Автор: Гилевская Валентина Анатольевна, учитель начальных классов

КГУ «Макашевская средняя школа», Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, село Макашевка.

Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе. Данный материал поможет учителям начальных классов реализовать систему работы над изучением и анализом стихотворения.

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: Н.Некрасов. «Мороз-воевода» .

Цель урока:

Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения.

Задачи:

помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);

исследовать содержание, язык произведения;

вывести детей на позицию автора;

формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;

развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

воспитывать любовь к природе;

способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова,

презентация по теме урока,

компьютер,

картина В. Васнецова “Три богатыря”,

рисунок Мороза-воеводы,

рисунок большого весёлого солнца,

рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,

таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

— На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Проверка домашнего задания.

— Какие произведения из раздела «В снежной стране» вам больше всего понравились? Почему?

— Какое стихотворение вам хотелось бы рассказать?

3. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

  1. Работа с выставкой книг.

— Ребята, обратимся к выставке. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова, так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)

— Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 1/Портрет Н.А.Некрасова.

2. Разговор об авторе.

— Итак, юные исследователи, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?

3. Сообщение темы и цели урока.

Презентация

— Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста.

а) Чтение стихотворения учителем (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).

5. Проверка первичного восприятия.

— Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6.Определение темы и жанра произведения.

— Определите жанр и тему данного произведения.

— Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).

7. Анализ текста стихотворения.

а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

— Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

Вопрос 1.

— Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

— Пойду на моря-океаны –

Построю дворцы изо льда.

— Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

— Идёт, по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет,

В косматой его бороде…

Вопрос 2.

— Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? /Слайд 5/

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос 3.

— Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?

(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)

Вопрос 4.

— Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)

Вопрос 5.

— Каким вы представили “Мороза-воеводу”? /Слайд 6/

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.

Вопрос 6.

— Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Вопрос 7.

— Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Вопрос 8.

— Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

(Автор использовал сравнения — “Моро-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,

“Мороз-воевода” — мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.

— В этом четверостишии встретились незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.

— Давайте произнесём эти слова хором с ударением, узнаем их толкование в толковом словаре учебника и в толковом словаре Ожегова.

Вопрос 9.

— Почему автор назвал Мороза воеводой?

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

Вопрос 10.

— Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 11.

— Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Новое слово “палица” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

Вопрос 12.

— Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)

— Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)

(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.

— Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда

Пойду на моря-океаны –

Построю дворцы изо льда.

— Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли –

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли…

(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова — антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).

Новое слово “обозы”, произнесите с ударением, найдите его лексическое в толковом словаре.

— Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Вопрос 13.

— Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…

— В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.

— Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.

Вопрос 14.

— Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).

— Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 7/

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе — это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах — глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

8. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он — волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

— Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.

9. Домашнее задание. (по желанию)

— Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём.

10. Представление сказочного образа Деда Мороза.

Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд 8-10/

11. Подготовка к выразительному чтению.

— Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?

(Дыхание, голос, дикция)

12. Дыхательная гимнастика.

А. — Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу — фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание — фу -, — фу -, — фу -, — фу -, — фу.

Б. Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.

В. Прочитаем на одном дыхании предложение, а потом, выделяя одно из слов: Деревья покрыты снегом.

13. Составление партитуры текста — употребление всех средств выразительности, необходимых для чтения текста. Работа над интонацией.

Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения. Тон при чтении речи поэта — величавый, приподнятый, торжественный, при чтении песни “Мороза — воеводы” — весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый. Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно — сегодня”, “богат — не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.

14. Хоровое чтение строф с логическими паузами:

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Идёт, по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет,

В косматой его бороде…

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…

15. Индивидуальное чтение текста строфами.

Анализ чтения.

16. Выразительное чтение на оценку.

17. Итог урока.

— Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; — реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;

18. Рефлексия.

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения:

Мне пришлось по душе…

Меня удивило…

Мне кажется, что…

19. Вот и подошёл к концу наш урок.

Солнышко по — прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки — весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению.

Спасибо за работу! До свидания!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here