Муниципальное казенное учреждение
«Зареченская средняя общеобразовательная школа»
Нижнеудинского района Иркутской области
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ДВА МОРОЗА»
подготовила
учитель начальных классов
Алексеенко Ольга Васильевна
д.Заречье
2013 год
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: русская народная сказка « Два Мороза».
Прогнозируемые результаты: познакомить с новой сказкой, учить умению воспринимать на слух художественный текст, учить умению соотносить пословицы с главной мыслью произведения, давать характеристики героям произведения, развивать умение передавать зрительную информацию в словесную, совершенствовать навык чтения по ролям, развивать речь, память, воображение, отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к природе, к прекрасному.
Учебные материалы: учебник «Литературное чтение.2 класс» Л.Р.Климановой, слайды с изображением зимнего леса, рисунки ребят с изображением русской березы, пословицы и поговорки, загадки, стихи, карточки со словарными словами, снежинки (два вида), иллюстрации с изображением зверей, деревьев, модель сказочных ворот, два деда Мороза (синий и красный), тесты к учебнику Л.Р.Климановой.
Ход урока: 1. Организационный этап и мобилизирующий.
У: «Чародейкою зимою,
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит»
У: Как прекрасен и загадочен лес зимой. Деревья, посеребренные инеем, поля, леса, укутанные белым, пушистым одеялом.
(показ слайдов с изображением зимнего леса)
И, есть среди этого сказочного леса, необыкновенной красоты дерево – береза.
Д: «Только на Руси есть белый-белый лес,
Все березки в платьях подвенечных,
Полон каждый ствол загадок и чудес
Кем-то завороженный навечно.»
2. Проверка домашнего задания.
У: Лес, который нарисовали ребята, так же красив, как и стихотворение, которое они сейчас прочтут.
(Демонстрируются работы ребят, на которых они изобразили зимнюю сказочную березу, передав ее красоту и сказочность).
Д: (Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».)
У: (Оцените себя, выбрав снежинку. За хорошее выразительное безошибочное чтение – большая снежинка, за чтение с замечаниями – поменьше).
3. Подготовка к восприятию нового произведения.
У: Урок наш не кончается и сказка продолжается.
У: Мороз трескучий в декабре,
А снегу мало на дворе.
Зябнут травы и кусты,
Снега просят у зимы.
У: Чтобы снег пошел скорее,
Отворить нам нужно двери,
Угадать, кто там живет,
На урок, кто к нам придет.
Д: (Дети отгадывают загадки, чтобы открыть сказочные двери и чтобы скорее пошел долгожданный снег.)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
(иней)
Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры, помчались с горы.
(лыжи)
Целый год лежал на полке.
Все забыли про меня.
А теперь горю на елке,
Потихонечку звеня.
( елочный шар)
Скатерть бела все поле одела.
( снег)
Снежная дама с морковным носом.
( снежная баба)
(За правильные ответы дети получают снежинки, которыми в конце урока украсят сказочный лес на доске).
У: Разгадали мы загадки, значит будет все в порядке.
Открываем в сказку дверь, отвечаем поскорей.
(Открывается волшебная дверь, появляются два Мороза.)
У: Почему пришли к нам в гости два Мороза, два родных брата?
Д: Потому, что читать мы будем русскую народную сказку «Два Мороза»
У: А что еще мы хотели попросить у Морозов?
Д: Снега для деревьев, для растений, для всей земли.
4. Первичное чтение произведения.
У: Чтение сказки учителем.
У: Вопросы по восприятию.
— Понравилась ли сказка?
— Что особенно понравилось?
— Кто из Морозов старше, кто младше?
— Какую забаву придумали Морозы? (найти отрывок, прочитать)
— За кем побежал старший брат- Мороз Красный нос?
— Почему?
— Почему ему не удалось заморозить крестьянина?
— Почему старшему брату – Морозу Красному носу удалось его дело?
— Почему же младший брат не мог понять причину, по которой он не смог заморозить крестьянина?
— Чего же он не знал?
— Какова же главная мысль сказки?
5. Этап релаксации. (физ. минутка)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,снег кружится,
Заметая все кругом
Белоснежным серебром..
У: Кто догадался, какая это сказка — старинная или современная?
У: Доказать (найти слова, подтверждающие это).
Д: Дровосек, купец, крестьянин. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).
6. Повторное чтение детьми.
( Чтение сказки цепочкой.)
Словарная работа.
(Найти слова и выражения, объяснить значение, заменить синонимами).
ПОЗАБАВИТЬСЯ
АВОСЬ
БУБЕНЧИК
ШАПКА ХУДАЯ
НЕ СЛАДИТЬ С НИМ
ЕЖИТЬСЯ
ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ
ЕЛЕ НОГИ УНЕС
Работа в парах.
У: (Собрать пословицы и соотнести их с текстом.)
-
Мороз не велик, да стоять не велит.
-
Где тепло, там и добро.
-
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
-
У работающего в руках дело огнем горит.
-
Береги нос в большой мороз.
(Работа оценивается).
7. Этап закрепления.
У: Найти отрывок, где заключена главная мысль сказки?
Д: Чтение отрывка детьми.
У Прочитать по ролям отрывок, где Морозы делятся впечатлениями о проделанной работе.
Д: Чтение детьми по ролям.
У: Подобрать отрывки к иллюстрациям сказки и прочитать их.
У: Мини-тест на закрепление прочитанного. (Тесты по литературному чтению для 2 класса к учебнику Л.Р.Климановой с.34)
(Работа оценивается).
8. Этап подведения итогов. Рефлексия.
У: Зачем же сегодня к нам приходили Морозы? Какая из прозвучавщих сегодня пословиц наиболее точно выражает смысл прочитанного?
У: Подошел к концу урок. Сколько снежинок у вас на партах? Давайте укутаем ими лес.
Д: Дети украшают снежинками лес, изображенный на доске .Дарят хорошее настроение друг другу.
9. Домашнее задание.
У: Приготовить выразительное чтение сказки по ролям. Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки.
Используемая литература:
-
Литературное чтение. Учебник для 2 класса: В 2 ч./Авт.сост. Л.Ф.Климанова. – М.:Вентана-Граф, 2009.-160с.
-
Узорова У.В. Тесты к учебнику Л.Ф.Климановой для 2 класса. 2010г.
-
Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы/сост. Е.М.Тихомирова. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.-223.