Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий.
Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья».
Цели:
1. Учить детей определять смысл произведения, тему и идею.
2. Продолжать учить анализу произведений.
3. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения.
4. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье – нравственные уроки и убеждения.
Ход урока:
1. Вступительное слово об авторе (на доске – портрет).
— Друзья сопровождают человека всю его жизнь. Есть друзья детства, юности, старости. Но очень важно, чтобы у человека были и другие друзья – книги. Очень хорошо, если книги Л.Н. Толстого будут с Вами всегда рядом, а сам Лев Николаевич будет Вашим другом на протяжении всей жизни. Лев Николаевич очень любил детей, был с ними дружен, не боялся отвечать на любые их вопросы. Вообще он ничего не боялся в жизни, кроме своей совести. Был строг по отношению к себе, воспитывал в себе самые лучшие качества человека. Все его произведения учат самому лучшему, что должно быть в человеке.
— На уроках обучения чтению вы уже читали в «Русской Азбуке» небольшие произведения. Этого удивительного автора и человека. Давайте их вспомним:
— «Дед и внук»;
— «Чиж»;
— сказка «Три медведя»;
— «Жучка»;
— «Три калача и одна баранка»;
— «Конь»;
— «Сумка».
— Л.Н. Толстой писал для детей сказки, рассказы, притчи, были, басни.
(выставка книг)
— Многие из них он включил в свой учебник. Кто помнит, как он называется? («Азбука»).
2. Объявление темы урока.
— Сегодня мы познакомимся с двумя его произведениями «Два товарища» и «Отец и сыновья». Это басни. Кто из вас знает, чем басня отличается от рассказа? Что такое басня?
Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение, поучительное повествование (работа с «Толковым словарём»).
3. Работа над басней «Два товарища» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию;
— Что случилось в лесу?
— Что предпринял первый мальчик?
— Что сделал другой мальчик?
— Как повёл себя медведь?
3) чтение «цепочкой» учащихся;
4) воспитание добрых чувств;
— Как Вы думаете, стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?
— А как бы Вы поступили на его месте?
5) в каких строках заключена главная мысль? (выборочное чтение)
– Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
6) повторное чтение;
7) речевая зарядка: Почему именно так назвал своё произведение автор?
— Придумайте другие новые названия басни.
(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)
— Пошлём срочную телеграмму. Какому мальчику? Что в ней будет написано?
8) экологическая направленность:
— Почему же медведь не тронул мальчика?
9) чтение пословицы с доски по номерам слов:
— Подходит ли она к нашему произведению? Почему Вы так думаете?
10) составление картинного плана басни (в тетрадях):
— Что было сначала? Потом? Чем всё закончилось?
1.Два товарища идут.
2. Медведь.
3. Один товарищ на дереве, другой товарищ лежит на земле.
4. Два товарища рядом.
11) – Дополните словосочетания словами из текста:
Бросился ______________________
Притворился ___________________ (доска)
Плохие ________________________
12) – Давайте составим и начертим схему произведения. Кто герои басни? Вспомним поступки героев.
медведь
Страх и
испуг
1 товарищ 2 товарищ
13) Работа по карточке (1): Что главное?
-
От медведя можно спрятаться на дереве.
-
Не бросай в беде товарища.
-
Медведя можно перехитрить.
(в парах)
— Что главное? Подумайте и обведите верный номер (2).
Проверка: Почему Вы так решили? Чему же учит эта басня?
14) связь с математикой:
— В каких ещё произведениях встречается число 2.
(Л. Пантелеев «Две лягушки», Л.Н. Толстой «Две лягушки», венгерская сказка «Два жадных, медвежонка»).
— А в жизни?
(2 уха, 2 руки, 2 глаза и т.д.).
15) Д.З.
1) подготовить пересказ:
1 ряд: от имени медведя;
2 ряд: от имени 1 товарища;
3 ряд: от имени 2 товарища.
2) продолжить басню. — А что было потом?
3) схематично изобразите басню (чтобы она была узнаваема) – развиваем руки.
ФИЗМИНУТКА
4. Работа над басней «Отец и сыновья» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию:
— Что приказал отец сыновьям?
— Чему он их учил?
— А они?
— Как отец убеждал сыновей?
— Что он сделал?
3) Чтение «цепочкой» учащимися;
4) словарная работа:
(по карточке) (2)
— Как можно сказать по-другому? Запишите. (коллективная работа, учитель пишет на доске)
Жить в согласии – дружно, вместе.
Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.
Бились – очень старались.
5) подбор определений:
— Какой отец? Сыновья?
6) выборочное чтение:
— Найдите и прочитайте, какой наказ дал отец сыновьям.
7) Дополните словосочетания словами из текста:
Приказал ______________________
Развязал _______________________
Легко __________________________ (доска)
8) Чтение пословицы с доски по стрелкам:
— Что значит нужды? (горя)
— Подходит ли она к данной басне?
9) Определение смысла произведения, идеи.
— Чему учит эта басня?
10) Экологическая направленность:
— Почему сыновья не смогли сломать веник?
11) Связь с математикой:
— Сколько прутиков в венике? Как можно ответить различными словами? Придумайте подходящее сравнение (так много, как деревьев в лесу и т.д.).
12) чтение с доски:
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь!
— Что вы прочитали? В чём смысл пословицы?
13) Д.З.
1) приведите примеры дружбы братьев и сестёр;
2) работа по карточке (3):
Собери пословицу и запиши.
— Соберите пословицу и запишите.
3) разгадайте кроссворд:
(карточка) (4).
Решите кроссворд.
-
Мамина мама.
-
Папин отец.
-
Дочка сына.
14) Итог урока:
— Какой нравственный урок вы извлекли и усвоили, читая эти басни? Прочитайте пословицы на карточке (5).
Без беды друга не узнаешь.
Согласного стада и волк не берёт.
Друзья познаются в беде.
Век живи, век учись.
Один за всех и все за одного.
Подумайте, какие из них подходят к басне «Два товарища», а какие – к басне «Отец и сыновья»? Почему?