Г.Х. Андерсен. «Соловей». Конспект урока литературного чтения

Цели:

  • развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,

  • формировать навык анализа текста,

  • воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,

  • умение видеть и оценивать истинное и ложное.

Оборудование:

  1. Портрет Г.Х. Андерсена.

  2. Выставка произведений сказочника.

  3. Отрывки из сказок — индивидуальный раздаточный материал,

    группа №2

    группа №3

    1. Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

    2. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

    группа №4

      1. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

      2. Охарактеризуйте императора. Какой он? (Характер императора сложен, неоднозначен. Император жесток: по его приказу людей бьют палками по животу. И в то же время он плачет, слушая соловья. “Хватает за сердце пение”. Значит, сердце всё-таки есть. Огорчился, когда птица исчезла, и обиделся: приказал изгнать соловья из государства. Читает книги, что похвально, но написанное на ленточке искусственного соловья понять не смог. Из складок бархатного балдахина у его кровати на императора смотрят добрые и злые лица, это добрые и злые дела императора)

    1. Продолжение работы по теме.

    Тестирование по сказке.

    Проверим, какие внимательные вы читатели.

    Учитель зачитывает истинные и ложные утверждения по тексту, предполагающие односложную реакцию — “Да” или “Нет”. А дети в специальных тетрадях или листах отвечают, проставляя плюс (+), если ответ “Да”, и минус (-), если ответ “Нет”.)

    1. Когда императору доставили пакет с надписью “Соловей”, он решил, что это ещё одна книга о соловье. + (Что это было?)

    2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом. + (Что такое дуэт?)

    3. Соловьи замечательно пели вместе.

    (Как пел живой соловей? А искусственный?)

    4. “Лучшая-то птица у нас осталась”, — сказали придворные, когда соловей улетел в лес. + (Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нём капельмейстер?)

    5. Пение искусственного соловья не понравилось бедным рыбакам + (Что они сказали?)

    6. Только раз в месяц можно стало заводить искусственного соловья –

    7. Император был при смерти +

    8. На груди у императора сидела кошка. –

    9. — Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела. –

    10. Императора спасло от смерти пение живого соловья. + (Как?)

    Проверка. Выборочное чтение. (Ответы на вопросы в скобках даются при проверке.)

    Я рада, что вы внимательные читатели.

    1. Сравнительный анализ

    Назовите главных героев сказки.

    Отчего плакал император? Какие это были слёзы? слайд 21

    Слёзы

    Восторга

    Обиды

    Радости

    Горя

    Выбирают нужное слово и поясняют свой выбор.

    — Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”?

    Высказывания детей.

    Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему?

    Есть Жизнь и Смерть.

    Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её?

    Каких героев сказки можно связать с этими понятиями?

    Какой момент сказки вам понравился?

    Можно ли назвать эту сказку волшебной?

    Я подобрала пословицы слайд 22

    Друзья познаются в беде.

    Не всё то — золото, что блестит.

    Как вы думаете, подходят они к нашему произведению?

    1. Домашнее задание.

    Рисунок к прочитанному произведению:

    Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части сказки.

    1. Итог.

    Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать своё мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:

    Я думаю Мне запомнился

    Мне кажется Мне показалось интересным

    Я считаю Я восхищаюсь

    Мне понравилось Мне не понравилось

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here