Тема: Урок исследование «Все мы родом из детства» (на примере стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки»)

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”

  • Учить анализировать поэтическое произведение, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений,

  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

  • Учить рассуждать, делать выводы

Развивающие:

  • Развивать навыки выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз

  • Развивать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности

  • Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля

  • Закреплять навыки групповой работы над текстом;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родине, к семье, к родным

  • Воспитывать любовь к русской поэзии

Оборудование:

Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71;

Презентация «На родине С. Есенина»

аудиозапись песни «Бабушкины сказки»

тексты стихотворений Сурикова, Плещеева.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Кто проводит утром в школу и с уроков заберет?
Кто обедом вкусным кормит и тебя всегда поймет?
Если двойку вдруг получишь, то от мамы защитит,
А уроки не доучишь – все понятно объяснит?

— О ком идёт речь?

— Почему я начала наш урок с этого стихотворения?

  1. Актуализация знаний учащихся

— С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

— О чем это стихотворение?

— Почему оно так называется?

  1. Сообщение целей урока

— Мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь», который мы озаглавили «Все мы родом из детства». Сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного русского поэта, прочитаем стихотворение, в котором он делится воспоминаниями о своём детстве и о самом родном для него человеке – бабушке. Это Сергей Есенин, чьё творчество знакомо нам по стихам «Черёмуха» и «Белая берёза»

  1. Работа по теме урока

1. Виртуальная экскурсия на родину С. Есенина – в село Константиново. (презентация)

— Сейчас я приглашаю вас в путешествие на родину поэта. Ваша задача — попытаться понять, кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

В 170 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля — « страна березового ситца». Родина великого русского поэта Сергея Есенина -старинное село Константиново.

Оно расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязань.

Село утопало в зелени. С высокого берега открывался прекрасный вид на величавую реку Оку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу, почувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Входишь в дом, и тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами. Кажется, что Есенин только что вышел в сад. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. Хранятся вещи, окружавшие поэта.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

  В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем – в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.

«Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Стихи С. Есенина, нежные, задушевные, знают и любят многие. Они трогают за душу, поражают любовью к родине, к родному краю. Многие положены на музыку. Сейчас мы слушаем одно из них – «Отговорила роща золотая»

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи

«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Своей бабушке он посвятил стихотворение и назвал его «Бабушкины сказки».

-Вы слушайте внимательно это стихотворение и готовьтесь ответить на вопросы:

-О ком это стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас при чтении этого стихотворения?

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Словарная работа.

— Какие незнакомые слова вам встретились?

— По задворкам (за домами).

— Подберите синоним к слову опостылеют (надоедят).

Разухабистой гурьбой –весёлой, шумной.

А почему автор так написал – идём, бредём домой? (Устали.)

Почему автор употребляет слово загалдели? (заговорили одновременно)

4. Беседа по прочитанному.

-Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

— С каким чувством поэт вспоминает детские годы?

-О ком из родных он пишет в своём стихотворении?

— Кто из них является главным для Есенина? Почему?

— Бабушка – сколько в одном этом слове заключено нежности, тепла, доброты, безмерной любви и заботы! Это бабушка расскажет нам на ночь любимую сказку и споет колыбельную, угостит самыми вкусными на свете пирогами, а если вдруг мама отругает, то именно бабушка обязательно пожалеет и приласкает. Наверное, поэтому все стихи о бабушке будто наполнены светом, льющимся из каждой строчки подобно яркому солнечному свету.
Надо сказать, что стихи о бабушке присутствуют в творчестве многих русских классиков, ведь именно бабушки, как верные и самые лучшие няни, всегда находились со своими внуками, оберегая их и прививая традиции и необходимые жизненные ценности.

5. Работа в группах . Исследование «Бабушка в изображении русских поэтов»

— А теперь давайте проведем небольшое исследование. Я предлагаю вам прочитать стихи, подобранные мною заранее, и сопоставить их со стихотворением С. Есенина. Перед началом исследования сделаем проедположение. гипотезы

Для исследования предлагаются стихотворение А. Н. Плещеева «Бабушка и внучек» и стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

План работы:

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Определите тему и основную мысль стихотворения

  3. Найдите строки, в которых автор описывает бабушку

  4. Расскажите, какой вы представляете себе бабушку в данном стихотворении.

  5. Сравните, чем отличается стихотворения Есенина и Плещеева

План работы:

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Определите тему и основную мысль стихотворения

  3. Найдите строки, в которых автор описывает бабушку

  4. Расскажите, какой вы представляете себе бабушку в данном стихотворении.

  5. Сравните, чем отличается стихотворения Есенина и Сурикова

Вывод: Бабушка — самая добрый, самый ласковый человек в доме. Сколько мы помним себя, она всегда рядом, всегда помогает нам, воспитывает нас,  мы  делились с ней своими секретами, и временами она становится нам ближе, чем родители. Недаром русские писатели вспоминая своё детство, слагали стихи про бабушек. Я знаю, что многие из вас души не чают в своих бабушках. Попробуем превратиться в писателей и написать несколько строк о своих бабушках. Кто-то из вас просто напишет нам о своей бабушке, кто-то, возможно, обратиться к ней с поздравлениями, а кто-то прославит любимую бабушку в сочинённом стихотворении. В результате у нас получится коллективный творческий проект к празднику 8 марта, который так и называется: «Наши любимые бабушки».

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки», красочно оформить творческую работу о бабушке.

Итог урока.

— Чем понравился сегодняшний урок?

_ Что нового узнали на уроке?

_ Чему научились?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here