10 класс
Контрольная работа
Литература I половины XIX века
-
Список авторов и произведений
-
Рекомендуемая литература
-
Дифференцированные вопросы и задания
-
Тестовые задания
-
Ответы
Автор-составитель:
Шатунова Людмила Григорьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9»
г.Саратов
Литература 10 класс
Русская литература первой половины ХIХ века.
А.С.Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник».
Наизусть: 3 – 4 стихотворения.
М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору.
Наизусть: 2 – 3 стихотворения.
Н.В.Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и др.) – одна по выбору.
-
Контрольная работа: Тест Литература I половины ХIХ века.
-
Творческий практикум Сочинение – миниатюра
Анализ поэтического текста: стихотворение
А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова
(восприятие, истолкование, оценка).
Рекомендуемая литература
-
Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006
-
Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006
-
Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990
-
Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990
-
Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988
-
Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979
Дифференцированные вопросы и задания *
к зачёту
I
-
Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
-
Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
-
Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
-
«Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.
-
Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).
II
-
Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?
-
Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.
-
Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
-
Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?
-
Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
-
Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
-
Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?
III
-
Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?
-
Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?
-
Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
-
Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?
-
Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?
* Вопросы предназначены для собеседования (по 1-2 вопроса из каждого раздела по выбору).
Контрольная работа к зачёту
Литература первой половины ХIХ века
Вариант 1
Часть 1
| Эталон | |
А 1 | Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века
|
|
А 2 | Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?
|
|
А 3 | В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г
|
|
А 4 | В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»
|
|
А 5 | Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан»
|
|
А 6 | Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.
|
|
| 1 Безумных лет угасшее веселье 2 Мне тяжело, как смутное похмелье. 3 Но, как вино – печаль минувших дней 4 В моей душе чем старе, тем сильней. 5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 6 Грядущего волнуемое море.
7 Но не хочу, о други, умирать; 8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 9 И ведаю, мне будут наслажденья 10 Меж горестей, забот и треволненья: 11 Порой опять гармонией упьюсь, 12 Над вымыслом слезами обольюсь, 13 И может быть – на мой закат печальный 14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин
|
|
В 1 | Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?
|
|
В 2 | Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?
|
|
В 3 | Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.
|
|
В 4 | Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).
|
|
В 5 | Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?
|
|
В 6 | Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.
|
|
С 1 | Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
|
|
| Часть 2 |
|
А 7
| Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862
|
|
А 8 | Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель — 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист
|
|
А 9 | Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»
|
|
А 10 | Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»
|
|
А 11 | Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства
|
|
А 12 | В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»
1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.
|
|
|
О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь
|
|
В 7 | Как называется повесть, из которой взят отрывок?
|
|
В 8 | Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.
|
|
В 9 | Сколько произведений входит в названный цикл?
|
|
В 10
| Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?
|
|
В 11
| Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?
|
|
В 12
| Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?
|
|
С 2 | Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.
|
|
Литература 10 класс
Литература первой половины ХIХ века
Вариант 2
Часть 1
| Эталон | |
А 1 | Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века
|
|
А 2 | Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм
|
|
А 3 | В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»
|
|
А 4 | Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева
|
|
А 5 | Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества
|
|
А 6 | Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1. |
|
|
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов
|
|
В 1 | Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?
|
|
В 2 | Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.
|
|
В 3 | Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?
|
|
В 4 | Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя? |
|
В 5 | Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».
|
|
С 1* | Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
|
|
|
|
|
|
Часть 2
|
|
А 7 | Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли
|
|
А 8 | А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»
|
|
А 9 | Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах
|
|
А 10 | Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий
|
|
А 11 | Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно
|
|
А 12 | Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?
|
|
| Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.
|
|
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин
|
|
В 6 | Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.
|
|
В 7 | К какому литературному роду относится жанр поэмы?
|
|
В 8
| Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?
|
|
В 9 | Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.
|
|
В 10 | Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?
|
|
В 11 | Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?
|
|
В 12 | Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?
|
|
С 2 | Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
|
|
ОТВЕТЫ
Литература I половины ХIХ века
Вариант 1
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 | А 11 | А 12 | |
| ||||||||||||
1 |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
2 | + | + |
|
| + |
| + | + |
|
|
| + |
3 |
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| ||||||||||||
В 1 | сравнение | |||||||||||
В 2 | эпитеты | |||||||||||
В 3 | 11, 12, 13, 14 | |||||||||||
В 4 | антитеза | |||||||||||
В 5 | любовь | |||||||||||
В 6 | «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» | |||||||||||
В 7 | «Невский проспект» | |||||||||||
В 8 | «Петербургские повести» | |||||||||||
В 9 | 5 | |||||||||||
В 10 | повтор | |||||||||||
В 11 | гипербола | |||||||||||
В 12 | олицетворение |
Дата сдачи работы «____»________________200__ г.
Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___
Оценка* ____ / ______________ /
Проверил ____________
* «3» – 11- 17
«4» – 18- 27
«5» – 28- 30
За каждое из заданий типа С (C1,C2) выставляется по 3 балла
Вариант 2
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 | А 11 | А 12 | |
| ||||||||||||
1 |
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
2 | + |
| + |
|
|
|
| + | + |
|
|
|
3 |
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
| + |
4 |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| ||||||||||||
В 1 | противопоставление | |||||||||||
В 2 | путь-дорога | |||||||||||
В 3 | градация | |||||||||||
В 4 | риторический вопрос | |||||||||||
В 5 | романтизм | |||||||||||
В 6 | вступление | |||||||||||
В 7 | лиро-эпический | |||||||||||
В 8 | метонимия | |||||||||||
В 9 | «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит» | |||||||||||
В 10 | анафора | |||||||||||
В 11 | эпитет | |||||||||||
В 12 | одический |
Дата сдачи работы «____»________________200__ г.
Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___
Оценка* ____ / ______________ /
Проверил _______________
* «3» – 11- 17
«4» – 18- 27
«5» – 28- 30
За каждое из заданий типа С (С1, С2) выставляется по 3 балла