Планирование по литературе. 5 класс
Тема урока | Деятельность учащихся | Диагностика | Задание для самостоятельной подготовки учащихся | Корректировка
| |||
читательская | литературоведческая | коммуникативно-речевая | |||||
Первый урок волшебства | |||||||
1 | Словесное искусство. «Варяг». Русская народная песня литературного происхождения. | Народная песня. «Варяг». | Поэтическое слово Художественный образ Художественный вымысел Художественный мир Литература Жизнеподобие Фантастика Художественная условность | Интерпретация текста |
| с.6-14, прочитать, ответить на вопросы |
|
2 | Читательская лаборатория. Как научиться работать с учебной статьей. |
|
| Составление плана статьи | Практикум | Пересказ статьи по плану |
|
Второй урок волшебства | |||||||
3 | Фольклор как вид словесности. Обрядовая поэзия. | Веснянка Колядки | Фольклор Общенародный идеал Фольклорные жанры Обрядовая песня Переносное значение | Конспектирование статьи |
| с.17-28, прочитать, ответить на вопросы |
|
4 | Детский фольклор и его основные жанры. Контрольное тестирование за курс начальной школы. | «Барабек» «Дженни» «В гостях у королевы» «Три мудреца» «Честное слово» «Королевский поход» «Сказка о старушке» «Скрюченная песенка» Пестушки Потешки Дразнилки Считалки Заклички Небылицы | Пестушки Потешки Дразнилки Считалки Заклички Небылицы | Выразительное чтение | Контрольное тестирование | с.29-41, прочитать, ответить на вопросы, сочинить считалку |
|
5 | Русские народные загадки, пословицы, поговорки. | Пословицы и поговорки Загадки | Загадка Пословица Поговорка Сравнение | Интерпретация текста |
| с.42-46, прочитать, ответить на вопросы |
|
6 | Читательская лаборатория. Как научиться читать текст художественного произведения. |
| Эпитет Гипербола | Конспектирование статьи | Практикум | с.46-50, записи в тетради |
|
7 | Фольклорная сказка как жанр. |
| Сказка Виды сказок Присказка Зачин Концовка Завязка Развязка Контраст | Конспектирование статьи |
| с.51-54, прочитать, привести примеры разных видов сказок |
|
8 | Волшебная сказка. «Иван-царевич и Серый волк». | «Иван-царевич и Серый волк» | Волшебная сказка | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.55-63, прочитать, пересказать |
|
9 | Художественные особенности волшебной сказки. «Бой на Калиновом мосту». | «Бой на Калиновом мосту». |
| Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.63-71, прочитать, пересказать |
|
10 | Сказки о животных. «Лиса и козел». | «Лиса и козел» | Сказки о животных | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.72-73, прочитать, ответить на вопросы, сделать иллюстрацию |
|
11 | НРК. Творческий практикум. Самостоятельное сочинение сказки. М.Н. Ястребов «Сказка о счастии». | М.Н. Ястребов «Сказка о счастии». | Жанр сказки |
| Практикум | Составить план ответа |
|
12 | Сказки братьев Гримм. «Белоснежка». | «Белоснежка» |
| Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.74-86, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
13 | Сказки, собранные братьями Гримм. «Шесть лебедей». Немецкая народная сказка. | «Шесть лебедей» |
| Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.87-93, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
14 | НРК. Творческая мастерская. Как рождается сказка. Жизнь и творчество Леры Авербах. |
| Жанр сказки | Составление плана статьи | Творческая мастерская | Сочинить свою сказку |
|
15 | Народная баллада. «Ворон к ворону летит». Шотландская народная баллада. | «Ворон к ворону летит» | Народная баллада Типы народных баллад Ритм Интонация Логическое ударение Пейзажный зачин Пейзажная концовка | Конспектирование статьи |
| с.94-99, прочитать, подготовить выразительное чтение баллады |
|
16 | Английская народная «разбойничья» баллада «Посещение Робин Гудом Ноттингама». | «Посещение Робин Гудом Ноттингама» | Эпизод | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.99-102, прочитать, ответить на вопросы |
|
17 | Русская народная баллада. «Черный ворон». «Аника-воин». «Кочегар». | «Черный ворон». «Аника-воин». «Кочегар». | Тема Эпитет | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.102-109, прочитать, ответить на вопросы |
|
18 | Читательская лаборатория. Как научиться отвечать на вопросы. |
|
| Составить план статьи |
| с.110-114, пересказ статьи по плану |
|
Третий урок волшебства | |||||||
19 | Литература как вид искусства. Роды и жанры литературы. |
| Литература Роды литературы Эпос Лирика Лироэпика Драма Жанры литературы | Конспектирование статьи |
| с.115-121, прочитать, записи в тетради |
|
20 | Литературная сказка как жанр. Фольклорные традиции в авторских сказках.
|
| Литературная сказка Конфликт Композиция Отличие литературной сказки от фольклорной | Интерпретация текста Сопоставительный анализ |
| с.122-124, прочитать, пересказать статью |
|
21 | Вильгельм Гауф. «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. | Вильгельм Гауф. «Карлик Нос». | Литературная сказка Фантастика Тема Ирония | Интерпретация текста |
| с.124-157, прочитать, пересказать |
|
22 | Вильгельм Гауф. «Карлик Нос». Характеры Якоба и Мими. | Вильгельм Гауф. «Карлик Нос». | Характеристика персонажа | Сравнительная характеристика героев произведения |
| с.124-157, ответить на вопросы |
|
23 | П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Литературная обработка фольклорных сюжетов. | П.П. Ершов «Конек — горбунок» | Стихотворная сказка |
|
| с.157-200, выразительное чтение |
|
24 | П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Нравственная проблематика сказки. | П.П. Ершов «Конек — горбунок» | Нравственная проблематика Аллегория | Комментированное чтение |
| с.201-236, прочитать, ответить на вопросы |
|
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Характер персонажа Сравнение Образ повествователя | Сопоставительный анализ |
| с.237-256, прочитать, ответить на вопросы |
|
26 | НРК. Р.А. Дышаленкова. «Пушкинская собеседница». | Р.А. Дышаленкова «Пушкинская собеседница» | Характер героя | Интерпретация текста |
| Выразительное чтение, план ответа на вопрос |
|
27 | Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Спящая царевна». | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». | Сюжет Литературная обработка | Анализ самостоятельно прочитанного произведения | Внеклассное чтение | Выразительное чтение |
|
28 | Х. К. Андерсен. «Дикие лебеди». Тема любви и красоты в сказке. | Х. К. Андерсен. «Дикие лебеди» | Тема Образы природы Роль образов природы Образ повествователя | Сопоставительный анализ |
| с.256-277, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
29 | Читательская лаборатория. Как научиться сопоставлять два произведения. |
| Сюжет Авторская позиция | Конспектирование статьи | Практикум | с.278-282, прочитать, записи в тетради |
|
30 | Сопоставление сказки Андерсена «Дикие лебеди» с народной сказкой «Шесть лебедей». | «Шесть лебедей» Х. К. Андерсен. «Дикие лебеди» |
| Сопоставительный анализ | Практикум | Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и народной сказки «Белоснежка» |
|
31 | Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». | Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». | Анималистическое произведение Фантастика Характер Идея Основная мысль | Интерпретация текста |
| с.282-298, прочитать, пересказать |
|
32 | Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». Человек и природа в сказке. | Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». | Смысл названия | Сопоставительный анализ |
| с.282-298, ответить на вопросы |
|
33 | А. Н. Толстой. «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. | А. Н. Толстой. «Иван да Марья». | Авторская позиция | Интерпретация текста |
| с.298-303, выразительное чтение, ответить на вопросы |
|
34 | Б. В. Шергин. «Шиш показывает барину нужду».
| Б. В. Шергин. «Шиш показывает барину нужду» | Язык произведения | Интерпретация текста |
| с.303-306, выразительное чтение сказки, выписать пословицы и поговорки |
|
35 | В мастерской художника слова. Писатели- сказочники. |
| Литературная обработка Сатира | Конспектирование статьи |
| с.306-308, составить план |
|
36 | Самостоятельное сочинение сказки о животных или о растениях. |
|
| Создание сказки | Творческая мастерская | Закончить работу по созданию сказки |
|
37 | Басня как эпический литературный жанр. |
| Басня Аллегория Мораль Народность | Конспектирование статьи |
| II часть, с. 3-5, записи в тетради |
|
38 | Эзоп. Прозаическая басня. | Эзоп. «Жук и муравей», «Два горшка», «Крестьянин и его сыновья», «Лисица и виноград». | Прозаическая басня
| Интерпретация текста |
| с.6-7, выразительное чтение |
|
39 | Жан Лафонтен. «Похороны львицы». Ф. А. Эмин. «Голубь и ястреб». Прозаическая и стихотворная басни. | Жан Лафонтен. «Похороны львицы». Ф. А. Эмин. «Голубь и ястреб» | Басня Аллегория Мораль Народность | Интерпретация текста |
| с.7-10, выразительное чтение |
|
40 | И. А. Крылов. Басня «Волк и ягненок». Характеры в баснях И.А. Крылова. | И. А. Крылов. «Волк и ягненок» | Сатира | Интерпретация текста |
| с.10-12, выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы |
|
41 | И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне» как отклик на события войны 1812 года. | И. А. Крылов. «Волк на псарне» | Историческая основа басни Характер | Интерпретация текста Выразительное чтение |
| с.12-13, выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы |
|
42 | Мастерство И.А. Крылова-баснописца. | Басни И. А. Крылова |
| Выразительное чтение |
| Выучить наизусть басню И. А. Крылова (на выбор) |
|
43 | С. В. Михалков. «Две подруги», «Слон-живописец». | С. В. Михалков. «Две подруги», «Слон-живописец» | Басенная традиция | Интерпретация текста Выразительное чтение |
| с.14-17, выразительное чтение, ответить на вопросы |
|
44 | Внеклассное чтение. М.М. Херасков, А.А. Ржевский, Д.И. Фонвизин, А.Е. Измайлов, И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин. Басни. | М.М. Херасков. «Две собаки». В.А. Озеров. «Волки и овцы». А.А. Ржевский. «Волк-откупщик». Д.И. Фонвизин. «Лисица-казнодей». А.Е. Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.И. Дмитриев. «Муха». В.Л. Пушкин. «Лев больной и лисица». |
| Анализ самостоятельно прочитанного произведения | Внеклассное чтение
| Выразительное чтение |
|
45 | В мастерской художника слова. Секреты создания басни. |
| Жанровые особенности басни | Составить план статьи | Творческая мастерская | Сочинить басню |
|
46 | Новелла как эпический жанр. Э. А. По. Новелла «Лягушонок». | Э. А. По. «Лягушонок» | Рассказ Новелла Жанровые особенности Образ повествователя Ирония | Конспектирование статьи Интерпретация текста |
| с.21-36, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
47 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Основной конфликт новеллы. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Герой рассказа Конфликт | Сопоставительный анализ |
| с.36-54, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
48 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Антитеза | Сопоставительный анализ |
| с.54-68, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
49 | НРК. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Нравственные ценности в новелле. Р. А. Дышаленкова «Уральские камешки». | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Р. А. Дышаленкова «Уральские камешки» | Отзыв | Характеристика персонажа | Творческая мастерская | Написать сочинение «Жилин и Костылин- два разных характера, две разные судьбы» |
|
50 | А. И. Куприн. Новелла «Ю-Ю». Человек и природа. Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Муму». | А. И. Куприн. «Ю-Ю» И. С. Тургенев. «Муму». | Анималистическая новелла | Интерпретация текста | Внеклассное чтение | с.69-86, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
51 | Б. С. Житков. Новелла «Механик Салерно». | Б. С. Житков. «Механик Салерно» | Начальное представление о «коллективном» герое. | Интерпретация текста |
| с.86-114, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
52 | В. П. Астафьев. Новелла «Васюткино озеро». Становление характера Васютки. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» | Характер героя | Интерпретация текста |
| с.114-145, прочитать, пересказать |
|
53 | В. П. Астафьев. Новелла «Васюткино озеро». Тема человека и природы в новелле. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» | Смысл названия Проблематика | Интерпретация текста |
| с.114-145, ответить на вопросы |
|
54 | Читательская лаборатория. Как пересказать эпизод художественного произведения. Особенности новеллы. |
| Эпизод | План статьи | Практикум | с.146-154, прочитать, ответить на вопросы |
|
55 | Литературный очерк. Дж. Конрад. «Тремолино». | Дж. Конрад. «Тремолино» | Очерк Документальная проза Тема Идея | Интерпретация текста |
| с.155-185, прочитать, пересказать, ответить на вопросы |
|
56 | К. Г. Паустовский. «Мещорская сторона». В мастерской художника слова. Писатели-очеркисты. | К. Г. Паустовский. «Мещорская сторона» | Роль пейзажа | Интерпретация текста
| Творческая мастерская | с. 185-190, прочитать, создать очерк на основе личных впечатлений |
|
Четвертый урок волшебства | |||||||
57 | НРК. Лирика как род литературы. А.Б. Горская «Улица Пушкина». | А.Б. Горская «Улица Пушкина». | Лирика как род литературы Художественный мир лирического произведения Лирический герой Разновидности лирики | Анализ изобразительно — выразительных средств. |
| с.191-193, прочитать, составить план |
|
58 | НРК. А. К. Толстой. Стихи. Н.И. Година. «Снег». | А. К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…». Н.И. Година. «Снег». | Рифма Логическое ударение | Анализ изобразительно — выразительных средств. |
| с.193-194, выразительное чтение наизусть |
|
59 | Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Чудная картина…» Ф.И.Тютчев. Стихи. | А. А. Фет. «Чудная картина…» Ф.И.Тютчев. Стихи. | Ритм Эпитет Метафора Олицетворение Аллегория | Анализ изобразительно — выразительных средств. | Внеклассное чтение | Выразительное чтение наизусть стихотворений Фета и Тютчева (на выбор) |
|
60 | НРК. Внеклассное чтение. Поэтический мир А. А. Ахматовой, Ю. П. Кузнецова, Л.К. Татьяничевой. | А. А. Ахматова. «По той дороге, где Донской…». Ю. П. Кузнецов. «Завижу ли облако в небе высоком…». Л. К. Татьяничева. Стихи. |
| Анализ самостоятельно прочитанного произведения | Внеклассное чтение | Выразительное чтение наизусть стихотворений Ахматовой, Кузнецова и Татьяничевой (на выбор) |
|
61 | Литературная баллада как лироэпический жанр. В. А. Жуковский. «Лесной царь», «Суд Божий над епископом». | В. А. Жуковский. «Лесной царь», «Суд Божий над епископом» | Лироэпика Баллада Художественный перевод | Конспектирование статьи Интерпретация текста |
| с.167-208, прочитать, ответить на вопросы |
|
62 | М. Ю. Лермонтов. «Перчатка». «Бородино». Историческая основа баллады. | М. Ю. Лермонтов. «Перчатка», «Бородино»
| Характер Конфликт Звукопись Сравнение Образ повествователя | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.208-214 прочитать, ответить на вопросы, выучить наизусть балладу «Бородино» |
|
63 | Д. Б. Кедрин. Баллада «Зодчие». | Д. Б. Кедрин. «Зодчие» | Лирический повествователь Конфликт | Выразительное чтение Интерпретация текста |
| с.215-221, прочитать, ответить на вопросы |
|
64 | Читательская лаборатория. О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении. |
|
| Конспектирование статьи | Практикум | с.221-223, прочитать, записи в тетради |
|
Пятый урок волшебства | |||||||
65 | Драма как род литературы. Т. Г. Габбе. Пьеса-сказка «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах». | Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» | Драма Пьеса Система образов | Выразительное чтение по ролям Интерпретация текста |
| с.227-276, прочитать, пересказать |
|
66 | Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах». Образы двух горбунов в драме. | Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» | Антитеза Юмор Сатира | Выразительное чтение по ролям Интерпретация текста |
| с.276-318, прочитать, ответить на вопросы |
|
67 | В мастерской художника слова. Что такое сценарий? |
| Сценарий Реплика Ремарка Декорации | Создание сценария | Творческая мастерская | с.318-320, прочитать, закончить сценарий |
|
68 | Читательская лаборатория. Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения. |
| Значение имени персонажа Портрет персонажа История жизни героя Речь героя Авторская характеристика героя | Конспектирование статьи | Практикум | с.321-325, прочитать, составить план характеристики персонажа |
|
Повторение | |||||||
69 | Читательская лаборатория. Учимся пользоваться интернет- ресурсами. Повторение изученного в 5 классе. |
|
| Анализ и оценка изученного | Практикум | с.326-327, составить список полезных ресурсов, подготовиться к конференции |
|
70 | Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература. |
|
| Презентация результатов. |
| Чтение произведений из списка литературы на лето |
|