Мотина Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 72» города Саратова.
«Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».
Урок литературы по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
Тема: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».
Цели:
1. Развивающие:
-
совершенствование умения анализировать художественные образы, выявлять в них частное и общее;
-
совершенствование умения анализировать художественный текст, делать на его основе обобщения;
-
овладение навыками ораторского искусства, способами аргументации;
-
обеспечение сотрудничества в обучении;
-
развитие самостоятельности учащихся в практическом применении собственных идей;
-
развитие умения делать умозаключения с помощью аналитических методов, таких как оценка гипотез и выводы.
2.Воспитательные:
-
воспитание сочувствия, сострадания к ближнему;
-
учиться слушать и понимать друг друга.
3. Дидактические:
-
прийти к выводу о преступности индивидуалистической морали;
-
раскрыть противоречивую сущность Раскольникова;
-
показать мастерство Достоевского – психолога.
Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием.
Ф.М.Достоевский.
Совесть — это данное человеку Богом второе Я, которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки …
Библейская энциклопедия Брокгауза.
План:
-
Организационный момент.
-
Разминка. Тест (подготовка к ЕГЭ). Проводит ученица, получившая индивидуальное домашнее задание: составить мини-тест по средствам художественной выразительности на примерах из романа.
В это время 1 человек за компьютером (тест на знание текста).
-
Слово учителя. Вопросы-раздражители. Введение в тему. Постановка целей урока.
-
Что такое совесть?
-
А в каких случаях совесть может мучить человека?
-
Возможны ли угрызения совести, если человек уверен в собственной правоте?
-
Чем можно «успокоить» совесть?
-
Легко ли сознаться в своей вине?
-
А когда легче – когда признаёшь свою вину или когда не понимаешь, в чём она?
Сегодня нам предстоит ответить, наверно, на один из наиболее важных вопросов романа «Преступление и наказание»: почему Родион Раскольников сделал явку с повинной? Это и будет темой нашего урока. (Запись темы урока и эпиграфов.)
В традиционном литературоведении принято считать, что решающая роль в состоявшемся признании принадлежит Сонечке Мармеладовой. Мы попробуем провести своё исследование. Для этого нам нужно очертить круг героев, которые знают, что Раскольников – убийца, и выяснить, кто из них и в какой степени способствовал тому, что Родион Романович сделал явку с повинной.
-
Кто эти герои?
-
Кого из них, с точки зрения традиционного литературоведения, можно назвать двойником, а кого антиподом Раскольникова?
Вы не были согласны с таким делением. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что и Порфирий, и Соня, и Свидригайлов – «двойники» Раскольникова, «зеркала» его души и проекция наказания. Порфирий олицетворяет официальное право, закон, суд. Соня – нравственный закон, суд Божий. Свидригайлов – беззаконие, собственный суд.
Попытаемся разобраться, кто же из них в наибольшей степени повлиял на решение Раскольникова сознаться в убийстве.
-
Анализ эпизодов. Ключевое слово – совесть (свобода). Ключевой образ – зеркало. Ключевой вопрос: кто из героев в наибольшей степени «подтолкнул» Раскольникова к явке с повинной?
Работают в группах: три рабочие, одна экспертная, которая в конце попробует сделать вывод. Задание перечитать эпизоды и продумать аргументы «за» «своего» героя и «против» остальных получают заранее.
Каждая группа получает карточку с примерными вопросами, проводит исследовательскую работу и пробует доказать, что встречи именно с тем героем, над образом которого работали, способствовали тому, что Раскольников признался в убийстве.
Индивидуальная работа:
Исследование – символика цвета в анализируемых эпизодах, связанная с каждым из героев. (Реализация индивидуального домашнего задания).
Индивидуальная творческая работа – иллюстрации.
Кинофрагмент 1,3 (Вторая и третья встречи с Порфирием).
1 группа. Порфирий Петрович (1 встреча – ч.3, гл.5; 2 встреча – ч.4, гл. 5,6; 3 встреча – ч. 6, гл. 2).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
-
Сколько встреч происходит между Порфирием Петровичем и Раскольниковым?
-
Передайте суть их разговоров.
-
Какую встречу можно назвать кульминационной?
-
Догадывается ли Порфирий о том, что Раскольников – убийца? Как Ф.М. Достоевский показывает это читателю?
-
Чего хочет добиться Порфирий от Раскольникова? Какими средствами?
-
Готов ли Раскольников признать свою вину?
-
Какую роль сыграл Порфирий Петрович в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
Кинофрагмент 2 (Раскольников у Сони).
2 группа. Сонечка Мармеладова (первый разговор – ч.4, гл.4; второй разговор – ч.5, гл.4; третий разговор – ч.6, гл.8).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
-
Сколько раз Раскольников приходит к Соне?
-
Передайте суть их разговоров.
-
Какова, на ваш взгляд, роль сцены, где Раскольников просит Соню почитать ему о воскресении Лазаря?
-
Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?
-
Как Соня реагирует на это признание?
-
Какой выход предлагает Соня? Почему?
-
Готов ли Раскольников признать свою вину?
-
Какую роль сыграла Соня в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
3 группа. Аркадий Иванович Свидригайлов (1 разговор – ч.4, гл.1; 2 разговор – ч.6, гл.3,4,5; известие о самоубийстве – ч.6, гл.8).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
-
Сколько встреч происходит между Раскольниковым и Свидригайловым?
-
Передайте суть их разговоров.
-
Какую встречу можно назвать кульминационной?
-
Почему возникает взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?
-
Как Свидригайлов узнал о том, что Раскольников совершил убийство?
-
Какова реакция Свидригайлова?
-
В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения?
-
Какую роль сыграл Свидригайлов в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
Кинофрагмент 4 (Явка с повинной).
-
Обсуждение.
-
Защита творческой работы и итогов исследования цветовой символики в анализируемых сценах.
-
Работа экспертной группы (оценка).
-
Рефлексия (5-минутное эссе).
-
Выборочное чтение эссе.
-
Заключительное слово.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – одно из самых сложных произведений не только русской, но и мировой литературы. Наверное, потому, что сложна в своей бездонности душа человека, сложно в своей многомерности и непредсказуемости взаимовлияние душ.
Каждый из героев, о которых мы говорили, в той или иной степени подталкивает Раскольникова к явке с повинной. Порфирий Петрович – своей изматывающей психологической игрой, Соня – кротостью и жертвенностью, Свидригайлов – осознанием неотвратимости суда собственной совести. И, наверное, нельзя сказать, чьё «воздействие» оказалось сильнее. Неисповедимы пути, которыми Бог находит человека.
Домашнее задание:
-
перечитать эпилог;
-
подумать над вопросом: почему в фильмы, поставленные по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» режиссёрами Л.Кулиджановым (1969г.) и Д.Светозаровым (2007), не включён эпилог и они заканчиваются сценой явки с повинной?
При подготовке урока были использованы материалы следующих Интернет- ресурсов:
-
http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/geroiisujetruslit.shtml (Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы 19 века: имена, образы, идеи.)
-
festival.1september.ru›articles/518265/
-
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/dost.html#94