Предмет: русская литература.
Учитель Бутримова Наталья Александровна | Класс: 11 «А» по программе 12-летнего обучения. Урок № 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Название занятия | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие цели | На примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обучения | В ходе урока учащиеся будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии и идейно-художественной проблематике романа, использование автором формы семейной хроники (распад, гибель семьи). Покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали, закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые идеи | Благодаря применению кумулятивной беседы, обсуждению в коллаборативной обстановке, учащиеся будут знать: — историю создания романа «Господа Головлевы», — прототипы главных героев романа, — характеристику образов-персонажей, — причину «гибели» семьи, — сущность и роль иронии Салтыкова-Щедрина в изображении сюжетной канвы романа «Господа Головлевы»; будут уметь: — работать в группах, — вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника; — объяснять роль главного образа – Иудушки в полной деградации и гибели семьи Головлевых, — составлять характеристику героев, — сравнивать образы-персонажи, объяснять связь между происходящими событиями и Иудушкой, — делать выводы через составление постера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники | 1.К.Д.Бейбытова, Г.И.Власова, Т.В.Кривощапова. Пробный учебник по русской литературе для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. – Алматы «Мектеп», 2013 г. 2. Русская литература (хрестоматия). Пробное пособие для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. Сост. К.Д.Бейбытова, Т.П.Мацакова.- Алматы «Мектеп», 2013 г. 3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы».- Гослитиздат, Москва, 1938 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы и оборудование | Учебник, бумага для создания постеров, маркеры.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки за урок (по 10-бальной системе)
«5»- 9-10 баллов «4» — 7-8 баллов «3» — 5-6 баллов «2» — от 1-4 балла
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход занятия
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы проведения занятия | Время – 45 минут | Действия преподавателя и действия участников | |||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие
I.Орг. момент | 2 минуты
| Психологический настрой на урок. Учитель желает ученикам здоровья, хорошего настроения, плодотворной работы. Деление на группы (по цветовой гамме). Учитель раздает ученикам цветные картинки (на выбор). Формируются 3 рабочие группы по общему цвету. Учитель сообщает тему и цели урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний. | 5 минут | 1. Введение в тему урока (тему записывают в тетрадь). (СЛОВО УЧИТЕЛЯ): На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что М.Е.Салтыков-Щедрин является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с “великими насмешниками” Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка — балбес, Пашка — тихоня оказались так живучи. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые установки Кумулятивная беседа с использованием учебника-хрестоматии. | 10-11 минут | 1. Постановка проблемных вопросов к теме урока: — В чём гениальность этого романа? — Какие проблемы ставит автор? Как он их решает? (В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание). — Какие события, наносящие удар власти матери, изображены в романе? (отмена крепостного права; смерть мужа; упрочившееся положение Иудушки, его разорительные планы; МАТЬ ПРОКЛИНАЕТ ИУДУШКУ ) — Кого изобразил автор в образах-персонажах романа? (своих родных, семью). Ученики подробно описывают прототипов каждого героя: Отец Владимир Михайлович– бесхарактерный, приниженный. Образ отца семейства Головлевых. Мать Ольга Михайловна Салтыкова – образ Арины Петровны. Сильная. Властная натура, которая в муже и детях видит лишь обузу. Внуки – «щенки». Брат Николай Евграфович – образ Степки-балбеса – изгой в семье, неудачник. Образ жизни: праздность, непригодность ни к чему, запои. Мать подавляла его личность угрозами, побоями. Он безвольный, податливый, нетрудоспособный. Именно он дает Порфирию Владимировичу прозвище «Иудушка-кровопивушка». Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”. Старший брат Дмитрий Евграфович – образ Иудушки – лицемер, пакостник, тиран, кровопивушка. Младший сын Павел угрюмый и нелюдимый, апатичный, равнодушный, уходит в запои. НЕНАВИДИТ ИУДУШКУ, мстит ему. Умер от смертельной болезни. Автор называет Пашку — тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.
— Назовите ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ семьи Головлевых. «Головлят» представляют — Володенька (покончил жизнь самоубийством) и Петенька (проиграл казенные деньги. Не получил от отца помощи, умер по дороге на каторгу) – дети Порфирия Владимировича. Аннинька (вынуждена вернуться в семью) и Любинька (самоуюийство) – дети дочери Анны – племянницы Иудушки. Провинциальные актрисы, кутежи, пьянство. — Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? | |||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах с использованием учебной литературы (учебник, художественный текст). Составление учебного конспекта. Создание постера. | 20 минут | 1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему «Причины гибели семьи Головлевых»: Причины гибели семьи Головлевых
Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи. ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель). — Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.
2. Создание постера «Главный виновник гибели семьи Головлевых». Образ Иудушки. Изобразить на постере основные черты характера Иудушки, которые привели к гибели его семью. (Иудушка – заполучил имение Павла, — прибрал к рукам капитал отца и матери, — обрек на гибель поочередно своих сыновей, — повинен в гибели племянницы Любеньки, — является «душою и двигателем разрушения семьи», — эгоист, жадный, накопитель, ЛИЦЕМЕР- главное его оружие, хищный кровопийца, — взгляд его «загадочный», источает яд или или сыновнюю почтительность. В его глазах видят удушающую петлю, — личность ничтожная, мелкая, хотя держит в страхе всех окружающих паразитирует и несет гибель, — паук, клейкая сладкая паутина слов убивает родных, — пустословие о семье, о боге, капитале, — ласкательные слова – приторно-фамильярные). 3. Дополнить характеристику Иудушки в постерах других групп. 4. Защита постеров спикерами групп.
ВЫВОД: Главная роль во всех бедах принадлежит Иудушке. Пробуждение одичалой совести было слишком поздним. В главе «Расчет» он уже не Иудушка, а Порфирий Владимирович. МАСКА СНЯТА. — Поиски прощения (запоздалое понимание собственной вины ведут Иудушку в сырую мартовскую ночь перед Пасхой «на могилку к покойнице маменьке» (замерз по дороге). — Чтение отрывка из романа, глава «Расчет», стр. 295-301. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | 5 минут | Закончить предложения:
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивание |
| Наблюдение за самостоятельной работой учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение | 1 минута | Учащиеся обсуждают и добавляют записи по окончании работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1 минута | Написать эссе, используя тезис «М.Е.Салтыков-Щедрин не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть» |