Ведрова Тамара Михайловна

ГБОУ СО «Буткинская специальная

(коррекционная)

общеобразовательная школа –интернат»

Талицкого района, Свердловской области

учитель начальных классов, 1 кв. категория

Урок чтения во 2 классе.

Класс по уровню обученности условно разделен на три группы.

Тема: «Упрямые козы», народная сказка.

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

1) формирование правильного, осознанного чтения, элементарно-выразительного чтения по слогам.

2) формирование умений работать с текстом- отвечать на вопросы по содержанию, давать элементарную оценку прочитанному, пересказывать.

2. Коррекционно — развивающие:

1) совершенствование познавательных процессов, внимания, памяти, мышления;

2) обогащение, уточнение, активизация словарного запаса в процессе усвоения содержания сказки;

3) развитие связной устной речи в процессе пересказывания сказки.

3. Коррекционно-воспитательные:

1) воспитание положительных нравственных качеств у учащихся;

2) воспитание интереса учащихся к сказкам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Какой сегодня месяц?

Который по счету урок?

Какой теперь будет урок?

— Чему учимся на уроке чтения?

Сегодня на уроке будем учиться читать громко, правильно, а еще будем учиться пересказывать прочитанный текст.

2. Логопедическая зарядка.

— Чтобы четко, громко читать подготовимся!

Упражнение на дыхание. (Произносим на выдохе а-а-а, мА-мА-мА.)

Ворота. (Открываем рот языком).

Чистоговорка. СА-СА-СА – прилетела к нам оса.

— Какой звук чаще слышим? Чистоговорку говорим старательно.

3. Проверка домашнего задания.

Оценивание.

Книги закрыли по закладке.

4. Сообщение новой темы урока.

— Какие виды произведения мы читали?

— Да. Мы читали стихи, рассказы, сказки и у всех у них был автор. Эту сказку придумал народ, поэтому она называется народная сказка /на доске/. Сказки бессмертны, т.к они содержат вечные ценности. В них есть красота, глубокая мудрость и правдивость. Сказки любят и взрослые и дети.

Загадка про домашнее животное. – У кого рога длиннее хвоста? (коза).

— Сегодня мы будем читать народную сказку «Упрямые козы».

— Почему сказка называется народной?

5. Работа с трудными словами.

пятиться, отступили, кому-нибудь, канава

свалились , упрямые – замени другим словом.

Слово читает учитель, учащиеся пытаются объяснить значение слова, учащиеся хором и по одному читают слова.

6. Знакомство с текстом.

1) Читает учитель. Перед чтением задает вопрос:

— Чего хотели козы друг от друга?

2) Вопросы по содержанию.

Где встретились две козы? Чего хотели козы друг от друга? Что с ними случилось? Почему козы свалились в воду?

3) Самостоятельное чтение сказки.

Задание по группам.

Приготовьтесь к чтению вслух!

4) Чтение в слух. Читают учащиеся 1 группы.

7. Физминутка.

Видим, скачут по опушке две веселые козы.

Прыг – скок, прыг – скок, прыгать с пятки на носок.

На опушке две подружки, две упрямые козы.

Утром рано умывались, полотенцем обтирались.

Копытцами потопали.

Вправо, влево наклонялись, и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкульт — привет!

8. Выборочное чтение.

На уроках русского языка мы учимся писать предложения. Давайте вспомним,

— что вы знаете о предложении? / Предложения пишутся с большой буквы, в конце предложения стоит точка./

Работа по группам.

— Прочитайте первое предложение? / 3группа/

— Где они однажды встретились? /2группа/

-Прочитайте следующее предложение.

— Прочитайте, что надо было сделать кому- нибудь?

— Как кричали козы друг на друга?

— Прочитайте последнее предложение.

9. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

Расскажите сказку своими словами.

— Почему козы свалились в воду?

— Как могли поступить козы?

— Чему учит эта сказка?

Не зря говорится: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» на доске/

10. Дидактическая игра «Так и не так».

Сейчас я буду перечислять вежливые и не вежливые поступки. Если поступок вежливый, вы говорите «так!», а если поступок невежливый, вы говорите «не так!» /Уступил место бабушке, обижает малышей, обижает девочек, уважает старших, здоровается и др./

Обобщение. Умейте уступать, друг другу. Я думаю, что теперь в нашем классе и вовсе не будет ссор. Ведь наверняка многие захотят исправить свое поведение. Никому не хочется быть упрямой козой.

Теперь еще раз прочитаем народную сказку «Упрямые козы».

Читает ученик 1 группы.

— Как прочитала Алена?

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.

1-2 группа – прочитать сказку «Упрямые козы», подготовить пересказ.

3 группа – научиться читать громко, без ошибок часть сказки /до отметки/.

13. Итог урока.

— Чему мы учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Как называется сказка, которую мы с вами читали?

— Кто автор сказки?

Литература:

  • Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская

  • Занимательные материалы. 1-4 класс (по логике и математике, по развитию речи, по русскому языку, на уроке и в группе продленного дня). Начальная школа. /Сост. Сухин И.Г. – М.: ВАКО, 2005

  • Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.

  • Урок чтения во вспомогательной школе. Методические рекомендации. /Екатеринбург, 1993

  • Журналы «Начальная школа»

  • Журналы «Дефектология»

  • Журналы «Коррекционная педагогика»

  • Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии»

Ведрова Тамара Михайловна

ГБОУ СО «Буткинская специальная

(коррекционная)

общеобразовательная школа –интернат»

Талицкого района, Свердловской области

учитель начальных классов, 1 кв. категория

Урок развития речи. 4 класс

Тема: Растения поля.

Цель: Формирование умений распознавать растения поля.

Совершенствование познавательных процессов, внимания, памяти, мышления.

Обогащение, уточнение, активизация словарного запаса;

Развитие связной речи.

Воспитание уважительного отношения к продуктам, полученным из растений поля.

Воспитание положительной мотивации к учению.

Ход урока.

1. Организация урока.

— Какой теперь урок?

— Чему мы учимся на уроках развития речи?

— Отметим погоду.

— Какое время года сейчас?

— Назовите осенние месяцы. (Хором)

— Какая сейчас осень поздняя или ранняя? Докажите.

2. Логопедическая зарядка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем выговаривать,

Мы будем разговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

1)- дует ветер (губы трубочкой у-у-у);

— язык здоровается с верхней и нижней губой;

— облизываем с губ варенье;

— дуем на одуванчик.

2) скороговорка. Стоит воз овса,

Возле воза – овца.

— Какое правило мы не должны забывать на уроках развития речи?

Следим за своей речью и речью товарищей.

3. Сообщение темы урока.

— Кто знает, какие растения выращивают на полях?

Тема урока РАСТЕНИЯ ПОЛЯ – на доске.

Показываю гербарий.

Работать будем по плану. ( План на доске)

Что это?

Назови части растения?

Где растет?

Какую пользу приносит?

— Сегодня к нам на урок пришел Незнайка. Он будет сегодня помогать мне, задавать вам вопросы в виде осенних листьев. Дунет ветерок, куда упадет листочек на тот вопрос и отвечаем.

1) Что это? – это пшеница, рожь, ячмень, овес. (Повторить несколько раз).

2) Назовите части растения. – У растения есть корни. Они находятся в земле. Стебель — СОЛОМИНА (на доске против вопроса карточка). Листья – КОЛОС, у овса МЕТЕЛКА. В колосе и метелке есть зерно.

— Кто еще назовет части растения.

3) Где растут все эти растения? В ПОЛЕ.

4) Какую пользу приносят?

Почему мы их называем ХЛБНЫЕ РАСТЕНИЯ?

Из этих растений готовят самый главный продукт ХЛЕБ.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, КОРМ СКОТУ, СОЛОМА, КОМБИКОРМ.

Какое из этих растений самое главное?

Что получают из молотых зерен? МУКА, КРУПА.

— Кто расскажет, пользуясь планом про растения поля?

4. Физкультминутка.

Кузнечики.

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.

5. И так мы отметили, что из этих растений поля получаем муку, крупу.

— Откуда же хлеб приходит?

Посеяли зерно. Выросло растение. Вышли на поля комбайны молотить зерно. Это зерно везут в хранилище, на мельницу, а оттуда на хлебозавод. Трудный и длинный путь проходит зерно, что бы стать вкусным хлебом. Хлеб — наше богатство и мы должны беречь его.

Незнайке очень понравилось, как вы работали и говорили. Он приготовил задание.

Загадки. Золотист он и усат, в ста карманах, сто ребят.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем таких, как я,

Будет целая семья!

6. Итог урока.

Какие растения поля вы знаете?

  1. Оценивание учащихся.

Обучение родному языку рассматривается как одна из главных педагогических задач. Для обогащения и совершенствования речи с ОВЗ необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений. Работу по коррекции и формированию правильного звукопроизношения проводит логопед. Учитель начальных классов и логопед должны работать в тесном контакте, с целью закрепления речевых навыков учащихся. На уроках я провожу логопедическую зарядку для артикуляционного аппарата.

Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих учащихся вступить в диалог с учителем, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки, обогащаются знания и представления учащихся об окружающем мире.

Литература:

  • Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» (травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг

  • «Тематические загадки для дошкольников», В.П.Гудимов

  • Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.

  • Урок чтения во вспомогательной школе. Методические рекомендации. /Екатеринбург, 1993

  • Журналы «Начальная школа»

  • Журналы «Дефектология»

  • Журналы «Коррекционная педагогика»

  • Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here