Маслова Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ КСОШ № 32 Песчанокопского р-на Ростовской области

План-конспект урока литературы по творчеству В.В. Маяковского

11 класс

Отражение Первой мировой войны

в поэзии В.В. Маяковского

Цель урока ( для учителя):

Образовательные: содействовать созданию портрета русского поэта В. В. Маяковского в исторической и социальной среде, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом, монографиями, ресурсами Интернет, учить обработке и анализу информации, полученной из сети;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с различными источниками, оригинальности и ассоциативности мышления;

Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы, воспитывать неравнодушное отношение к поэтическому слову, понимание и литературоведческое чутье в отборе интернет-материала.

Задачи: познакомить с индивидуальными чертами личности поэта, привить интерес к творчеству Маяковского.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала, урок-портрет.

Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, выход в интернет, проектор.

Цель ( для учащихся): 1. познакомиться с одной из главных тем творчества В.В. Маяковского,

2. научиться анализировать поэтические произведения В.В. Маяковского,

привлечь внимание к творчеству поэта, делая упор на использование им своеобразной лексики.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя о целях, теме урока.

— В этом году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны. Как думаете, у Маяковского есть стихотворения, в которых поэт высказывает своё отношение к этой войне? Можете сформулировать тему сегодняшнего урока?

— Каковы цели сегодняшнего урока? Чему должны будете научиться?

3. Отражение Первой мировой войны в творчестве В.В. Маяковского .

а) Краткое сообщение, подготовленное учеником, о Первой мировой войне начала 20 века.

Информация для учителя:

Первая мировая война (1914-1918 гг.) — одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой. Она должна послужить грозным предостережением относительно хрупкости человеческой природы, способной слепо повести по дороге самоуничтожения.

С самого начала Первая мировая война приобрела затяжной характер, о чем свидетельствует весь ход кампании 1914 года. В августе 1914 года Россия добилась успехов, но затем несогласованность армий, проблемы со снабжением, предательство и шпионаж привели к поражениям. К концу 1915 года Россия потеряла Прибалтику, Польшу, часть Украины и Белоруссии. В 1916 году под руководством генерала Брусилова был проведен прорыв на Юго –Западном фронте. Более 400 тысяч врагов было убито, ранено и взято в плен. Германия перебросила силы на помощь Австро – Венгрии и спасла ее от катастрофы. На 1 марта 1917 года готовилось генеральное наступление русской армии по всей линии фронта. Но за неделю до этого враги устроили революцию в Петрограде. Наступление сорвалось.  Февральская революция уничтожила все победные планы армии. Началось массовое дезертирство, солдаты не слушались приказов, разведданные были рассекречены. В результате все наступления русской армии провалились. Было много убитых и пленных.

ИТОГИ:  После октября 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных, искалеченных. Главные промышленные районы были разрушены.

б ) Слово учителя: Для самого Маяковского война была чем-то ужасным. В своей биографии «Я сам» он написал: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности». Действительно, сначала Маяковский поддался патриотическому подъему. Ведь на фронт добровольцами отправились Михаил Булгаков и Николай Гумилев.  Позже, однако, поэт-футурист Маяковский понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».

На злобу дня он написал несколько стихотворений о войне: «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Вам!» В этих произведениях со всей силой звучит чувство боли за ставшего жертвой войны человека, что вызывает «отвращение и ненависть к ней».  А в произведении «Я и Наполеон» во всей полноте встает трагическая картина войны, усиленная идеей о личной ответственности каждого за творящиеся на фронте бесчинства. Но первым стихотворением , воплотившем антивоенное настроение, стало произведение «Война объявлена». Оно прозвучало резким диссонансом по отношению к обильной продукции поэтов – «войнопевцев».

Послушайте выразительное чтение (подготовленным учеником) стихотворения «Война объявлена».

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!»

И на площадь, мрачно очерченную чернью,

багровой крови пролилась струя!

Морду в кровь разбила кофейня,

зверьим криком багрима:

«Отравим кровью игры Рейна!

Громами ядер на мрамор Рима!»

С неба, изодранного о штыков жала,

слезы звезд просеивались, как мука в сите,

и подошвами сжатая жалость визжала:

«Ах, пустите, пустите, пустите!»

Бронзовые генералы на граненом цоколе

молили: «Раскуйте, и мы поедем!»

Прощающейся конницы поцелуи цокали,

и пехоте хотелось к убийце — победе.

Громоздящемуся городу уродился во сне

хохочущий голос пушечного баса,

а с запада падает красный снег

сочными клочьями человечьего мяса.

Вздувается у площади за ротой рота,

у злящейся на лбу вздуваются вены.

«Постойте, шашки о шелк кокоток

вытрем, вытрем в бульварах Вены!»

Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!»

А из ночи, мрачно очерченной чернью,

багровой крови лилась и лилась струя.

— Какими чувствами, мыслями проникнуто стихотворение?

( Всё стихотворение проникнуто ощущением кровавого ужаса. Поэт показал войну с огромной силой обобщения как трагедии, как мучения искалеченных солдат и горе их близких.)

4. Чтение и анализ стихотворений, отражающих Первую мировую войну.

а ) Чтение и анализ стихотворения «Мама и убитый немцами вечер»

— Послушайте подготовленное выразительное чтение стихотворения.

Мама и убитый немцами вечер

По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет.
Вплакались в орущих о побитом неприятеле:
№4 «Ах, закройте, закройте глаза газет!»

Письмо.

Мама, громче!
Дым.
№8 Дым.
Дым еще!

Что вы мямлите, мама, мне?
Видите —
№12 весь воздух вымощен
громыхающим под ядрами камнем!
Ма -а -а -ма!
Сейчас притащили израненный вечер.
№16 Крепился долго,
кургузый,
шершавый,
и вдруг, —
№20 надломивши тучные плечи,
расплакался, бедный, на шее Варшавы.
Звезды в платочках из синего ситца
визжали:
№24 «Убит,
дорогой,
дорогой мой!»
И глаз новолуния страшно косится
№28 на мертвый кулак с зажатой обоймой.
Сбежались смотреть литовские села,
как, поцелуем в обрубок вкована,
слезя золотые глаза костелов,
№32 пальцы улиц ломала Ковна.
А вечер кричит,
безногий,
безрукий:
№36 «Неправда,
я еще могу-с
хе! —
выбряцав шпоры в горящей мазурке,
№40 выкрутить русый ус!»

Звонок.

Что вы,
мама?
№44 Белая, белая, как на гробе глазет.
«Оставьте!
О нем это,
об убитом, телеграмма.
№48 Ах, закройте,
закройте глаза газет!»

— А сейчас – работа в группах. Вы анализируете стихотворение по данному плану.

Примерный план анализа стихотворения:

— Как читать это стихотворение?

— Какова его интонация?

— Оправдано ли в данном стихотворение такое заглавие?

— В чём смысл названия стихотворения?

— Как меняется в стихотворении смысл контрастных определений-образов?

— Выскажите своё мнение о сюжете этого стихотворения и его развязке. Убедительна ли она?

— Охарактеризуйте лирического героя.

— Какие средства выразительности использует поэт?

— В чём состоит конфликт поэта с окружающим миром?

— Чем примечательно это стихотворение среди других творений В.В. Маяковского на эту тему?

Вывод (записать в тетрадь): стихотворение «Мама и убитый немцами вечер» исполнено сострадания к жертвам войны — безногим, безруким калекам, к матерям и «звездам в платочках из синего ситца, визжавшим: «Убит, дорогой, дорогой мой!»

в ) Чтение и анализ стихотворения «Вам!»

— Послушайте подготовленное выразительное чтение стихотворения.

Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!


— Обратите внимание на распечатанные дидактические материалы, лежащие у вас на партах. Вы можете использовать их для анализа стихотворения.

Антивоенные настроения углубляют конфликт между лирическим героем и «ими». Существует легенда, что остросатирическое, гневное «Вам!» Маяковский прочитал в кафе «Бродячая собака», припечатав артистическую молодежь отнюдь не поэтичными словами: «ванна», «клозет», «бездарные», «нажраться», «похотливо». «Грубый гунн», а он этого не скрывает, готов громить всех, кто равнодушен к социальным катастрофам, спрятавшись в «футлярную» жизнь, — независимо от профессии.

Любой, прочитавший название стиха, невольно задастся вопросом: а кому – вам? Можно предположить, что речь идет о тех, кто, по разным причинам, не попал на фронт и теперь «вычитывает из столбцов газет о представленных к Георгию». Как известно, Георгия, или Георгиевский крест, давали за личный подвиг, случалось, и после гибели. И в тот момент, когда люди, совершая подвиг, жертвовали своей жизнью, герой стихотворения «Вам!» видел перед собой людей, «проживающих за оргией оргию».

Тыл же, по словам поэта, «еще отвратительней». И стихотворение «Вам!» наглядно это демонстрирует. Перед взором читателя появляются самодовольные сытые лица обывателей, «имеющих ванную и теплый клозет», «думающих, нажраться лучше как». Это те же обыватели, что ярко были описаны Маяковским в более раннем стихотворении «Нате!». Но сейчас ситуация усугубилась тем, что на фронте отдавали свою жизнь за таких, как эти «бездарные, многие», кто приходил в увеселительные заведения, чтобы «измазанной в котлете губой похотливо напевать Северянина».

Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить:

Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Но вызвать чувство стыда в людях, думающих лишь о том, чтобы набить утробу, невозможно. И уж тем более нельзя добиться от них сочувствия к обычным рядовым. Ведь помимо офицеров, чьи имена попадали в сводки с фронтов, погибали десятки тысяч простых солдат, «приведенных на убой». Недаром их называли «пушечным мясом», а в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» старый железнодорожник, закрывая засовы на вагонах с солдатами, говорил: «Милая моя говядинка».

Но ничего из этого не волнует «любящих баб да блюда». Их не волнует, что  «сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика», что наша страна с каждым днем несет все большие потери, что огромные средства из казны тратятся на военные расходы.

Герой справедливо задается вопросом:

Вам ли … жизнь отдавать в угоду?!
И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России:
Я лучше в баре б… буду
подавать ананасную воду!

Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.

5. Слово учителя (вывод):

Очень негативную реакцию лирического героя В. Маяковского вызывает Первая мировая война. В стихотворениях «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!» четко прослеживается отвращение к войне, насилию, осуждение тех кругов, для которых война представляет политический и материальный интерес. Натурализм, антиэстетизм используются поэтом как средство, выражающее его антимилитаристскую позицию, его метафоры страшны и надолго запечатлеваются в глазах читателей: …с запада падает красный снег

сочными клочьями человеческого мяса.

(«Война объявлена»)

Необычные метафоры («…слезя золотые глаза костелов, пальцы улиц ломала Ковна». — «Мама и убитый немцами вечер»), аллитерации («Бронзовые генералы на граненом цоколе…» — «Война объявлена»), разговорные интонации, передающие то общее патриотическо-агрессивное настроение, то истерически-нервные вскрики матерей, — все это рисует восприятие войны лирическим героем как огромного несчастья, грядущих масштабов которого еще пока нельзя предугадать. Но та буржуазная публика, чью бездуховность и обывательское отношение к жизни не мог принять лирический герой, — она не изменилась. Эти люди не поступились своим комфортом, своими привычками, используя войну в своих личных интересах, они предпочитают «о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет». Безымянный поручик Петров — жертва, «приведенная на убой» ради чуждых ему политических интересов. Но заслуживают ли этой жертвы «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как»? Протест лирического героя резок и не вызывает сомнения: «жизнь отдавать в угоду» этим людям, этому обществу — нельзя, лирический герой готов на иное «служение» обществу, что воспринимается опять-таки как вызов.

Рефлексия

— Составьте синквейн, отражающий содержание сегодняшнего урока и ваше отношение к теме урока.

( Образец: Поэт Маяковский

Необычный, своебразный

Выступал, говорил, кричал

Против жестокой, страшной

Войны )

Домашнее задание: 1. Творческая письменная работа с использованием цитат на тему: « Особенности восприятия Первой мировой войны лирическим героем стихотворений М. Маяковского ».

2. По желанию – презентацию на тему сегодняшнего урока.

Использованная литература:

1.Русская литература (1- я половина 20 века). В. Д. Серафимова. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1997 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here