.

Народные сказки – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих поколений на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный, с богатым воображением охотник или рыбак начинал рассказ о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще раз рассказать. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. Через много лет он в такой же ненастный вечер пересказал историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее свои элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Потому-то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем много похожих вариантов. Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, когда люди еще не придумали письменность.

3. Сообщение темы и цели урока.

Вспомните, какие русские народные сказки встречались нам в «Литературном чтении» в этом учебном году?

2 слайд – Сегодня на уроке начнем знакомство с новым произведением. Прочитайте его название в учебнике. Каковым это произведение является по жанру? Кто автор? (Это сказка, написанная русским народом.)

3. Подготовка к чтению.

1) Чтение слов (с. 52).

3 слайд 2) Чтение слов-сносок.

4. Чтение сказки (с. 53–59).

Начинает учитель, а продолжают учащиеся.

ФИЗМИНУТКА (4 слайд)

5. Работа по содержанию.

Вопросы.

1) К какому типу сказок (волшебная, бытовая, о животных) можно отнести данную? Почему так решили? Какое волшебство присутствует в данной части сказки?

2) Сколько дочерей было у старика? Какой была каждая из них?

3) Какие желания загадывали две дочери каждый раз? А каковым было желание младшей дочери? Как вы думаете, почему это желание было неизменным?

4) Как отцу все-таки удалось раздобыть перышко Финиста-ясна сокола?

5) Почему сестры решили пойти на хитрость?

6) Какую хитрость могли придумать злые сестры?

6. Творческое задание.

Продолжите сказку, не забывая о том, что она волшебная.

3–4 ученика высказывают свои версии.

IV. Подведение итогов урока.

(5, 6, 7 слайды)

  1. Знакомство с иллюстрациями к сказке Билибина И. Я.

  2. Игра на внимание.

А сейчас мы поиграем в игру и проверим, кто из вас на уроке был самым внимательным. Нужно по началу предложения найти и прочитать предложение до конца. Кто быстрее это сделает и поднимет руку, тот и выиграл.

Учитель предварительно называет, на какой странице будет проводиться игра.

2. Анализ работы учащихся на уроке.

Оцениваются игра и работа учащихся на уроке.

(8 слайд) Домашнее задание: к прочитанной части сказки нарисовать рисунок; дочитать сказку до конца.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here