Г.Х. Андерсен. «Соловей». Конспект урока литературного чтения
Цели:
-
развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,
-
формировать навык анализа текста,
-
воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,
-
умение видеть и оценивать истинное и ложное.
Оборудование:
-
Портрет Г.Х. Андерсена.
-
Выставка произведений сказочника.
-
Отрывки из сказок — индивидуальный раздаточный материал,
группа №2
группа №3
-
Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.
-
Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?
группа №4
-
Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?
-
Охарактеризуйте императора. Какой он? (Характер императора сложен, неоднозначен. Император жесток: по его приказу людей бьют палками по животу. И в то же время он плачет, слушая соловья. “Хватает за сердце пение”. Значит, сердце всё-таки есть. Огорчился, когда птица исчезла, и обиделся: приказал изгнать соловья из государства. Читает книги, что похвально, но написанное на ленточке искусственного соловья понять не смог. Из складок бархатного балдахина у его кровати на императора смотрят добрые и злые лица, это добрые и злые дела императора)
-
Продолжение работы по теме.
Тестирование по сказке.
Проверим, какие внимательные вы читатели.
Учитель зачитывает истинные и ложные утверждения по тексту, предполагающие односложную реакцию — “Да” или “Нет”. А дети в специальных тетрадях или листах отвечают, проставляя плюс (+), если ответ “Да”, и минус (-), если ответ “Нет”.)
1. Когда императору доставили пакет с надписью “Соловей”, он решил, что это ещё одна книга о соловье. + (Что это было?)
2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом. + (Что такое дуэт?)
3. Соловьи замечательно пели вместе.
– (Как пел живой соловей? А искусственный?)
4. “Лучшая-то птица у нас осталась”, — сказали придворные, когда соловей улетел в лес. + (Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нём капельмейстер?)
5. Пение искусственного соловья не понравилось бедным рыбакам + (Что они сказали?)
6. Только раз в месяц можно стало заводить искусственного соловья –
7. Император был при смерти +
8. На груди у императора сидела кошка. –
9. — Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела. –
10. Императора спасло от смерти пение живого соловья. + (Как?)
Проверка. Выборочное чтение. (Ответы на вопросы в скобках даются при проверке.)
Я рада, что вы внимательные читатели.
-
Сравнительный анализ
Назовите главных героев сказки.
Отчего плакал император? Какие это были слёзы? слайд 21
Слёзы
Восторга
Обиды
Радости
Горя
Выбирают нужное слово и поясняют свой выбор.
— Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”?
Высказывания детей.
Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему?
Есть Жизнь и Смерть.
Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её?
Каких героев сказки можно связать с этими понятиями?
Какой момент сказки вам понравился?
Можно ли назвать эту сказку волшебной?
Я подобрала пословицы слайд 22
Друзья познаются в беде.
Не всё то — золото, что блестит.
Как вы думаете, подходят они к нашему произведению?
-
Домашнее задание.
Рисунок к прочитанному произведению:
Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части сказки.
-
Итог.
Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать своё мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:
Я думаю Мне запомнился
Мне кажется Мне показалось интересным
Я считаю Я восхищаюсь
Мне понравилось Мне не понравилось
-