"Крохотки" А.И.Солженицына: особенности мастерства, 11 класс

Урок литературы в 11 классе по теме:

«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства»

Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна,

учитель литературы высшей категории

МОУ «Кадетская школа “Патриот”» г.Энгельса

Саратовской области

2011

Урок литературы в 11 классе

«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства».

Цели:

1.Образовательные: познакомить учащихся с историей написания и публикации цикла, с художественным своеобразием «Крохоток» А.И. Солженицына.

2.Развивающие: совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы; совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к литературе как учебному предмету. 3.Воспитательные: прививать уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал (карточки №1-2; карточки «Тест»).

Презентации содержат:

  • иллюстративный материал: фотографии А.И.Солженицына;

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, научности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1

Организационный момент

Мобилизовать внимание учащихся. Сообщить цель урока

1 мин.

2

Работа с эпиграфом

Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах языка

1 мин.

3

Проверка индивидуального задания

Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать аргументированные высказывания на поставленный вопрос

2 мин.

4

Слово учителя

Актуализировать знания учащихся о творчестве А.И.Солженицына

1 мин.

5

Работа в группах

Совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы

30 мин.

6

Проверочная работа (тест)

Оценить ЗУН учащихся в выполнении теста

8 мин.

7

Итоги урока

Обобщить сведения, полученные на уроке

1 мин.

8

Домашнее задание

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.

Эпиграф к уроку:

Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества,

только её боль я слышу, только о ней пишу.

А.И.Солженицын

Ход урока:

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.

2.Работа с эпиграфом. Какое выразительное средство используется в этом предложении? (Метафора.)

Используя знания, полученные на уроках литературы, докажите верность высказывания.

3.Проверка индивидуального задания.

Ученик кратко рассказывает о Солженицыне.

4. Слово учителя.

«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России. Долгое время они ходили в самиздате. Журнал «Семья и школа» тщетно пытался напечатать их осенью 1965 года. Первая публикация была осуществлена журналом «Грани» в 1964 г. во Франкфурте (ФРГ). В настоящее время цикл «Крохотки» входит в состав 3-го тома Малого собрания сочинений А. И. Солженицына

1 Солженицын А. И. Малое собрание сочинений. — М: Инком НВ, 1991. — Т. 3. — С.147 — 158. 2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here