Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
( 68 часов)
Программа по литературе ( 5-11 классы)
Авторы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубинина, Н.А. Ипполитова ( 2011 год)
Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. — М: Просвещение, 2014 год.
Содержание урока | Дата | |
1 | Вводный урок «Сюжет как метафора жизни» |
|
2 | «Поучение» Владимира Мономаха. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». |
|
3 | Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. |
|
4 | Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала |
|
5 | Трагедия «Ромео и Джульетта». «Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт |
|
6 | Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии. |
|
7 | Комедия «Недоросль». История создания комедии. Сатирическая направленность комедии. |
|
8 | Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых |
|
9 | Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых |
|
10 | Социальная и нравственная проблематика. Смысл финала комедии. |
|
11 | «Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении» |
|
12 | А.С.Пушкин .Стихотворение «Туча». Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей |
|
13 | Стихотворения «Узник», «Анчар». Темы свободы и плена, добра и зла. Роль антитезы в композиции. |
|
14 | Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести |
|
15 | Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. |
|
16 | Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения |
|
17 | Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». |
|
18 | Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне…». |
|
19 | «Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения» (практикум) |
|
20 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. |
|
21 | Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. |
|
22 | Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. |
|
23 | Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына |
|
24 | Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести |
|
25 | Смысл финала повести. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести |
|
26 | «Анализ эпизода эпического произведения» (практикум) |
|
27 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Бирюк», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника |
|
28 | Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. |
|
29 | Художественные особенности рассказа «Бирюк». Роль пейзажа в рассказе. |
|
30 | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…». Философская проблематика стихотворений |
|
31 | А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. |
|
32 | «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении» (практикум) |
|
33 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская…». Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости |
|
34 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Социальная и нравственная проблематика произведения. |
|
35 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» . Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. |
|
36 | Сказка «Премудрый пискарь». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Художественная функция гротеска и эзопова языка |
|
37 | А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. |
|
38 | Осмеяние трусости и угодничества. |
|
39 | Рассказ » Маска». Роль художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа) |
|
40 | И.С. Шмелёв » Страх». Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы |
|
41 | Е.И. Замятин » Дракон». Образ исторического события в литературном произведении. Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности. |
|
42 | А.А. Фадеев » Разгром» ( фрагменты). Образ исторического события в литературном произведении. История в восприятии и оценке автора и героев |
|
43 | И. А. Бунин Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. |
|
44 | А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа. |
|
45 | Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе |
|
46 | В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. |
|
47 | А. А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою…». Историческая и биографическая основа стихотворений. Патриотическая тема в стихотворениях о войне.
|
|
48 | Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще березовой…», «Гроза идет». Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. |
|
49 | «Тропы и поэтические фигуры» (практикум) |
|
50 | М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Роль портретной детали и картин весенней природы Изображение трагедии народа в военные годы |
|
51 | Образ простого русского человека, труженика и воина. События в биографии героя. |
|
52 | Проблема нравственного выбора в рассказе |
|
53 | Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. |
|
54 | Сочинение о биографии литературного героя |
|
55 | В. М. Шукшин Рассказ «Срезал». Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного |
|
56 | Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. |
|
57 | «Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение или театральную постановку» (практикум). Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. |
|
58 | «Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение или театральную постановку» (практикум). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии. |
|
59 | П.Мериме » Видение карла XI». Э.А. По » Низвержение в Мальстрём». Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы |
|
60 | О.Генри » Дары волхвов» . Сила любви и преданности. |
|
61 | А. К. Дойл «Знак четырех». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра |
|
62 | Г. К. Честертон «Лиловый парик». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра |
|
63 | А.Кристи » Тайна египетской гробницы». Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. |
|
64 | Р. Шекли » Страж-птица». Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. |
|
65 | Дж. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. |
|
66 | А.Азимов » Поющий колокольчик» . Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. |
|
67 | Презентация новых изданий произведений фантастической литературы |
|
68 | Итоговый урок |
|