Ханты- Мансийский автономный округ
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
Тема: План-конспект урока по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)» разработан для проведения уроков в 10-11 классах.
МОУ СОШ № 14 г. Нягань
Учитель русского и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань 2011
План-конспект урока по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)» разработан для проведения уроков в 10-11 классах.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Урок 1. Проблема текста
Ключевые вопросы урока:
-Что такое проблема?
-Как выявить проблему текста?
-Как сформулировать проблему текста?
Памятка для ученика
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Работа с текстом
Легенда
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.
Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег.
Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев)
-Определите проблему данного текста.
(Проблема смысла жизни, затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни)
Подумайте, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.
( Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)
-Какая абстрактная идея рассматривается автором?
(Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)
Формулирование проблемы
Памятка для учащихся.
Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.
Два простых способа формулировки проблемы
I. 1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни;
2.В тексте поднимается проблема смысла жизни;
3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.
II.Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Как добиться того, чтобы люди поняли, что «в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны ?
Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
Ключевые вопросы урока:
-Что такое комментарий?
-Каковы типы комментария текста?
-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Памятка для школьника
Что такое комментарий?
Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.
Можно выделить два типа комментария.
-
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
-
При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
— Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои
— На чём заостряет внимание?
Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне
— Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.
— Какие эмоции автора выражены в тексте?
Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву.
— Как выражено отношение автора к изображаемому?
Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Автор текста использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный . .. шорох» ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»), олицетворение ( «священный лес», « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» — «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» — «начинает хлестать красная, горячая кровь»).
Памятка для школьника.
Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Например: Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в жизнь входить каждый человек должен «с благоговейным трепетом», «как в священный лес», тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.
Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов
Ключевые вопросы урока:
— Что такое аргументация?
— Каковы основные виды аргументов?
Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.
Памятка для школьника
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
-
тезис (положение, которое надо доказать);
-
аргументация (доказательства, доводы);
-
вывод (общий итог).
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Аргументы «за» должны быть:
— правдивыми, опираться на авторитетные источники;
— доступными, простыми, понятными;
— отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчёркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).
Памятка для школьника
Типы аргументов
-
Естественные доказательства.
-
В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек.
-
В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения.
-
Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости.
-
Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста.
-
К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях ЕГЭ.
-
Материал для аргументации
Иван Ильин
У врат
26. О Божией ткани
Вчера зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.
«Мой отец, знаете, был очень добрый человек. Он давно уже скончался, но как вспомнишь его , так на душе тепло и светло сделается. Он был, понимаете, портной; хороший портной, мастер своего дела; так умел построить костюм, что просто заглядение. К нему из соседних городов франты приезжали и всегда бывали очень довольны: так – посмотришь, будто нет ничего особенного, а приглядишься – ну просто художество. И всегда обо всех людях болел. Сам шьёт, что-то грустное напевает, а потом вдруг скажет: «Нехорошо вчера соседи Митревну изобидели, зря , все виноваты перед ней»; или : « Петру –то Сергеевичу в праздник надеть нечего, надо бы ему справить»… И опять шьёт.
Бывало, разволнуется и начнёт мне о «ткани» рассказывать; а он никогда не говорил «матерьял» или «сукно», а всегда «ткань». «Присмотрись, — говорит,- Николаша, к людям. Ведь мы все одна ткань. Вот, гляди, каждая нитка к другой приникла и держит её; все сплелись друг с другом, все вместе к единству сведены. Вот выдерни из этого суконца одну нитку, и всю ткань повредишь. Если только одна ниточка не удалась, сплоховала, истончилась или порвалась, так весь кусок выходит в брак. Ни один хороший мастер этакую больную ткань не возьмёт, ни один заказчик и смотреть на неё не станет. Так и гляди, выбирая, чтобы не промахнуться, чтобы больной ткани и в заводе у меня не было.
Вот и с людьми так же. Мир от Господа так устроен, что мы все — одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думаю: «Что мне до него, когда мне самому хорошо»… А на самом-то деле не так. Если одному которому – нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повёртываются: не доверяют, подозревают, обижают, ссорятся. И все чувствуют, что это от него идёт и на него за это раздражаются. И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорей чинить дыру; а никто за это не берётся: «Мне, — говорят, — какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё растёт – и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – общая»…
А ещё отец так говаривал. «Ведь это и в хозяйстве так. Бедный человек не одному себе беден, а всем. Нищий человек не у себя просит, а других тревожит, о муку своей говорит, язву свою обнажает. Где беда, там общая беда; где голод, там всем хлеб горек. Безработный не один скитается, мы все им заболели. Всё равно как зуб заболит; заболит – и весь человек в смятении.. Несостоятельный человек, неудачник или пьяница – он свою беду во все стороны излучает, всех задевает, всех бременит. И опять вся ткань испорчена; и надо как можно скорее чинить, помогать, дыру заделывать. Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут».
Сердечнейший человек, знаете, был отец. И помогал всем, везде, где только мог. «Я, — говорил, — починкою был занят, дырку заштопал». И так, бывало, делал: собирает отрезки от всех сукон и костюмов, иной раз прямо выпросит остаточек у заказчика и подбирает; вертит, лицует. Составляет, подгоняет; очень ловко… И потом шить начнёт. И уж тогда весёлые песни поёт. Глядишь – жилет построил; или брюки. А иногда и целый костюм подберёт; завернёт аккуратно в платок и снесёт бедняку. И тому запретит рассказывать: этого, говорит, никому не надо знать; молчи, и всё. И только мы в семье понимали, что происходит. А уж любили его, как редко кого. И за советом приходили, и просто поплакать.
Нет, знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил.
Сами прокормитесь. Какое наследство… Вот что о ткани говорил – это наследие. А как почуял смерть, позвал меня и сказал: «Ухожу, Николаша. Не грусти. Все мы – нити в ткани Божией; и пока живём на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот мы – нити его и по смерти призваны врасти в него. Помни о нём. Это ткань Божия. Береги её в земной жизни: каждую нитку крепи, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чём оно вздохнёт, то и делай. И всё будет хорошо»…
Вот и кажется мне, знаете, что он прав был. Все мы – одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта»…
В.Вересаев. Всю жизнь отдала
Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
— Лёвочка, нам тут сходить.
Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сердито сказала:
— Куда ты, мальчик, лезешь?
Мать в негодовании вскричала:
— Как вы смеете ребёнка толкать?!
Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
— Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать! Он идёт, — скажите пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа!.. Растите хулиганов, эгоистов!..
Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.
Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
— Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный, не плачь!
Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:
— Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.
Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:
-Эх, меня не было! Я бы ему ответил!
Она с гордостью возразила:
— Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая.
Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою.
— Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад «Золотой ярлык»… Кушай шоколад.
Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.
— Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе разверну.
Отец сказал просительным голосом:
— Лёвочка, дай мне кусочек шоколада!
— Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь?
Мальчик молчал, капризно нахмурившись.
— Ты, наверно, ещё не успокоился?
Мальчик подумал и ответил:
— Я ещё не успокоился.
— Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.
Через двадцать лет. Эта самая дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.
Трудную жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала:
— А я ему всю жизнь отдала!
Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…
— А я ему всю жизнь отдала!..
Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста, приученного ею думать только о себе.
Написание сочинения
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Примерное сочинение
Автор текста В.Вересаев размышляет о смысле жизни. Он стремится донести до читателя мысль о том, что «в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».
Основная мысль текста заключается в том, что отсутствие гармонии
в жизни – причина всех жизненных неурядиц.
Обратив наше внимание на трепетное отношение туземцев к «священному лесу» («не позволяют себе сорвать ни листочка»), он подчёркивает бесцеремонное вмешательство «подвыпивших моряков» в девственную природу.
Отношение к святыне у чужеземцев бездумное, а потому жестокое.
Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить звучание своих раздумий. Это эпитеты («судорожный . .. шорох» ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом», «священный лес»), олицетворения ( « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», « деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» — «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» — «начинает хлестать красная, горячая кровь»).
Позиция автора выражена явно: чтобы не разучиться улыбаться, быть счастливыми, надо нести в мир добро.
Великий русский философ И. Ильин словно вторит автору текста, утверждая, что
« все мы – одна ткань». Если одному из нас плохо, то и другим так или иначе живётся нехорошо, но люди этого не понимают, потому что «глупы и близоруки». Вот если бы с молоком матери учили людей входить в жизнь « с благоговейным трепетом», то всем стало бы понятно, что «жизнь – это такой же священный лес». К сожалению, это «сложно» бывает осознать ( об этом В.Вересаев говорит уже в другом своем рассказе «Всю жизнь отдала») — и отдают они всю жизнь « на выращивание холодного эгоиста», «приученного думать» лишь о себе.
Я же хочу выразить полное согласие с автором: в жизнь надо входить « с благоговейным трепетом» и быть добрыми и милосердными.
Литература:
1.Иван Ильин. Книга раздумий и тихих созерцаний: — М. «Альта-Принт», 2005.
2.Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы/Сост., вступ.ст. коммент. Ю.Фохт-Бабушкина. – М.: Республика, 1999.
3.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.