Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ № 15 г. Ковров

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.

Тема: Русская народная сказка

«Как мужик гусей делил».

( Образовательная модель «Школа 2100…»).

Учитель начальных классов: Коннова С. В.

2012 г.

Цели урока:

  1. Продолжить формировать у учащихся приёмы понимания прочитанного: обучать прогнозированию содержания текста на основе иллюстрации и заглавия.

  2. Совершенствовать навыки чтения учеников.

  3. Развивать у школьников умение делить текст на части по готовому плану.

  4. Развивать речь, мышление детей.

  5. Воспитывать у учащихся нравственные чувства.

Ход урока.

Ι Оргмомент. О чём- то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки…

И сразу же меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

ΙΙ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы.

— Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

— Посмотрите на доску. Что вы видите?

(Крышу, окно.)

— У нас есть крыша, окно, но нет дома. Давайте построим дом сказок.

(На полосках «брёвнышках»- ответы.)

  1. — Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)

Учитель из «брёвен» строит дом.

  1. — Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.)

  2. — Какие виды сказок вы знаете? (Волшебная, бытовая, анималистическая, богатырская.)

  3. По авторской принадлежности сказки бывают…(Народные,

литературные.)

Сказка

жанр устного народного творчества.

сказители

волшебная

бытовая

анималистическая

богатырская

народная

литературная

5) – Что объединяет сказки разных народов?

(Главная тема – борьба добра со злом.)

— Вспомните сказочные «приметы» и назовите их.

(Зачин, «троекратный» повтор, волшебные герои, волшебные события, концовка, устойчивые выражения.)

  1. Проверка д/з.

— Какую сказку мы прочитали недавно?

(«Никита Кожемяка».)

— К какому виду сказок относится эта сказка?

(Богатырская.) Почему? (Описывается историческое событие).

— Какими чертами характера обладал Никита Кожемяка?

(Сильный, смелый, защитник, находчивым).

— Расскажите как Никита Кожемяка поборол змея.

— Впереди нас ждёт новая встреча с интересной сказкой.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения.

1. Работа с заглавием. Фронтальная беседа.

— Прочитайте название сказки. («Как мужик гусей делил».)

— Какая сказка по авторской принадлежности? (Народная). Какой народ её сочинил?

Назовите тему урока. (Тема: )

Учитель открывает карточку.

2. Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Кого вы видите? (Мужик отдыхает на печи, женщина с детьми.)

— Как вы предполагаете, к какому виду сказок можно отнести эту сказку? ( Бытовая.) Почему?

— Можно ли по названию сказки и иллюстрации предположить,

о чём пойдёт речь? (Мужик отдыхал. Жена занималась с детьми.

Кто- то попросил его разделить гусей.)

— Как вы думаете, можно ли на всех разделить одного гуся? Как?

(Нельзя разделить. Можно.)

— Давайте прочитаем, как же мужик разделил гуся в сказке.

ΙV. Работа с текстом во время чтения.

  1. Чтение 1 части «про себя».

Прочитайте 1 часть сказки «про себя». Отметьте карандашом

слова, смысл которых вам непонятен.

— Оправдались ли наши предположения?

2. Словарная работа. Работа в группах со словарём Ожегова.

— В тесте сказки вам встретились трудные слова. Значения некоторых из них можно узнать…(По толковому словарю.)

— Объединитесь в группы. Найдите и прочитайте значение указанного слова. (Каждой группе по одному слову.)

Помещик – богатый человек, владеющий землёй.

Крестьянин — сельский житель, который работает на земле,

выращивает скот.

Гостинец – подарок.

Барин — обращение к богатому человеку.

Усадьба — земля помещика.

Куль — мешок.

  1. Проверка. (По одному выступающему от группы.)

— Нашли ли мы ответ на вопрос, как мужик гуся делил? (Да.)

Выборочное чтение. Прочитайте, как он это сделал?

— За что барин одарил Степана? (За сообразительность, оригинальность.)

— Что можно сказать о Степане?

На доске.

Степан

находчивый

смекалистый

хитрый

умный

сообразительный

— Как дальше будут развиваться события? (Предположения детей.)

(Степан будет помогать соседу делить гусей.)

  1. Чтение «вслух» по плану 2 части сказки.

— Давайте разделим при чтении текст на части по плану.

План.

1)В гостях у бедного крестьянина.

2)Гостинец барину.

  1. ?

— Прочитайте 1 заголовок плана. О чём будет 1 часть?

— Давайте её отыщем. Начнём читать сказку и как только, по вашему мнению, часть закончится, поднимите сигнал.

Чтение «вслух» отрывка до предложения «Та и не стала долго стоять, живо приходить домой».

— Почему богатый крестьянин сам не пошёл к соседу, а отправил свою жену? (Он не хочет показаться заинтересованным, на Степана смотрит свысока.)

— Всё ли рассказала жена Степана? (Нет, она не рассказала, за что именно был щедро награждён Степан.)

— Как вы думаете, как поступит богатый крестьянин?

( Пойдёт к помещику с подарком, понесёт много гусей.)

— Прочитайте название 2 части плана.

— О чём нужно прочитать?

— Покажите сигнал во время чтения, когда часть закончится.

Чтение «вслух» отрывка до предложения «Когда зашёл богатый мужик к помещику».

Ответы на вопросы:

— Как вы понимаете «богатый мужик и его жена были очень завидливые? Карточка (завидливые). Как сейчас мы называем таких людей? (завистливые).

(Завидовали соседу.)

— Значит, они какие? (Жадные.)

— Что же можно сказать про Евдокима?

На доске:

(Евдоким)

жадный

завистливый

— Сколько гусей принёс Евдоким помещику?

(Пять гусей.)

— Почему не одного, а пять гусей?

(Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.)

— Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(Помещик попросит его разделить гусей на всех.)

— Как вы считаете, барин наградит богатого крестьянина?

— Осталась ещё одна часть. Прочитаем её.

Чтение «вслух» последнего отрывка.

— Наградил ли барин богатого крестьянина?

(Нет, мы не узнали, он не разделил гусей.)

— Что можно сказать про Евдокима? (Дополним его характеристику.)

Евдоким

жадный

глуповатый

несообразительный

— Как можно озаглавить 3 часть плана? (Как разделить гусей?)

— Кто будет помогать делить гусей? (Степан.)

— Как вы считаете, справится ли Степан с заданием?

  1. Чтение «про себя» 3 части. Работа в парах.

1.- Прочитайте 3 часть сказки и подготовьте 1 вопрос по содержанию для своего соседа.

(Дети читают часть, задают вопросы друг другу.)

2. Проверка. (Учитель спрашивает у ученика: — Какой вопрос ты задала своему соседу? Как ты ответил?)

— Как мужик разделил 5 гусей?

(Отдал 1 гуся барину с женой – их стало трое.

Отдал 1 гуся их сыновьям – их стало трое.

Отдал 1 гуся дочкам барина – их стало двое.

Оставшихся 2 гусей взял себе – их стало трое.)

V. Работа с текстом после чтения.

— Чем закончилась сказка?

(Барин щедро наградил Степана.)

— За что он его одарил?

( За ум, смекалку.)

Дополнительно:

— Прочитайте на доске высказывание английского учёного XVΙ века Френсиса Бекона, который писал:

«Глупость одного человека – удача для другого».

— Согласны ли вы с этим высказыванием?

— Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Евдокима.)

— Почему? (не смог разделить гусей.)

— Кому сопутствовала удача? (Степану.)

— Почему?

(Барин его щедро наградил.)

— За что его наградил помещик? (За ум, сообразительность.)

— Можно ли сказать, что «глупость одного – удача для другого?»

— Народная сказка – источник мудрости. Чему учит нас эта сказка?

(Быть находчивыми, смекалистыми.)

— И тогда удача будет на вашей стороне.

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился? Почему? Что вызвало затруднение? У кого всё получилось?

VΙΙ. Домашнее задание.

-Перечитать сказку, подготовиться к чтению « по ролям».

Творческое задание. Подготовиться к инсценированию сказки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here