КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Дата | Корректировка | Тип урока | Тема | Основные виды деятельности учителя и учащихся | |
I четверть | |||||
1 | 01-06.09 |
| Изучение истории и теории литературы | Введение Лирические жанры (эпос, лирика, драма) | Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат) |
Из устного народного творчества | |||||
2 | 01-06.09 |
| ХВПиУР | Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».
| Художественный пересказ, сообщение учителя, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом |
3 | 08-13.09
|
| ХВПиУР | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца
| Выразительное чтение, работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа), беседа |
Русские народные песни | |||||
4 | 08-13.09
|
| Изучение нового материала | Русская народная песня. Многозначность поэтического образа | Умение определять лирическое и эпическое начало в песне. Раскрытие многозначности поэтического образа в народной песне |
5 | 15-20.09 |
| Изучение нового материала | Песенные жанры в фольклоре | Анализ песенного жанра в фольклоре
|
Из древнерусской литературы | |||||
6 | 15-20.09 |
| Изучение нового материала | «Повесть временных лет», её значение.
| Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта |
7 | 22-27.09 |
| ХВПиУР | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — повесть о вечной любви и дружбе.
| Сообщение подготовленного ученика, чтение повести, составление таблицы |
Из русской литературы XVIII века | |||||
8 | 22-27.09 |
| Изучение нового материала | М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях. | Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам |
9 | 29-04.10 |
| Комбинированный | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» (отрывок) | Проверка знания наизусть текстов М.Ломоносова; Беседа о его заслугах перед наукой.
|
10 | 29-04.10 |
| Изучение нового материала | Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.
| Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя |
11 | 06-11.10 |
| Изучение нового материала | Классицизм как литературное направление. Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя, словарная работа, аналитическая беседа |
12 | 06-11.10 |
| Комбинированный | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика. | Лексическая работа, чтение по ролям,работа с рефлексивной таблицей, исследовательская работа с текстом, работа с учебником, рассказ о персонажах |
13 | 13-18.10 |
| ХВПиУР | Социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Работа по учебнику, аналитическая работа, художественный пересказ |
Из русской литературы XIX века
| |||||
14 | 13-18.10 |
| ХВПиУР | А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд». | Выступление учащихся, литературоведческий анализ, чтение наизусть |
15 | 20-25.10 |
| ХВПиУР | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина. | Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа |
16 | 20-25.10 |
| ХВПиУР | Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения |
17 | 27.10-01.11 |
| Р/Р | Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | Сочинение с элементами рассуждения
|
II четверть | |||||
18 | 10-15.11 |
|
| М.Ю. Лермонтов. «Родина». Её образ в стихотворении. | Чтение наизусть, работа с иллюстрациями, составление письменного ответа на вопрос |
19 | 10-15.11 |
| Изучение нового материала | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…» | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение |
20 | 17-22.11 |
| ХВПиУР | Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни…». | Рассказ о событии, подготовка сообщения |
21 | 17-22.11 |
| ХВПиУР | Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести. | Лексическая работа, различные виды пересказа, выразительное чтение |
22 | 24-29.11 |
| ХВПиУР | Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям. | Подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа, исследовательская работа с текстом |
23 | 24-29.11 |
| Р/Р | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) |
|
24 | 01.12-06.12 |
| ХВПиУР | И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Отношение автора к героям. | Лексическая работа, подготовка сообщения, формулировка микровыводов и выводов |
25 | 01.12-06.12 |
| ХВПиУР | Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения. | Работа с иллюстрациями, заполнение таблицы |
26 | 08-13.12 |
| ХВПиУР | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога». Доля народная – основная тема произведений поэта. | Цитатный план, элементы тезисного плана, подготовка сообщения |
27 | 08-13.12 |
| ХВПиУР | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения. | Работа с иллюстрациями и репродукциями картин, исследовательская работа с текстом |
28 | 15-20.12 |
| ХВПиУР | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки.
| Составление цитатного плана статьи учебника и сказки, различные виды пересказа, письменный отзыв |
29 | 15-20.12 |
| Р/Р | Приемы создания характера в сатирическом произведении. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
| Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев |
30 | 22-27.12 |
| Изучение истории и теории литературы | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | Рассказ о писателе, подбор материалов для ответа по плану |
31 | 22-27.12 |
| ХВПиУР | Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа (человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества) | Составление цитатного плана, выразительное чтение, устное сочинение-рассуждение
|
III четверть | |||||
32 | 12-17.01 |
| Изучение нового материала | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | Лексическая работа, работа с иллюстрациями |
33 | 12-17.01 |
| ХВПиУР | Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения. | Различные виды пересказа, выразительное чтение |
34 | 19-24.01 |
| ХВПиУР | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». | Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование |
35 | 19-24.01 |
| Р/Р | А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон»
| Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения |
36 | 26-31.01 |
| ХВПиУР | Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа. | Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа |
Произведения русских поэтов XIX века о России | |||||
37 | 26-31.01 |
| ХВПиУР | Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIX—XX вв. (Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»)
| Аналитическая беседа, интерпретация, выразительное чтение и чтение наизусть |
38 | 02-07.02 |
| ХВПиУР | А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Становление характера мальчика | Лексическая работа, комментированное чтение, беседа |
39 | 02-07.02 |
| Р/Р | Сочинение-характеристика литературного героя. |
|
40 | 09-14.02 |
| ХВПиУР | М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла | Различные виды пересказа, в том числе и художественный, составление таблицы |
41 | 09-14.02 |
| ХВПиУР | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.
| Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, работа с учебником, прослушивание музыкальных записей |
42 | 16-21.02 |
| ХВПиУР | Рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы. | Исследовательская работа с текстом |
43 | 16-21.02 |
| ХВПиУР | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа | Подготовка вопросов для дискуссии, |
44 | 23-28.02 |
| ХВПиУР | А.И.Куприн «Allez!» — рассказ о цирке и цирковых артистах | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения |
45 | 23-28.02 |
| ХВПиУР | А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Творческая история повести «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести «Алые паруса» | Художественный пересказ, характеристика образов, письменный отзыв на эпизод |
46 | 02-07.03 |
| ХВПиУР | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов. | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой |
47 | 02-07.03 |
| ХВПиУР | С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой |
48 | 09-14.03 |
| ХВПиУР | Человек и природа в стихотворениях С. А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…» | Работа с учебником и иллюстративным материалом, подготовка сообщения |
49 | 09-14.03 |
| ХВПиУР | И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя. | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения |
50 | 16-21.03 |
| ХВПиУР | М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа |
51 | 16-21.03 |
| ХВПиУР | К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Образ рассказчика в произведении. | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа
|
IV четверть | |||||
52 | 30.03-04.04 |
| ХВПиУР | Мир природы в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина. | Художественный пересказ, составление комментария к картине И.И. Левитана |
53 | 30.03-04.04 |
| ХВПиУР | Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа |
54 | 06-11.04 |
| ХВПиУР | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики поэта. | Знакомство с творчеством автора, анализ, чтение стихотворения, |
55 | 06-11.04 |
| ХВПиУР | А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя. | Работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа |
56 | 13-18.04 |
| ХВПиУР | Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны. Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». | Лексическая работа, подготовка сообщения, выразительное чтение, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа |
57 | 13-18.04 |
| ХВПиУР | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа |
58 | 20-25.04 |
| ХВПиУР | В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. | Знакомство с творчеством автора |
59 | 20-25.04 |
| ХВПиУР | Простота и нравственная высота героя в рассказе В.М.Шукшина «Чудик» | Комментированное чтение, беседа |
60 | 27-30.04 |
| ХВПиУР | Русские поэты XX века о России | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа |
Из зарубежной литературы | |||||
61 | 27-30.04 |
| Изучение нового материала | У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. | Чтение сонет, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами |
62 | 04-09.05 |
| Изучение нового материала | Образ поэта Мацуо Басё. Основные биографические сведения. Знакомство с тематикой и своеобразием стихотворений. | Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа |
63 | 04-09.05 |
| Изучение нового материала | Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса.
| Выразительное чтение стихотворений, анализ, заполнение таблицы, беседа |
64 | 11-16.05 |
| ХВПиУР | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ» | Чтение и различные способы комментирования, подготовка сообщения, художественный пересказ |
65 | 11-16.05 |
| ХВПиУР | А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора. | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица |
66 | 18-23.05 |
| ХВПиУР | Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев в сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов |
67 | 18-23.05 |
| ХВПиУР | Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем (по рассказу Р.Брэдбери «Всё лето в один день»). | Иллюстрирование, работа с иллюстрациями, выразительное чтение |
68 | 25-30.05 |
| ХВПиУР | Я. Купала. Судьба белорусского народа в стихах. Рекомендации для летнего чтения | Сопоставительная характеристика оригинала и переводов |
| 25-30.05 |
|
| Резервный урок |
|