Мотина Ирина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 72» города Саратова.

«Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».

Урок литературы по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс

Тема: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».

Цели:

1. Развивающие:

  • совершенствование умения анализировать художественные образы, выявлять в них частное и общее;

  • совершенствование умения анализировать художественный текст, делать на его основе обобщения;

  • овладение навыками ораторского искусства, способами аргументации;

  • обеспечение сотрудничества в обучении;

  • развитие самостоятельности учащихся в практическом применении собственных идей;

  • развитие умения делать умозаключения с помощью аналитических методов, таких как оценка гипотез и выводы.

2.Воспитательные:

  • воспитание сочувствия, сострадания к ближнему;

  • учиться слушать и понимать друг друга.

3. Дидактические:

  • прийти к выводу о преступности индивидуалистической морали;

  • раскрыть противоречивую сущность Раскольникова;

  • показать мастерство Достоевского – психолога.

Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием.

Ф.М.Достоевский.

Совесть — это данное человеку Богом второе Я, которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки …

Библейская энциклопедия Брокгауза.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Разминка. Тест (подготовка к ЕГЭ). Проводит ученица, получившая индивидуальное домашнее задание: составить мини-тест по средствам художественной выразительности на примерах из романа.

В это время 1 человек за компьютером (тест на знание текста).

  1. Слово учителя. Вопросы-раздражители. Введение в тему. Постановка целей урока.

  • Что такое совесть?

  • А в каких случаях совесть может мучить человека?

  • Возможны ли угрызения совести, если человек уверен в собственной правоте?

  • Чем можно «успокоить» совесть?

  • Легко ли сознаться в своей вине?

  • А когда легче – когда признаёшь свою вину или когда не понимаешь, в чём она?

Сегодня нам предстоит ответить, наверно, на один из наиболее важных вопросов романа «Преступление и наказание»: почему Родион Раскольников сделал явку с повинной? Это и будет темой нашего урока. (Запись темы урока и эпиграфов.)

В традиционном литературоведении принято считать, что решающая роль в состоявшемся признании принадлежит Сонечке Мармеладовой. Мы попробуем провести своё исследование. Для этого нам нужно очертить круг героев, которые знают, что Раскольников – убийца, и выяснить, кто из них и в какой степени способствовал тому, что Родион Романович сделал явку с повинной.

  • Кто эти герои?

  • Кого из них, с точки зрения традиционного литературоведения, можно назвать двойником, а кого антиподом Раскольникова?

Вы не были согласны с таким делением. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что и Порфирий, и Соня, и Свидригайлов – «двойники» Раскольникова, «зеркала» его души и проекция наказания. Порфирий олицетворяет официальное право, закон, суд. Соня – нравственный закон, суд Божий. Свидригайлов – беззаконие, собственный суд.

Попытаемся разобраться, кто же из них в наибольшей степени повлиял на решение Раскольникова сознаться в убийстве.

  1. Анализ эпизодов. Ключевое слово – совесть (свобода). Ключевой образ – зеркало. Ключевой вопрос: кто из героев в наибольшей степени «подтолкнул» Раскольникова к явке с повинной?

Работают в группах: три рабочие, одна экспертная, которая в конце попробует сделать вывод. Задание перечитать эпизоды и продумать аргументы «за» «своего» героя и «против» остальных получают заранее.

Каждая группа получает карточку с примерными вопросами, проводит исследовательскую работу и пробует доказать, что встречи именно с тем героем, над образом которого работали, способствовали тому, что Раскольников признался в убийстве.

Индивидуальная работа:

Исследование – символика цвета в анализируемых эпизодах, связанная с каждым из героев. (Реализация индивидуального домашнего задания).

Индивидуальная творческая работа – иллюстрации.

Кинофрагмент 1,3 (Вторая и третья встречи с Порфирием).

1 группа. Порфирий Петрович (1 встреча – ч.3, гл.5; 2 встреча – ч.4, гл. 5,6; 3 встреча – ч. 6, гл. 2).

При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.

  • Сколько встреч происходит между Порфирием Петровичем и Раскольниковым?

  • Передайте суть их разговоров.

  • Какую встречу можно назвать кульминационной?

  • Догадывается ли Порфирий о том, что Раскольников – убийца? Как Ф.М. Достоевский показывает это читателю?

  • Чего хочет добиться Порфирий от Раскольникова? Какими средствами?

  • Готов ли Раскольников признать свою вину?

  • Какую роль сыграл Порфирий Петрович в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?

Кинофрагмент 2 (Раскольников у Сони).

2 группа. Сонечка Мармеладова (первый разговор – ч.4, гл.4; второй разговор – ч.5, гл.4; третий разговор – ч.6, гл.8).

При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.

  • Сколько раз Раскольников приходит к Соне?

  • Передайте суть их разговоров.

  • Какова, на ваш взгляд, роль сцены, где Раскольников просит Соню почитать ему о воскресении Лазаря?

  • Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

  • Как Соня реагирует на это признание?

  • Какой выход предлагает Соня? Почему?

  • Готов ли Раскольников признать свою вину?

  • Какую роль сыграла Соня в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?

3 группа. Аркадий Иванович Свидригайлов (1 разговор – ч.4, гл.1; 2 разговор – ч.6, гл.3,4,5; известие о самоубийстве – ч.6, гл.8).

При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.

  • Сколько встреч происходит между Раскольниковым и Свидригайловым?

  • Передайте суть их разговоров.

  • Какую встречу можно назвать кульминационной?

  • Почему возникает взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?

  • Как Свидригайлов узнал о том, что Раскольников совершил убийство?

  • Какова реакция Свидригайлова?

  • В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения?

  • Какую роль сыграл Свидригайлов в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?

Кинофрагмент 4 (Явка с повинной).

  1. Обсуждение.

  1. Защита творческой работы и итогов исследования цветовой символики в анализируемых сценах.

  1. Работа экспертной группы (оценка).

  1. Рефлексия (5-минутное эссе).

  1. Выборочное чтение эссе.

  1. Заключительное слово.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – одно из самых сложных произведений не только русской, но и мировой литературы. Наверное, потому, что сложна в своей бездонности душа человека, сложно в своей многомерности и непредсказуемости взаимовлияние душ.

Каждый из героев, о которых мы говорили, в той или иной степени подталкивает Раскольникова к явке с повинной. Порфирий Петрович – своей изматывающей психологической игрой, Соня – кротостью и жертвенностью, Свидригайлов – осознанием неотвратимости суда собственной совести. И, наверное, нельзя сказать, чьё «воздействие» оказалось сильнее. Неисповедимы пути, которыми Бог находит человека.

Домашнее задание:

  • перечитать эпилог;

  • подумать над вопросом: почему в фильмы, поставленные по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» режиссёрами Л.Кулиджановым (1969г.) и Д.Светозаровым (2007), не включён эпилог и они заканчиваются сценой явки с повинной?

При подготовке урока были использованы материалы следующих Интернет- ресурсов:

  • http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/geroiisujetruslit.shtml (Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы 19 века: имена, образы, идеи.)

  • festival.1september.ru›articles/518265/

  • http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/dost.html#94

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here