КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Дата

Корректировка

Тип урока

Тема

Основные виды деятельности

учителя и учащихся

I четверть

1

01-06.09

Изучение истории и теории литературы

Введение

Лирические жанры (эпос, лирика, драма)

Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

Из устного народного творчества

2

01-06.09

ХВПиУР

Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».

Художественный пересказ, сообщение учителя, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом

3

08-13.09

ХВПиУР

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца

Выразительное чтение, работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа), беседа

Русские народные песни

4

08-13.09

Изучение нового материала

Русская народная песня. Многозначность поэтического образа

Умение определять лирическое и эпическое начало в песне. Раскрытие многозначности поэтического образа в народной песне

5

15-20.09

Изучение нового материала

Песенные жанры в фольклоре

Анализ песенного жанра в фольклоре

Из древнерусской литературы

6

15-20.09

Изучение нового материала

«Повесть временных лет», её значение.

Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

7

22-27.09

ХВПиУР

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — повесть о вечной любви и дружбе.

Сообщение подготовленного ученика, чтение повести, составление таблицы

Из русской литературы XVIII века

8

22-27.09

Изучение нового материала

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях.

Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам

9

29-04.10

Комбинированный

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» (отрывок)

Проверка знания наизусть текстов М.Ломоносова;

Беседа о его заслугах перед наукой.

10

29-04.10

Изучение нового материала

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

11

06-11.10

Изучение нового материала

Классицизм как литературное направление. Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе.

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя, словарная работа, аналитическая беседа

12

06-11.10

Комбинированный

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

Лексическая работа, чтение по ролям,работа с рефлексивной таблицей, исследовательская работа с текстом, работа с учебником, рассказ о персонажах

13

13-18.10

ХВПиУР

Социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Работа по учебнику, аналитическая работа, художественный пересказ

Из русской литературы XIX века

14

13-18.10

ХВПиУР

А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».

Выступление учащихся, литературоведческий анализ, чтение наизусть

15

20-25.10

ХВПиУР

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина.

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа

16

20-25.10

ХВПиУР

Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

17

27.10-01.11

Р/Р

Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

Сочинение с элементами рассуждения

II четверть

18

10-15.11

М.Ю. Лермонтов. «Родина». Её образ в стихотворении.

Чтение наизусть, работа с иллюстрациями, составление письменного ответа на вопрос

19

10-15.11

Изучение нового материала

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…»

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение

20

17-22.11

ХВПиУР

Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни…».

Рассказ о событии, подготовка сообщения

21

17-22.11

ХВПиУР

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести.

Лексическая работа, различные виды пересказа, выразительное чтение

22

24-29.11

ХВПиУР

Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.

Подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа, исследовательская работа с текстом

23

24-29.11

Р/Р

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)

24

01.12-06.12

ХВПиУР

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Отношение автора к героям.

Лексическая работа, подготовка сообщения, формулировка микровыводов и выводов

25

01.12-06.12

ХВПиУР

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

Работа с иллюстрациями, заполнение таблицы

26

08-13.12

ХВПиУР

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога». Доля народная – основная тема произведений поэта.

Цитатный план, элементы тезисного плана, подготовка сообщения

27

08-13.12

ХВПиУР

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения.

Работа с иллюстрациями и репродукциями картин, исследовательская работа с текстом

28

15-20.12

ХВПиУР

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки.

Составление цитатного плана статьи учебника и сказки, различные виды пересказа, письменный отзыв

29

15-20.12

Р/Р

Приемы создания характера в сатирическом произведении. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев

30

22-27.12

Изучение истории и теории литературы

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Рассказ о писателе, подбор материалов для ответа по плану

31

22-27.12

ХВПиУР

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа (человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества)

Составление цитатного плана, выразительное чтение, устное сочинение-рассуждение

III четверть

32

12-17.01

Изучение нового материала

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.

Лексическая работа, работа с иллюстрациями

33

12-17.01

ХВПиУР

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения.

Различные виды пересказа, выразительное чтение

34

19-24.01

ХВПиУР

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».

Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование

35

19-24.01

Р/Р

А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон»

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

36

26-31.01

ХВПиУР

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа.

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

Произведения русских поэтов XIX века о России

37

26-31.01

ХВПиУР

Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIXXX вв. (Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»)

Аналитическая беседа, интерпретация, выразительное чтение и чтение наизусть

38

02-07.02

ХВПиУР

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Становление характера мальчика

Лексическая работа, комментированное чтение, беседа

39

02-07.02

Р/Р

Сочинение-характеристика литературного героя.

40

09-14.02

ХВПиУР

М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла

Различные виды пересказа, в том числе и художественный, составление таблицы

41

09-14.02

ХВПиУР

И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.

Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, работа с учебником, прослушивание музыкальных записей

42

16-21.02

ХВПиУР

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы.

Исследовательская работа с текстом

43

16-21.02

ХВПиУР

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа

Подготовка вопросов для дискуссии,

44

23-28.02

ХВПиУР

А.И.Куприн «Allez!» — рассказ о цирке и цирковых артистах

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения

45

23-28.02

ХВПиУР

А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Творческая история повести «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести «Алые паруса»

Художественный пересказ, характеристика образов, письменный отзыв на эпизод

46

02-07.03

ХВПиУР

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

47

02-07.03

ХВПиУР

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

48

09-14.03

ХВПиУР

Человек и природа в стихотворениях С. А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…»

Работа с учебником и иллюстративным материалом, подготовка сообщения

49

09-14.03

ХВПиУР

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя.

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения

50

16-21.03

ХВПиУР

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

51

16-21.03

ХВПиУР

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Образ рассказчика в произведении.

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа

IV четверть

52

30.03-04.04

ХВПиУР

Мир природы в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина.

Художественный пересказ, составление комментария к картине И.И. Левитана

53

30.03-04.04

ХВПиУР

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

54

06-11.04

ХВПиУР

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики поэта.

Знакомство с творчеством автора, анализ, чтение стихотворения,

55

06-11.04

ХВПиУР

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя.

Работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

56

13-18.04

ХВПиУР

Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны. Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».

Лексическая работа, подготовка сообщения, выразительное чтение, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

57

13-18.04

ХВПиУР

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

58

20-25.04

ХВПиУР

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Знакомство с творчеством автора

59

20-25.04

ХВПиУР

Простота и нравственная высота героя в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»

Комментированное чтение, беседа

60

27-30.04

ХВПиУР

Русские поэты XX века о России

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Из зарубежной литературы

61

27-30.04

Изучение нового материала

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.

Чтение сонет, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами

62

04-09.05

Изучение нового материала

Образ поэта Мацуо Басё. Основные биографические сведения. Знакомство с тематикой и своеобразием стихотворений.

Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

63

04-09.05

Изучение нового материала

Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса.

Выразительное чтение стихотворений, анализ, заполнение таблицы, беседа

64

11-16.05

ХВПиУР

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ»

Чтение и различные способы комментирования, подготовка сообщения, художественный пересказ

65

11-16.05

ХВПиУР

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора.

Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

66

18-23.05

ХВПиУР

Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев в сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов

67

18-23.05

ХВПиУР

Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем (по рассказу Р.Брэдбери «Всё лето в один день»).

Иллюстрирование, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

68

25-30.05

ХВПиУР

Я. Купала. Судьба белорусского народа в стихах. Рекомендации для летнего чтения

Сопоставительная характеристика оригинала и переводов

25-30.05

Резервный урок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here