Дата ______________

Предмет: русская литература.

Учитель Бутримова Наталья Александровна

Класс: 11 «А» по программе 12-летнего обучения.

Урок № 37

Название занятия

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман.

Общие цели

На примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии и идейно-художественной проблематике романа, использование автором формы семейной хроники (распад, гибель семьи). Покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали, закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме.

Ключевые идеи

Благодаря применению кумулятивной беседы, обсуждению в коллаборативной обстановке, учащиеся будут знать:

— историю создания романа «Господа Головлевы»,

— прототипы главных героев романа,

— характеристику образов-персонажей,

— причину «гибели» семьи,

— сущность и роль иронии Салтыкова-Щедрина в изображении сюжетной канвы романа «Господа Головлевы»;

будут уметь:

— работать в группах,

— вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

— объяснять роль главного образа – Иудушки в полной деградации и гибели семьи Головлевых,

— составлять характеристику героев,

— сравнивать образы-персонажи, объяснять связь между происходящими событиями и Иудушкой,

— делать выводы через составление постера.

Источники

1.К.Д.Бейбытова, Г.И.Власова, Т.В.Кривощапова. Пробный учебник по русской литературе для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. – Алматы «Мектеп», 2013 г.

2. Русская литература (хрестоматия). Пробное пособие для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. Сост. К.Д.Бейбытова, Т.П.Мацакова.- Алматы «Мектеп», 2013 г.

3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы».- Гослитиздат, Москва, 1938 г.

Материалы и оборудование

Учебник, бумага для создания постеров, маркеры.

Критерии оценки за урок (по 10-бальной системе)

«5»- 9-10 баллов

«4» — 7-8 баллов

«3» — 5-6 баллов

«2» — от 1-4 балла

задание

Критерии

Баллы

При ведении кумулятивной беседы

Ученик знает содержание художественного текста,

— отвечает на проблемные вопросы с опорой на текст,

— анализирует образы-персонажи,

— делает выводы,

— использует первоисточник.

5 баллов

10 баллов

10 баллов

10 баллов

5 баллов

Работа в группах

— в рамках работы в коллаборативной среде ученик видит причинно-следственные связи и показывает это при составлении схемы «Причины гибели семьи Головлевых»,

— анализируя образ главного героя романа Иудушки, ученик фиксирует полный объем информации в виде постера, выделяя главное;

— правильно извлекает информацию, составляя конспект и делая выводы;

— выступает с сообщением в роли спикера, защищая составленный постер.

10 баллов

20 баллов

10 баллов

10 баллов

Рефлексия

— Ученик анализирует собственную деятельность, извлекая «уроки жизни» из произведения, письменно фиксирует в виде тестов незаконченных предложений.

5 баллов

Оценивание

В течение урока ученик наблюдает за собственной деятельностью и работой членов группы.

5 баллов

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время – 45 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

2 минуты

Психологический настрой на урок.

Учитель желает ученикам здоровья, хорошего настроения, плодотворной работы.

Деление на группы (по цветовой гамме). Учитель раздает ученикам цветные картинки (на выбор). Формируются 3 рабочие группы по общему цвету.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II.Актуализация опорных знаний.

5 минут

1. Введение в тему урока (тему записывают в тетрадь). (СЛОВО УЧИТЕЛЯ): На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что М.Е.Салтыков-Щедрин является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с “великими насмешниками” Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка — балбес, Пашка — тихоня оказались так живучи.

Целевые установки

Кумулятивная беседа с использованием учебника-хрестоматии.

10-11 минут

1. Постановка проблемных вопросов к теме урока:

В чём гениальность этого романа?

— Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?

(В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание).

— Какие события, наносящие удар власти матери, изображены в романе?

(отмена крепостного права; смерть мужа; упрочившееся положение Иудушки, его разорительные планы; МАТЬ ПРОКЛИНАЕТ ИУДУШКУ )

— Кого изобразил автор в образах-персонажах романа? (своих родных, семью). Ученики подробно описывают прототипов каждого героя:

Отец Владимир Михайлович– бесхарактерный, приниженный. Образ отца семейства Головлевых.

Мать Ольга Михайловна Салтыкова – образ Арины Петровны. Сильная. Властная натура, которая в муже и детях видит лишь обузу. Внуки – «щенки».

Брат Николай Евграфович – образ Степки-балбеса – изгой в семье, неудачник. Образ жизни: праздность, непригодность ни к чему, запои. Мать подавляла его личность угрозами, побоями. Он безвольный, податливый, нетрудоспособный. Именно он дает Порфирию Владимировичу прозвище «Иудушка-кровопивушка». Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”.

Старший брат Дмитрий Евграфович – образ Иудушки – лицемер, пакостник, тиран, кровопивушка.

Младший сын Павел угрюмый и нелюдимый, апатичный, равнодушный, уходит в запои. НЕНАВИДИТ ИУДУШКУ, мстит ему. Умер от смертельной болезни. Автор называет Пашку — тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.

Назовите ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ семьи Головлевых.

«Головлят» представляют

Володенька (покончил жизнь самоубийством) и Петенька (проиграл казенные деньги. Не получил от отца помощи, умер по дороге на каторгу) – дети Порфирия Владимировича.

Аннинька (вынуждена вернуться в семью) и Любинька (самоуюийство) – дети дочери Анны – племянницы Иудушки. Провинциальные актрисы, кутежи, пьянство.

Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?

Работа в группах с использованием учебной литературы (учебник, художественный текст).

Составление учебного конспекта.

Создание постера.

20 минут

1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему «Причины гибели семьи Головлевых»:

Причины гибели семьи Головлевых

Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи.

ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель).

— Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.

2. Создание постера «Главный виновник гибели семьи Головлевых». Образ Иудушки. Изобразить на постере основные черты характера Иудушки, которые привели к гибели его семью.

(Иудушка

– заполучил имение Павла,

— прибрал к рукам капитал отца и матери,

— обрек на гибель поочередно своих сыновей,

— повинен в гибели племянницы Любеньки,

— является «душою и двигателем разрушения семьи»,

— эгоист, жадный, накопитель, ЛИЦЕМЕР- главное его оружие, хищный кровопийца,

— взгляд его «загадочный», источает яд или или сыновнюю почтительность. В его глазах видят удушающую петлю,

— личность ничтожная, мелкая, хотя держит в страхе всех окружающих паразитирует и несет гибель,

— паук, клейкая сладкая паутина слов убивает родных,

— пустословие о семье, о боге, капитале,

— ласкательные слова – приторно-фамильярные).

3. Дополнить характеристику Иудушки в постерах других групп.

4. Защита постеров спикерами групп.

ВЫВОД: Главная роль во всех бедах принадлежит Иудушке. Пробуждение одичалой совести было слишком поздним. В главе «Расчет» он уже не Иудушка, а Порфирий Владимирович. МАСКА СНЯТА.

— Поиски прощения (запоздалое понимание собственной вины ведут Иудушку в сырую мартовскую ночь перед Пасхой «на могилку к покойнице маменьке» (замерз по дороге).

Чтение отрывка из романа, глава «Расчет», стр. 295-301.

Рефлексия

5 минут

Закончить предложения:

1. На этом уроке я понял (а), что…

2. Урок дал мне для жизни…

3. Мне захотелось…

Оценивание

Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.

Обсуждение

1 минута

Учащиеся обсуждают и добавляют записи по окончании работы.

Домашнее задание

1 минута

Написать эссе, используя тезис «М.Е.Салтыков-Щедрин не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here