Тема: С.Есенин. «Лебедушка»

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

— продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

— работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

— развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

— воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока:

Портрет С.Есенина, наглядность.

Ход урока.

1.Орг. момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

2.Дыхательная гимнастика.

3.Проверка домашнего задания.

— Что нового вы узнали о поэте?

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

4.Подготовка к восприятию стихотворения.

— Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

— Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

— Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

5.Чтение стихотворения учителем.

— Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

— Кто главные герои стихотворения?

— Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

6. Словарная работа.

— Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

— покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

 гладь зеркальная — водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

— тихая заводь — небольшой залив в реке с замедленным течением;

— молчаливый затон — длинный нетронутый залив реки;

— трава шелковая – нежная;

— тихозвонные ручейки — спокойно протекающие;

— росинки серебристые — роса прозрачная, под серебро;

— цветы лазоревые — светло-синий тон;

— волны пряные — издающие запах;

— Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

— дозорила – стерегла, охраняла;

— хоронились – прятались;

— не чуяла – не чувствовала;

7. ФИЗМИНУТКА.

8. Чтение уч-ся первой части (До слов «Но не чуяла лебёдушка…»).

9. Проверка восприятия.

— Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную песню).

— Почему? (Напевный , мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, например , «из-за леса , леса тёмного»).Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

—Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками нежности).

10.Выборочное чтение с анализом первой части.

—Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).

—Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

—Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

—Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

— Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

— Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

— А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

— зорюшка рассыпала,

— сосны наряжали,

— камыши шепталися,

— перешёптывались лилии,

— цветы улыбались.

Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

—Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

—Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

—Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?

Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

—Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

—Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

11. Чтение уч-ся произведения до конца. Выдерживается пауза.

12 . Анализ второй части.

(Картинка с изображением лебёдушки и орла)

—Какие чувства у вас возникли?

—Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

—С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

—Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

—Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

—О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

—Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

—Какая часть речи преобладает? (Глагол) . Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).

13.Работа в парах над содержанием текста.

— Сейчас поработаем в парах.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в парах.

14. Выборочное чтение.

— Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

— Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

— Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

— Могла ли она спастись от смерти? (Да)

— Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

— О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

Такой поступок называется самопожертвованием.

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

— Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

— Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

15. Игра «Если бы я был волшебником».

— Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

16. Итог урока. Рефлексия.

-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

— Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

— Всех благодарю за работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Стр. 124, вопрос № 4.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here