Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучение отдельных предметов»
Бугульминского муниципального района
Конспект урока по литературе по повести Б.Васильева «Летят мои кони»
в 9 классе
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сарвартдинова Светлана Ивановна
г. Бугульма
2014
Урок по повести Б.Васильева «Летят мои кони»
(анализ монолога с использованием синергетического аспекта в исследовании художественного произведения).
-
Слово учителя.
В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит собор Святой Марии. Рядом с ним, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров.
— Ребята, перед вами 2 центральные фигуры фрески. Что вы можете сказать об этих людях? (ответы учащихся)
Новая информация: это фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
— Вспомните сюжет картины.
— Изменилось ли ваше представление об этих людях после того, как вы узнали сюжет? (Кардинально наше представление не изменилось. Оно дополнилось).
Когда нам доступна только часть информации, наши знания могут оказаться либо заблуждением, либо иллюзией. Вот так же может произойти при знакомстве с литературным шедевром. Чаще всего мы, читая, анализируя, пропускаем пейзажные зарисовки, описание портретов героев и … монологи.
Давайте сегодня попробуем постичь замысел другого великого мастера- писателя Б.Васильева. Итак, перед нами не картина, а фрагмент повести «Летят мои кони», не живописный портрет (нет выразительных рук, глаз), а есть внутренний монолог, внутренний голос, мысли, разговор с самим собой.
Чтобы постичь всю глубину пережитого жизненного опыта, мы используем прием, который применяли в начале урока: от знания неполного, частичного к знанию полному, глубинному. Мы будем работать с картограммой, которую вы заполняете в течение анализа монолога и представляете в конце урока.
— Озаглавьте монолог?
— Назовите ключевые моменты жизни автора.
1. Смоленск – колыбель детства моего. Человек живет для себя только в детстве. Только в детстве он счастлив своим счастьем, только в детстве он беспредельно искренен и беспредельно свободен. Только в детстве все гениальны и все красивы, все естественны, как природа, и , как природа, лишены тревог. Всё –только в детстве, и поэтому мы так тянемся к нему.
2. Я не должен был появиться на свет. И меня и маму спас один совет. Он был дан тихим голосом и больше походил на просьбу. Это был доктор Янсен. Людская благодарная молва приписывала ему мудрость, граничащую со святостью.
4. Война переехала и через меня она – во мне, часть моего существа, и еще особый дом за то, что целым и невредимым оставили именно меня.
5. Мечта писать превратилась в мысль, будоражила, вместо того, чтобы убаюкивать, мешала она, тревожила и злила.
В семье о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магическим свойством не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не
— Какие нравственные уроки получил герой на каждом жизненном этапе?
— Свойство человеческой души таково, что в каждом из нас скрывается поэт, способный создавать уникальные ассоциации. Какие параллели автор проводит к каждому этапу жизни?
Ассоциации:
-
Жизнь // кони
Мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен. Но для чего? Чтобы выступить в бой или попросить награды? Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами. Мать дарует нам силу и здоровье для этой отцовской цели.
-
И, становясь перед книгами на колени – иначе их не упакуешь я бессознательно становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов. Кажется, я так и остался стоять на коленях перед литературой.
-
Писатель – творец. Он создает мир, который не существовал ранее, он управляет событиями в этом созданном им мире, он вязнет из событий истории. У него огромная, божественная в мирах, сотканные им из собственной бессонницы. Он высший судья.
— Если бы мы дали автору в руки карандаши. Каким цветом он раскрасил бы свою фреску-монолог? (ответы учеников)
Подводя итоги своей жизни многие писатели, поэты использовали прием метонимии. А.Пушкин писал так: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Владимир Маяковский желал отдать все богатства своей души людям, мечтая о настоящей любви, без которой для него немыслима жизнь: «Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовой моей великой души».
А вот с чем сравнил свою жизнь Б. Васильев, мы попробуем сейчас определить. В этой красивой коробке — предмет, с которым писатель ассоциировал свой жизненный путь.
— Что в ней?
— Почему лоскутное одеяло? Очень прозаично, поэтично? (ответы учащихся)
«Прожитая жизнь – одеяло, которым тебя когда-нибудь закроют с головой. Оно может оказаться теплым, коротким или подмоченным, а у меня – лоскутное. Ничто не вечно, но если хоть один лоскутик мой понадобиться людям через четверть века, я буду иметь все основания считать себя счастливым. Нет, мне не приснилась моя жизнь – я сшил ее себе сам. Как умел, как мог, но сам. И на основании этого рискну утверждать, что признаю лишь один талант: неистребимую жажду работы. Через соблазн, через усталость, через «не хочу» и через «не могу». И талант этот – не от бога и не от природы, а только от родителей. И я встаю на колени и низко кланяюсь им» — так объяснил свой выбор Б.Васильев. Путь жизни – это, конечно и дорога, полотно простирающееся не по полю, а во времени, но путь жизни– это и дело, и своего рода творение, которое нам предстоит совершить. Эти люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие творят себя, творят красивую жизнь. Писатель считает шедевром не памятник, не прекрасные фруктовые рощи, а все то, что создал своими руками. Жизнь, сотканная своими руками, это тоже шедевр. И он продолжает ваять, и не тормозят еще его кони, а летят на крыльях своего безудержного стремления в новое, неизведанное, но неизменно прекрасное будущее.
— И лишь одна его мечта осталась несбыточной. Какая?
( « Я всю свою жизнь мечтал передохнуть. Долго – долго – с мая по октябрь – бродить по селам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думаю глядеть в ночной костер и просыпаться от капель росы. А вместо этого я все бегу и бегу неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и все никак не могу добежать».)
В течение урока вы попробовали сшить жизненное полотно Б.Васильева. Представьте свою картограмму и прокомментируйте ее:
Ребята,
Звучит музыка Исаака Шварца «Мелодия белых ночей».
«Все проходит, как было написано на перстне царя Соломона. Все, кроме детства. Оно остается в нас, потому что, если «кто ты?» — плод взрослой твоей ипостаси, то «какой ты?» — творение детства твоего.
«Каждый из нас приходит в этот мир, чтобы выполнить какое-либо дело» — так сказал Эрнест Хеменгуэй. От рождения в нас скрыты задатки. Задача родителей, школы раскрыть этот потенциал. А ваша, ребята, задача –приумножить то, что в вас взрастили – сделать из способностей талант, а может быть, гениальность.
Я желаю вам:
В мыслях, желаниях слиться
С тем чистым, к чему я так жадно стремлюсь.
И что мне преграды и что мне страданья?
И что мне рыдающих струн трепетанье?
Пусть буду я ждать и томиться года,
Безумствовать, падать во тьме испытанья,
Но только бы верить всегда,
Что там, надо мной, в высоте недоступной.
Горит – и не меркнет звезда.
Список использованной литературы
1. Нигматуллина Ю.Г.Синергетический аспект в исследовании художественного творчества-К.: «Академия наук РТ», 2008
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http:// myzuka.ru – Исаак Шварц «Мелодия белой ночи»
-
http://www.litmir.net/br/?b=29083