Урок литературы в 11 классе по теме:
«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства»
Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна,
учитель литературы высшей категории
МОУ «Кадетская школа “Патриот”» г.Энгельса
Саратовской области
2011
Урок литературы в 11 классе
«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства».
Цели:
1.Образовательные: познакомить учащихся с историей написания и публикации цикла, с художественным своеобразием «Крохоток» А.И. Солженицына.
2.Развивающие: совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы; совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к литературе как учебному предмету. 3.Воспитательные: прививать уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал (карточки №1-2; карточки «Тест»).
Презентации содержат:
-
иллюстративный материал: фотографии А.И.Солженицына;
Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.
Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, научности, наглядности.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) | |
1 | Организационный момент | Мобилизовать внимание учащихся. Сообщить цель урока | 1 мин. |
2 | Работа с эпиграфом | Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах языка | 1 мин. |
3 | Проверка индивидуального задания | Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать аргументированные высказывания на поставленный вопрос | 2 мин. |
4 | Слово учителя | Актуализировать знания учащихся о творчестве А.И.Солженицына | 1 мин. |
5 | Работа в группах | Совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы | 30 мин. |
6 | Проверочная работа (тест) | Оценить ЗУН учащихся в выполнении теста | 8 мин. |
7 | Итоги урока | Обобщить сведения, полученные на уроке | 1 мин. |
8 | Домашнее задание | Разъяснить содержание домашнего задания | 1 мин. |
Эпиграф к уроку:
Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества,
только её боль я слышу, только о ней пишу.
А.И.Солженицын
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.
2.Работа с эпиграфом. Какое выразительное средство используется в этом предложении? (Метафора.)
Используя знания, полученные на уроках литературы, докажите верность высказывания.
3.Проверка индивидуального задания.
Ученик кратко рассказывает о Солженицыне.
4. Слово учителя.
«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России. Долгое время они ходили в самиздате. Журнал «Семья и школа» тщетно пытался напечатать их осенью 1965 года. Первая публикация была осуществлена журналом «Грани» в 1964 г. во Франкфурте (ФРГ). В настоящее время цикл «Крохотки» входит в состав 3-го тома Малого собрания сочинений А. И. Солженицына
1 Солженицын А. И. Малое собрание сочинений. — М: Инком НВ, 1991. — Т. 3. — С.147 — 158. 2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.