Обобщающий урок по теме: «Природа и мы».
Материалы:
Учебник для 4 класса(2часть) Л.Ф.Климанова, Москва, Просвещение,
УМК Школа России.
Учебно-методическое пособие С.В.Кутявина,
Москва, «Вако», 2010г., (стр.159-161)
Обобщающий урок по теме «Природа и мы». Конкурс знатоков
ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.
1.Организационный момент
Представление команд, выбор капитанов.
— Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»?
— Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела.
Деление класса на 2команды.
Слайд 1, 2
Слайд 3
Игровое поле с номинациями конкурсов. К конкурсу переходим по гиперссылке. Возврат к игровому полю – гиперссылка последнего задания каждого конкурса.
2.Конкурсы
«Найди пару»
Слайд 4
— Соедините автора с его произведением
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
Д.И. Куприн «Кабан»
В.П. Астафьев «Приемыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»
«Назови произведение»
Слайд5
-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»)
— В этом произведении сорока лишилась хвоста.(М.М. Пришвин.«Выскочка»)
— Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И. Чарушин «Кабан»)
— Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»)
— Они были разными, но дружба их — крепкой. (А.И. Куприн «Барбос и Жулька»)
— Он был приемным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»)
«Бюро находок»
Слайд6-11
— Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»)
Рога (Е.И. Чарушин «Кабан»)
Хвост (М.М. Пришвин «Выскочка»)
Миска (A.M. Куприн «Барбос и Жулька»)
Лодка (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»)
Метла (Е.И. Чарушин «Кабан»)
«Узнай по описанию»
Слайд 12-17
— Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник — птица!
(Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И. Чарушина.)
— Она была маленькая, тонконогая е гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька». А.И. Куприна.)
— Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит. (Лебедь. Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка.)
— Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.(Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В.П. Астафьев.)
— Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.(Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.)
— Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И. Куприн.)
«Трудные слова»
Слайд 18-21
-Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост).
— Яр (крутой берег, обрыв).
— Сайма (рыбацкая стоянка).
— Фестон (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).
«Задай вопрос»
Слайд 22
3.Подведение итогов урока
Слайд 23