Муниципальное общеобразовательное учреждение

Самарской общеобразовательной средней школы

Куркинского района Тульской области

Конспект урока по литературе

в 6 классе

«Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Францева Наталья Николаевна

п. Самарский

2012 год

Цели: — проследить, как автору удалось отразить традиции и быт русского народа в балладе;

— установить связь баллады с устным народным творчеством;

— выяснить, какие святочные гадания сохранились в нашем крае;

— развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;

— воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа.

Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки, поделка (макет), тесты, компьютерная презентация, видеоролик.

Ход урока:

1.Определение темы и целей урока.

Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодняшний урок литературы мы посвящаем произведению, которое стало своеобразной визитной карточкой в литературном обществе «Арзамас» знаменитого поэта 19 века, а название данного творения – прозвищем писателя, В. А. Жуковского.

  • слайд (В. А. Жуковский + «Светлана»)

— Ребята, балладу «Светлана» вы должны были дочитать, определить её композиционные элементы и уточнить лексическое значение указанных слов. А вот о чём конкретно пойдёт речь на занятии, вы попытаетесь определить сами.

  • слайд (задание: внимательно прослушайте сообщение товарища и постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке)

Сообщения уч-ся.

  1. Раньше жизнь русского человека была тесно связана с традициями и обрядами. К примеру, промежуток от Рождества до Крещения, с 6 по 19 января, традиционно считается зимними праздниками. На Руси в Рождественскую неделю полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу.

Кроме того, самым ярким событием этого периода являются Святки (святые дни или святые вечера), когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько удачно сложится жизнь в браке.

Святки — волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви.

  1. Выразительное чтение наизусть (описания крещенского гадания в балладе «Светлана»). Сопровождается показом видеоролика.

— Итак, кто попытается определить, о чём пойдёт речь на занятии?

  • слайд («Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством».)

2. Работа с экспозицией баллады. Раскрытие темы занятия.

— Кто из вас обратил внимание на то, какую интонацию выбрала Наталья для чтения экспозиции баллады В. А. Жуковского? (Неторопливая, в духе русских народных сказок).

— Что сближает её с русским фольклором? (Использован стиль народного сказочного повествования: «Раз в крещенский вечерок…»).

— О каких гаданиях рассказывает автор в экспозиции произведения? В чём состояла их суть?

— Таким образом, уже экспозиция погружает нас в обстановку русского национального быта. Мы не только видим гадающих девушек. Мы слышим их песни. Какие песни?

Зачитать из учебника или на доске

(«Подблюдные (по Далю) – святочные песни, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому верится, тому сбудется, где вынимают поочерёдно из накрытого или из-под опрокинутого блюда положенные туда вещи». Это придаёт особую мелодику произведению).

3. Региональный компонент.

— А вы знаете, ребята, что вспоминают старожилы нашего посёлка по поводу того, что значило на Святки «слушать под окном»?

— Оказывается, гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома доносится брань и ругань, то замужество скорее всего будет неудачным.

— Предварительно опросив своих прабабушек, бабушек, родителей, родственников о традиционных святочных гаданиях в нашем посёлке, вы тоже достаточно много собрали материала. Его изучением занимались Евгения и Василий. Поэтому слово я предоставляю им.

  • проверка работы, выполненной в паре

(сопоставление выполненных рисунков с работами учащихся).

— Ребята, мы познакомились со всеми вашими работами, они нам очень понравились. Но проиллюстрировать мы решили наиболее интересные, на наш взгляд.

Работа 1.

— Посмотрите внимательно на первый рисунок. Как вы думаете, что за гадание здесь представлено? В чем его смысл?

— Кто из вас нашёл отражение своей работы в данной иллюстрации? Озвучь её.

Работа 2.

— Как вы думаете, с чем может быть связано гадание, представленное на втором рисунке?

— Чью работу мы проиллюстрировали? Озвучь её.

Работа 3.

— А вот для следующей работы мы решили сделать макет. Как вы считаете, что за гадание могло быть связано с этим предметом?

— Предлагаем озвучить правильный вариант ответа тому, кто считает, что речь идет о его работе.

Работа 4.

— Ребята, а как вы думаете, что можно сказать о гадании, глядя на этот рисунок? Что могут обозначать предметы, изображенные здесь?

— Предлагаем озвучить свою работу.

Работа 5.

— Ну и, наконец, последняя иллюстрация. Какие ассоциации вызывает у вас она?

— Кто считает, что проиллюстрирована его работа, озвучьте её.

4. Углубление представлений учащихся об образе Светланы. Раскрытие темы занятия.

  • слово учителя

Как видим, святочные гадания передаются из рода в род и точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Теперь и вы знаете о некоторых из них. Как вы думаете, стоит ли прибегать к ним?

— С какой целью, по- вашему, гадает героиня баллады В. А. Жуковского Светлана? (Автором использован традиционный старинный мотив народных исторических и лирических песен : девушка ждет жениха с войны. Возможно, именно поэтому балладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 года. Она вселяла в них веру в победу, уверенность в своих силах. И если в родной стороне у них осталась любимая, они знали, что подобно героине баллады невеста верно будет ждать возвращения).

— Найдите строки в балладе, подтверждающие искренность чувств героини.

— Да, ребята, целью Жуковского В. А. являлось создание образа героини с богатым внутренним миром, который обязательно должен быть связан с народными обычаями. Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу.

— Докажите это, используя текст.

— А как вы считаете, почему Василий Андреевич дал героине именно такое имя? (Имя образовано от слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:

Пред иконой пала в прах.

Спасу помолилась;

И, с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку).

  • сообщение учащегося

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ

В разное время специалистами высказывались различные гипотезы о происхождении имени: некоторые рассматривали имя Светлана как древнерусское, включая его в категорию имён, характеризующих человека по цвету волос и кожи.

В современном «Словаре русских личных имён приводятся два варианта происхождения имени: 1) от слова «светлый»; 2) от церковного имени Фотина (от др.-греч.— «свет»).

К имени Светлана в 1920-е годы родилось и парное мужское имя — Светлан, но заметного распространения оно не получило. Известно также близкородственное мужское имя — Свет (так назвал своего сына поэт Демьян Бедный); и это имя осталось редким. В те же годы увлечения новыми именами появилось несколько имён, восходящие к слову «свет»: Светослав и Светослава, Светломир и Светломира, Светозар и Светозара и другие.

5. Работа с сюжетом баллады. Раскрытие темы занятия.

— Прежде чем продолжить нашу работу я хочу предоставить слово Владе. Она выполняла задание, которое хорошо вам знакомо: реклама прочитанного произведения. Основная цель её выступления – напомнить сюжет баллады. Ваша задача – правильно определить и назвать композиционные элементы произведения.

  • реклама

— Как же построена баллада В. А. Жуковского?

— Что является завязкой сюжета? (гадание Светланы)

— Какой момент является кульминационным в произведении? (Светлана в избе с мертвецом). Докажите, используя текст.

— Найдите в кульминации баллады постоянные эпитеты, подтверждающие связь произведения Жуковского со сказкой.

— В балладе у Светланы есть своеобразный сказочный «двойник». Назовите его.

— Что символизирует образ белого голубка? (Христианский символ защиты, спасения и благословления Господа. В народе ассоциируется со счастьем, любовью, нежностью).

— Какой фольклорный образ является противопоставлением белому голубку? С какой целью вводится автором в повествование? (В народе: предсказывает плохое, страшное).

— Зачитайте отрывки баллады, связанные с данными образами — символами.

— Что можно считать развязкой баллады? (Возвращение жениха)

— Вспомните определение баллады.

— Как вы думаете, почему В. А. Жуковский иначе заканчивает балладу «Светлана» в отличие от произведения Бюргера «Ленора»? (С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость.)

— Что еще сближает данную балладу с устным народным творчеством, народной сказкой?

— Согласны ли вы с тем, что человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей?

— С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

6. Подведение промежуточных итогов занятия.

— Какие же народные традиции В. А. Жуковский отразил в балладе?

— Как связана баллада с устным народным творчеством?

(Фольклорные мотивы: обряды гадания, подблюдные гадальные песни; баллада написана хореем (чередование 4-х-стопного с усеченной последней стопой и 3-х-стопного, к тому же чередуются мужская с женской рифмой), всё это создает своеобраз-ный «рваный» ритм (эффект русской плясовой).

Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.)

— Приведите из баллады примеры народных оборотов речи, слов и выражений,создающих ощущение атмосферы народности.

7. В мире интересного.

1) В 1810-е—1820-е годы чтение баллад в дворянских семьях становилось обязательным праздничным ритуалом; иногда литературная часть празднования святок ограничивалась декламацией «Светланы». В 1870-е годы в России появились книжки-пособия по организации различных детских утренников: в сценариях святочных празднеств обязательно присутствовала баллада Жуковского.

2) Во второй половине XIX века текст баллады начинает своё проникновение из дворянской среды в народную культуру. Нередко с искажениями баллада Жуковского издается в различных общедоступных сборниках-песенниках; при этом в публикациях не указывалось авторство, поэтому текст баллады воспринимался подлинно народным. Чаще всего в качестве популярной русской народной песни исполнялись первые две строфы баллады.

3) В начале 1820-х годов баллада перешагнула рамки собственно литературы: к этому времени относятся самые ранние попытки перенести балладу на театральные подмостки. В 1822 году появилась первая из опер, написанных на сюжет «Светланы»; её автором был Катерино Кавос, итальянец по происхождению, много и плодотворно работавший на ниве русского музыкального театра. В 1846 году состоялась премьера новой оперы «Светлана», на сей раз сочинения Ф. М. Толстого. К 1830-м годам относятся первые музыкальные произведения на слова баллады — три песни А. Н. Верстовского; в 1839 году Ю. К. Арнольд написал кантату на текст «Светланы».

4) Издания баллады часто сопровождались иллюстрациями, над которыми работали многие художники-графики; а в 1836 году Карл Брюллов создал портрет гадающей Светланы, со временем ставший самым известным иконографическим воплощением образа. Картина Брюллова стала не просто иллюстрацией к тексту Жуковского, но его эмблематическим выражением. Удачный сюжет картины (гадающая девушка в русском национальном костюме перед зеркалом) тиражировался в многочисленных литографиях, сопровождавших святочные номера российских периодических изданий во второй половине XIX века.

8. Домашнее задание:

1) тестовая работа;

2)

3)

4)

9. Самооценка выполненной работы учащимися. Выставление оценок.

Список использованной литературы

1. Агеносов В. В. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы, 2007.

2. Литература. Начальный курс. 6 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. О. М. Хренова,

M.А. Снежневская, 2007 г.

Использованные материалы и Интернет

  1. Flash Video File Баллада Жуковского В. А.

  2. Презентация к уроку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here