Муниципальное казенное учреждение

«Зареченская средняя общеобразовательная школа»

Нижнеудинского района Иркутской области

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ДВА МОРОЗА»

подготовила

учитель начальных классов

Алексеенко Ольга Васильевна

д.Заречье

2013 год

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: русская народная сказка « Два Мороза».

Прогнозируемые результаты: познакомить с новой сказкой, учить умению воспринимать на слух художественный текст, учить умению соотносить пословицы с главной мыслью произведения, давать характеристики героям произведения, развивать умение передавать зрительную информацию в словесную, совершенствовать навык чтения по ролям, развивать речь, память, воображение, отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к природе, к прекрасному.

Учебные материалы: учебник «Литературное чтение.2 класс» Л.Р.Климановой, слайды с изображением зимнего леса, рисунки ребят с изображением русской березы, пословицы и поговорки, загадки, стихи, карточки со словарными словами, снежинки (два вида), иллюстрации с изображением зверей, деревьев, модель сказочных ворот, два деда Мороза (синий и красный), тесты к учебнику Л.Р.Климановой.

Ход урока: 1. Организационный этап и мобилизирующий.

У: «Чародейкою зимою,

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит»

У: Как прекрасен и загадочен лес зимой. Деревья, посеребренные инеем, поля, леса, укутанные белым, пушистым одеялом.

(показ слайдов с изображением зимнего леса)

И, есть среди этого сказочного леса, необыкновенной красоты дерево – береза.

Д: «Только на Руси есть белый-белый лес,

Все березки в платьях подвенечных,

Полон каждый ствол загадок и чудес

Кем-то завороженный навечно.»

2. Проверка домашнего задания.

У: Лес, который нарисовали ребята, так же красив, как и стихотворение, которое они сейчас прочтут.

(Демонстрируются работы ребят, на которых они изобразили зимнюю сказочную березу, передав ее красоту и сказочность).

Д: (Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».)

У: (Оцените себя, выбрав снежинку. За хорошее выразительное безошибочное чтение – большая снежинка, за чтение с замечаниями – поменьше).

3. Подготовка к восприятию нового произведения.

У: Урок наш не кончается и сказка продолжается.

У: Мороз трескучий в декабре,

А снегу мало на дворе.

Зябнут травы и кусты,

Снега просят у зимы.

У: Чтобы снег пошел скорее,

Отворить нам нужно двери,

Угадать, кто там живет,

На урок, кто к нам придет.

Д: (Дети отгадывают загадки, чтобы открыть сказочные двери и чтобы скорее пошел долгожданный снег.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(мороз)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

(иней)

Все лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры, помчались с горы.

(лыжи)

Целый год лежал на полке.

Все забыли про меня.

А теперь горю на елке,

Потихонечку звеня.

( елочный шар)

Скатерть бела все поле одела.

( снег)

Снежная дама с морковным носом.

( снежная баба)

(За правильные ответы дети получают снежинки, которыми в конце урока украсят сказочный лес на доске).

У: Разгадали мы загадки, значит будет все в порядке.

Открываем в сказку дверь, отвечаем поскорей.

(Открывается волшебная дверь, появляются два Мороза.)

У: Почему пришли к нам в гости два Мороза, два родных брата?

Д: Потому, что читать мы будем русскую народную сказку «Два Мороза»

У: А что еще мы хотели попросить у Морозов?

Д: Снега для деревьев, для растений, для всей земли.

4. Первичное чтение произведения.

У: Чтение сказки учителем.

У: Вопросы по восприятию.

— Понравилась ли сказка?

— Что особенно понравилось?

— Кто из Морозов старше, кто младше?

— Какую забаву придумали Морозы? (найти отрывок, прочитать)

— За кем побежал старший брат- Мороз Красный нос?

— Почему?

— Почему ему не удалось заморозить крестьянина?

— Почему старшему брату – Морозу Красному носу удалось его дело?

— Почему же младший брат не мог понять причину, по которой он не смог заморозить крестьянина?

— Чего же он не знал?

— Какова же главная мысль сказки?

5. Этап релаксации. (физ. минутка)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится,снег кружится,

Заметая все кругом

Белоснежным серебром..

У: Кто догадался, какая это сказка — старинная или современная?

У: Доказать (найти слова, подтверждающие это).

Д: Дровосек, купец, крестьянин. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).

6. Повторное чтение детьми.

( Чтение сказки цепочкой.)

Словарная работа.

(Найти слова и выражения, объяснить значение, заменить синонимами).

ПОЗАБАВИТЬСЯ

АВОСЬ

БУБЕНЧИК

ШАПКА ХУДАЯ

НЕ СЛАДИТЬ С НИМ

ЕЖИТЬСЯ

ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ

ЕЛЕ НОГИ УНЕС

Работа в парах.

У: (Собрать пословицы и соотнести их с текстом.)

  1. Мороз не велик, да стоять не велит.

  2. Где тепло, там и добро.

  3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

  4. У работающего в руках дело огнем горит.

  5. Береги нос в большой мороз.

(Работа оценивается).

7. Этап закрепления.

У: Найти отрывок, где заключена главная мысль сказки?

Д: Чтение отрывка детьми.

У Прочитать по ролям отрывок, где Морозы делятся впечатлениями о проделанной работе.

Д: Чтение детьми по ролям.

У: Подобрать отрывки к иллюстрациям сказки и прочитать их.

У: Мини-тест на закрепление прочитанного. (Тесты по литературному чтению для 2 класса к учебнику Л.Р.Климановой с.34)

(Работа оценивается).

8. Этап подведения итогов. Рефлексия.

У: Зачем же сегодня к нам приходили Морозы? Какая из прозвучавщих сегодня пословиц наиболее точно выражает смысл прочитанного?

У: Подошел к концу урок. Сколько снежинок у вас на партах? Давайте укутаем ими лес.

Д: Дети украшают снежинками лес, изображенный на доске .Дарят хорошее настроение друг другу.

9. Домашнее задание.

У: Приготовить выразительное чтение сказки по ролям. Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки.

Используемая литература:

  1. Литературное чтение. Учебник для 2 класса: В 2 ч./Авт.сост. Л.Ф.Климанова. – М.:Вентана-Граф, 2009.-160с.

  2. Узорова У.В. Тесты к учебнику Л.Ф.Климановой для 2 класса. 2010г.

  3. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы/сост. Е.М.Тихомирова. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.-223.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here