Тема: С.Есенин. «Лебедушка»
Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
обучающие:
— продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
— работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;
развивающие:
— развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные:
— воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.
Оборудование урока:
Портрет С.Есенина, наглядность.
Ход урока.
1.Орг. момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2.Дыхательная гимнастика.
3.Проверка домашнего задания.
— Что нового вы узнали о поэте?
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Родители Есенина были бедные крестьяне.
У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
4.Подготовка к восприятию стихотворения.
— Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?
— Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
— Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.
5.Чтение стихотворения учителем.
— Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?
( Чувство грусти, печали).
— Кто главные герои стихотворения?
— Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
6. Словарная работа.
— Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
— покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
— гладь зеркальная — водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
— тихая заводь — небольшой залив в реке с замедленным течением;
— молчаливый затон — длинный нетронутый залив реки;
— трава шелковая – нежная;
— тихозвонные ручейки — спокойно протекающие;
— росинки серебристые — роса прозрачная, под серебро;
— цветы лазоревые — светло-синий тон;
— волны пряные — издающие запах;
— Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)
— дозорила – стерегла, охраняла;
— хоронились – прятались;
— не чуяла – не чувствовала;
7. ФИЗМИНУТКА.
8. Чтение уч-ся первой части (До слов «Но не чуяла лебёдушка…»).
9. Проверка восприятия.
— Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную песню).
— Почему? (Напевный , мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, например , «из-за леса , леса тёмного»). — Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.
—Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками нежности).
10.Выборочное чтение с анализом первой части.
—Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).
—Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.
—Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?
—Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).
— Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
— Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
— Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
— А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
— зорюшка рассыпала,
— сосны наряжали,
— камыши шепталися,
— перешёптывались лилии,
— цветы улыбались.
— Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
—Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)
—Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .
—Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?
—Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?
—Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).
—Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).
11. Чтение уч-ся произведения до конца. Выдерживается пауза.
12 . Анализ второй части.
(Картинка с изображением лебёдушки и орла)
—Какие чувства у вас возникли?
—Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)
—С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?
—Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.
—Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?
—О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?
—Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?
—Какая часть речи преобладает? (Глагол) . Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).
13.Работа в парах над содержанием текста.
— Сейчас поработаем в парах.
-
Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
-
Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
-
Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
-
Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
-
Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
-
Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
-
Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
-
Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.
-
Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
Проверка выполненных заданий в парах.
14. Выборочное чтение.
— Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
— Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
— Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)
— Могла ли она спастись от смерти? (Да)
— Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
— О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)
— Такой поступок называется самопожертвованием.
— Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
— Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
— Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
15. Игра «Если бы я был волшебником».
— Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
16. Итог урока. Рефлексия.
-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.
— Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
— Всех благодарю за работу на уроке.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание.
Стр. 124, вопрос № 4.