Муниципальное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа п. им. Тельмана
Марксовского района Саратовской области
Конспект урока по литературному чтению
в 1 классе
«Знакомство с буквой «Д, д»
подготовила
учитель начальных классов
Хмельникова Анжела Викторовна
п. им. Тельмана
2013 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Знакомство с буквой «Д, д».
ФИО (полностью) | Хмельникова Анжела Викторовна | |
| Место работы | МОУ — СОШ п. им. Тельмана Марксовского района Саратовской области |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Литературное чтение |
| Класс | первый |
| Тема и номер урока в теме | Знакомство с буквой «Д, д». Урок № 1 |
| Базовый учебник | «Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова |
-
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.
9. Задачи:
-
Образовательные:
-
познакомить обучающихся с буквой Д, д и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
-
формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
-развивающие:
-
развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление; -умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
-
умение работать с ЭОР;
-воспитательные:
— воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других.
-
Тип урока открытие новых знаний.
-
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
-
Необходимое техническое оборудование учебник, рабочая тетрадь «Учусь читать и писать», компьютер, мультимедийный проектор, фишки, карточки с буквами.
-
Структура и ход урока
Этап урока Время (в мин.) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 — 2 мин |
| — Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться! | Обучающиеся встают в круг, держась за руки, произносят хором вместе с учителем слова «Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться!» | Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности. Эмоционально — положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 4 — 5 мин |
|
Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
| Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя.
Обучающиеся играют в «Третий лишний»: выдвигают гипотезы и объясняют свой выбор. | Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
3 | Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) 2 – 3 мин |
|
Буква — домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Буква Д).
(Знакомство с буквой Д,д).
| Самостоятельно формулируют познавательную цель. | Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения 10 — 11 мин
|
| Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, все ребята любят… (душ). Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит (дятел). — Рассмотрите схемы слов под рисунками на 98 странице букваря.
— Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. — Проведём небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные: при произношении этих звуков воздух встречает преграду). — Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твёрдо и мягко). — Что ещё устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук). — Узнаем, какие это звуки. Кладём пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
| Обучающиеся отгадывают загадки. После правильных ответов открывают букварь, рассматривают рисунки и выполняют звукобуквенный анализ слов «душ» и «дятел». Работа в парах. (раскладывают фишки в домики слов).
Обучающиеся проводят исследовательскую работу и подводят итог. Согласные, потому что при произношении этих звуков воздух встречает преграду. Звонкий согласный, так как чувствуем в горлышке дрожь.
Обущающиеся называют предметы, которые похожи на букву Д. (Используют свой жизненный опыт).
Работают с моделями слов, заменяют фишки буквами.
| Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы. Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать. Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других. |
5 | Реализация построенного проекта. 4 — 5 мин
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf | Игра «Узнай звук». -Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д’ ] — зелёную.
ЭОР. В каких словах ты услышал звуки [д], [д’]? Дятел на дубу сидит И в дубу дупло долбит. Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил.
| Обучающиеся, услышав слово, определяют заданный звук и поднимают соответствующую карточку.
Обучающиеся смотрят иллюстрацию, слушают текст, называют слова с заданными звуками, делают выводы. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. |
|
|
| Проводит физминутку. Дети утром рано встали, Если хочешь дотянуться, |
Обучающиеся встают из-за парт. Ходьба на месте. Приседания.
Наклоны.
Прыжки. Потягивания — руки вверх. Ходьба на месте.
Дети садятся за парты. | Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4 — 5 мин |
| Чтение слогов, слов по букварю.
| Обучающиеся читают слоги хором, по одному, в парах.
Выборочное чтение. | Познавательные УУД: смысловое чтение, выборочное чтение, умение слушать и понимать других. Коммуникативные УУД: сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно. |
|
|
| Работа в тетрадях «Учусь писать и читать». 1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.
2) Сравнение буквенного состава слов.
| Обучающиеся работают в тетрадях «Учусь писать и читать»: отрабатывают зрительный образ буквы Д, д; сравнивают буквенный состав слов; составляют новые слова; сравнивают и дают характеристику. | Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 – 5 мин | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf | Самостоятельная работа с ЭОР. Организует работу детей. (Можно в парах или индивидуально). | Обучающиеся выполняют интерактивное задание с самопроверкой.
| Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
|
|
| Проводит физминутку. 1, 2, 3, 4, 5 – | Обучающиеся выполняют действия: присесть, встать, руки развести, наклониться, поскакать, сесть. | Личностные УУД: умение выполнять самые простые, общие правила для всех людей. |
8 | Включение в систему знаний и повторение 4 — 5 мин |
| Работа по букварю. Чтение предложений .
| Обучающиеся занимаются смысловым чтением: извлекают из прочитанного текста нужную информацию, дают ответы на вопросы учителя. | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прочитанного текста. |
|
|
| Работа с анаграммой и шарадой.
| Обучающиеся составляют анаграмму и шараду, дают лексическое значение слов.
Читают хорошо читающие дети. | Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, текста. |
9 | Рефлексия учебной деятельности 2 — 3 мин |
| Организует беседу.
| Обучающиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: обучающийся задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? |
Приложение к плану-конспекту урока «Знакомство с буквой «Д, д»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Звуки [д], [д’ ] | Мультимедийный. Информационный | Текст, иллюстрация (анимация). | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf |
2. | Найди ошибки | Мультимедийный. Практический | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf |