«перышко финиста-ясна сокола». (Русская народная сказка)
Цели:
Обучающие:
-
Познакомить с русской народной сказкой «перышко финиста-ясна сокола».
-
Закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объёма;
-
Совершенствование навыков выразительного чтения;
-
Совершенствовать умение анализировать произведение;
-
Продолжение знакомства с понятием «сказка».
Воспитательные:
-
Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
-
Воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;
-
Воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям;
-
Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Развивающие:
-
Развивать навык выразительного чтения, монологическую и диалогическую речь, умение работать с текстом.
-
Развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
-
Развитие эмоционального восприятия и выражения его в мини-сценках.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, книги с русскими народными сказками для выставки, учебники «Литературное чтение», тетради на печатной основе, толковый словарь.
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинаем мы урок, он пойдёт ребятам впрок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение по ролям.
– Какую часть из сказки «Щедрое дерево» вы выбрали для чтения по ролям?
– Какой эпизод из сказки вам понравился больше всего? Почему?
2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 58).
– К какому эпизоду сказки относится данная в учебнике иллюстрация?
– Подберите слова из текста.
III. Работа по теме урока.
-
Работа с выставкой книг. Вхождение в тему.
— Ребята, обратите внимание на выставку книг. Назовите их. Что это за сказки?
п/о: русские народные сказки.
— Почему их так называют?
– Как же русский народ сочинял сказки?
2. Рассказ учителя о том, что такое народная сказка.
1 слайд Сказка – это литературное произведение, в котором всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Сказка несет в себе элемент нравоучения. Она получила свое название от слова «сказ» – устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.
Народные сказки – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих поколений на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный, с богатым воображением охотник или рыбак начинал рассказ о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще раз рассказать. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. Через много лет он в такой же ненастный вечер пересказал историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее свои элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Потому-то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем много похожих вариантов. Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, когда люди еще не придумали письменность.
3. Сообщение темы и цели урока.
– Вспомните, какие русские народные сказки встречались нам в «Литературном чтении» в этом учебном году?
2 слайд – Сегодня на уроке начнем знакомство с новым произведением. Прочитайте его название в учебнике. Каковым это произведение является по жанру? Кто автор? (Это сказка, написанная русским народом.)
3. Подготовка к чтению.
1) Чтение слов (с. 52).
3 слайд 2) Чтение слов-сносок.
4. Чтение сказки (с. 53–59).
Начинает учитель, а продолжают учащиеся.
ФИЗМИНУТКА (4 слайд)
5. Работа по содержанию.
Вопросы.
1) К какому типу сказок (волшебная, бытовая, о животных) можно отнести данную? Почему так решили? Какое волшебство присутствует в данной части сказки?
2) Сколько дочерей было у старика? Какой была каждая из них?
3) Какие желания загадывали две дочери каждый раз? А каковым было желание младшей дочери? Как вы думаете, почему это желание было неизменным?
4) Как отцу все-таки удалось раздобыть перышко Финиста-ясна сокола?
5) Почему сестры решили пойти на хитрость?
6) Какую хитрость могли придумать злые сестры?
6. Творческое задание.
– Продолжите сказку, не забывая о том, что она волшебная.
3–4 ученика высказывают свои версии.
IV. Подведение итогов урока.
(5, 6, 7 слайды)
-
Знакомство с иллюстрациями к сказке Билибина И. Я.
-
Игра на внимание.
– А сейчас мы поиграем в игру и проверим, кто из вас на уроке был самым внимательным. Нужно по началу предложения найти и прочитать предложение до конца. Кто быстрее это сделает и поднимет руку, тот и выиграл.
Учитель предварительно называет, на какой странице будет проводиться игра.
2. Анализ работы учащихся на уроке.
Оцениваются игра и работа учащихся на уроке.
(8 слайд) Домашнее задание: к прочитанной части сказки нарисовать рисунок; дочитать сказку до конца.