Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» имени Баки Урманче
Рабочая программа по литературе для 5 класса (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Набиева Светлана Ирековна
г. Нижнекамск
2013
Рабочая программа
по литературе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. №1089).
-
Примерная программа по литературе основного общего образования (базовый уровень) с учетом программы по литературе для 5 класса под редакцией авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.
-
Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, 70 часов в год.
Цели и задачи учебного курса:
— формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
— осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
— осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
— овладеть знаниями и умениями аналитического характера и темами, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
— использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Гимназический компонент
Изучение предмета «Литература» ведется по программе для русскоязычных школ и ориентируется на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования для русскоязычных школ, что и является гимназическим компонентом (на основании приказа по МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче № 245/1 от 24.08.2012 «Об изучении предметов «Русский язык» и «Литература» в 2012-2013 учебном году)
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Кол-во часов на развитие речи | Кол-во часов на внеклассное чтение | Количество контрольных сочинений | ||
классных | домашних | ||||
Введение | 1 |
|
|
|
|
Устное народное творчество | 6 |
| 1 |
|
|
Из древнерусской литературы. | 1 |
|
|
|
|
Из русской литературы XVIII века | 1 |
|
|
|
|
Из русской литературы XIX века. | 32 | 6 | 2 | 1 | 1 |
Из русской литературы XX века. | 23 | 3 | 1 | 1 |
|
Зарубежная литература. | 6 |
|
|
|
|
Всего | 70 | 9 | 4 | 2 | 1 |
Содержание программы
Введение (1ч).
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.
Устное народное творчество (6ч).
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
Русские народные сказки.
«Царевна — лягушка». «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Сказки о животных. « Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
Из Древнерусской литературы (1ч).
Связь литературы с фольклором. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Из литературы 18 века (1ч).
М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»
Из литературы 19 века (32ч).
И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне».
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
В. А. Жуковский.
«Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.
А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.
М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. «Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
А.А. Фет
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.
И. С. Тургенев. «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
А. П. Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»; А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро» ).
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. (Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь..», «Есть в осени первоначальной..» А.Н Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима»)
Из русской литературы 20 века (23ч).
И. Бунин «Косцы».
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа
в повести.
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
А.П. Платонов «Никита».
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.
Дети и война. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев «Аленушка». С. Есенин. «Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»
С. Черный. «Кавказский пленник »
Из зарубежной литературы (6ч).
Стивенсон. «Вересковый мед».
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
Г. X. Андерсен. «Снежная королева».
Ж. Санд. «О чем говорят цветы?»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Лондон. «Сказания о Кише».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 5 класса учащиеся должны
знать/ понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста,
-
составлять тезисы и план прочитанного;
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учебно-методический комплект
Литература. 5 кл.: учеб. — хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
-
Интернет-ресурсы: http://www.radostmoya.ru/project/moi_zhivoi_zhurnal/(«Мой живой журнал»), http://www.drofa.ru/, http://www.gumfak.ru/ и др.
-
www.school.edu.ru — «Российский общеобразовательный портал».
-
http://www.mega.km.ru/ — Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-
http://www.schools.tehno.ru/ — Образовательный сервер «Школы в Интернете»
-
Занимательная педагогика. Игры, упражнения, рекомендации учителям…Большая перемена — интернет-газета (совместный проект Министерства образования РФ и информационного агентства «Прайм-ТАСС», цель которого — информационная поддержка модернизации и развития системы российского образования) (www.newseducation.ru)
-
Первое сентября — газета (ps.1september.ru)
-
Учительская газета (www.ug.ru)
-
Практический журнал для учителя и администрации школы (pj.folium.ru/)
-
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена ege.edu.ru
-
http://www.slovari.ru/ Словарь Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ
-
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
-
Семантический словарь под общей ред. Н. Ю. Шведовой
-
Новый словарь иностранных слов Захаренко Е. Н., Комаровой Л. Н., Нечаевой И. В.
-
Словарь языка Пушкина отв. ред. В. В. Виноградов
-
Словарь языка Достоевского гл. ред. Ю.Н. Караулов
-
Словари русской поэзии Серебряного Века
-
Словарь неологизмов Игоря-Северянина
-
Словарь эпитетов Ивана Бунина
Календарно-тематический план (70 часов)
Тема урока | Количество часов
| Планируемые результаты освоения материала
| План | Дата
Факт | |
1 | Введение. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников. | 1 | Знать о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии. Уметь пользоваться учебником. Развитие навыков ведения дискуссии |
|
|
2 | Устное народное творчество Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; Уметь определять жанр произведения. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок |
|
|
3 | Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. «Царевна-лягушка» — сказка о мудрости и красоте Волшебная сказка героического содержания. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. | 1 | Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки. Уметь пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки. Развитие воображения и речи учащихся. |
|
|
4
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство героя. | 1 | Знать жанровые особенности волшебной сказки. Уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты. Развивать навыки художественного пересказа, выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
5 | Сказки о животных. « Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 | Знать отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. Уметь определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности. Развивать творческие способности, познавательную активность детей |
|
|
6 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.
| 1 | Развивать творческие способности, познавательную активность детей |
|
|
7 | Внеклассное чтение Мои любимые сказки. | 1 | Уметь определять особенности сказки. Знать содержание любимых сказок. |
|
|
8 | Из древнерусской литературы «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи | 1 | Знать определение понятия «летопись»; Уметь выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе. Уметь давать нравственную оценку поступкам героев летописей. Уметь находить незнакомые слова и определять их значения с помощью словарей и справочной литературы. Приобщение учащихся к культуре Древней Руси. |
|
|
9 | Из литературы XVIII века М.В.Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…» Понятие о юморе. | 1 | Знать некоторые факты из биографии: детство, годы учения. Уметь выразительно читать. Уметь находить в стих-ии юмористические элементы. |
|
|
10 | Из литературы XIX века Басня как литературный жанр. Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). |
| Знать роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова. Знать: историю создания басни, ее содержание. Уметь определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. |
|
|
11 | И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Инсценированное чтение | 1 | Знать, что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их; Уметь сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов |
|
|
12 | И.А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | 1 | Знать содержание басен Крылова и их моральный аспект. Уметь охарактеризовать эпоху Крылова. Уметь выразительно читать по ролям, наизусть. Уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Приобщение учащихся к истории России |
|
|
13 | Внеклассное чтение Басенный мир И.А.Крылова | 1 | Знать основные мотивы И.А.Крылова Уметь читать по ролям; инсценировать басни. |
|
|
14 | В.А.Жуковский: детство, начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 |
Знать историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной. Уметь выразительно читать и составлять план, кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям. Уметь создавать письменное оригинальное произведение |
|
|
15 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость героев баллады. | 1 | Знать особенности жанра баллады, содержание баллады. Уметь находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «баллада Знать содержание изученных произведений. Уметь воспринимать и выразительно читать балладу, рецензировать выразительное чтение одноклассников. |
|
|
16 | Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
| 1 | Знать содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки |
|
|
17
| В.М.Гаршин Человек обострённой совести. Сказка «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. | 1 | Знать сюжеты сказок, их отличительные особенности |
|
|
18
| А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
| 1 | Знать факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны. Понятие о лирическом послании. | |
|
19 2 чет | А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. | 1 | Уметь определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом. Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности | |
|
20
| Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добра и зла. Основные образы сказки. | 1 | Знать содержание и сюжет сказок. Уметь описывать и характеризовать центральные образы. Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос | |
|
21 | РР Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Основы стихосложения: рифма, ритм. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». | 1 | Знать содержание изученных произведений. Уметь проводить сравнительный анализ по заданным параметрам, уметь делать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. | |
|
22 | М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. «Бородино» | 1 | Знать факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова. Уметь определять композицию произведения. Воспитание уважения к великому прошлому России | |
|
23 | РР Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино». Образ старого солдата – участника сражения. | 1 | Знать содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки. Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сравнение», «метафора», «гипербола», «эпитет», «звукопись». Уметь наблюдать за развитием сюжета и поведением героев. Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен | |
|
24 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | 1 | Знать своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести. Уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста
|
|
|
25 | Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». | 1 | Знать особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического. Уметь составлять план и анализ эпизода по плану. Уметь анализировать реальные и фантастические эпизоды повести. |
|
|
26 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Знать черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении. Уметь воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Уметь находить эпитеты и сравнения. Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» |
|
|
27 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Знать об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым. Уметь выразительно читать текст, владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
|
|
|
28 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
| 1 | Знать содержание стихотворения; Уметь определять авторскую позицию |
|
|
29 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола. | 1 | Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа. Уметь определять тему и основную мысль художественного текста |
|
|
30 | И.С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | Знать об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие. Уметь определять тему и основную мысль художественного текста |
|
|
31 | И.С. Тургенев. «Муму». «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | Знать сюжет рассказа, понимать чувства и переживания Герасима; Уметь рассказывать о героях по плану ( с использованием цитирования). |
|
|
32 | РР Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие. Протест героя против рабских отношений. Классное сочинение. | 1 | Отражение истории России в литературе. Воспитывать уважение к себе. Уметь составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос. |
|
|
33 3 чет | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Понятие о параллелизме. РР Обучение выразительному чтению стихотворения. | 1 | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение |
|
|
34 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» — рассказ-быль. Понятие о сюжете. | 1 | Знать о творческом пути писателя, истории создания рассказа. Уметь: работать с текстом художественного произведения. |
|
|
35
| Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Р/Р. Сравнительная характеристика героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу.
| 1 | Знать приемы создания образа, понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характера действующих лиц; Понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста. Уметь отбирать материал для сопоставительного анализа героев.
|
|
|
36 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность национальной борьбы. Жилин и Дина. Картины природы в рассказе. | 1 | Знать роль пейзажных зарисовок в рассказе. Уметь работать с языком художественного произведения. Воспитание любви к слову. Уметь составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Воспитание толерантности |
|
|
37 | А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор. Понятие о речевой характеристике героев. | 1 | Знать проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев. Уметь читать по ролям, давать речевую характеристику герою. Уметь инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать |
|
|
38 | Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | Уметь определять такие приёмы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь весёлый смех, выразительность, яркость художественной детали, индивидуальность речи др. |
|
|
39 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образ весны и лета в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится..», «Весенние воды», А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро») Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 | Знать содержание рассказов. Уметь анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов. Воспитание любви к природе, Родине. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
40 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образ зимы и осени в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь..», «Есть в осени первоначальной..» А.Н Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима») | 1 | Знать стихотворения поэтов XIX века о природе. Уметь определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
41 | РР Образ русской природы в поэзии. ИВС: эпитет, метафора, сравнение. Основы стихосложения: рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | Знать тексты изученных произведений. Уметь находить ИВС. |
|
|
42 | Из русской литературы ХХ века И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы. Уметь отвечать на вопросы. Развитие навыков анализа стиля писателя |
|
|
43 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора. Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным
|
|
|
44 | В.Г.Короленко Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Контраст судеб героев повести. | 1 | Знать, как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении. Уметь читать и анализировать текст. Уметь сопоставлять персонажи и составлять план их сравнительной характеристики. |
|
|
45 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | Уметь давать развернутый ответ на один из проблемных вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)? 2) Почему у Маруси и Сони два разных детства? 3) Какой эпизод запомнился больше и почему? 4) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? |
|
|
46 | РР Глава «Кукла» — кульминация повести. «Два детства» Подготовка к сочинению. | 1 | Уметь давать нравственную оценку героям повести. РР Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным |
|
|
47 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | Знать особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина. Уметь читать и анализировать поэтический текст. Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
48 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | Знать особенности стиля Бажова. Уметь выразительно читать сказ ( в том числе и по ролям).Уметь пересказывать сказы Бажова. Развитие внимания к народному слову |
|
|
49 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «реальность» и «фантастика». Развивать познавательную активность и инициативу |
|
|
50 | Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | Знать особенности драматической сказки. Уметь читать произведение. Работать над развитием воображения, фантазии детей. Уметь создавать собственные иллюстрации к сказам. |
|
|
51 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки в рассказе. Доброта и сострадание. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Развивать познавательную активность и инициативу |
|
|
52 | К.Г.Паустовский. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь читать произведение. Работать над развитием воображения, фантазии детей
|
|
|
53 4 чет | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. | 1 | Знать своеобразие творчества писателя. Уметь выявлять фольклорные образы сказки, определять их художественные функции. |
|
|
54 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | Знать особенности драматической сказки, знать определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение. |
|
|
55 | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Знать сюжет сказки; Уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации. Уметь подбирать цитаты для характеристики героев пьесы-сказки. Уметь читать драматическое произведение. |
|
|
56 | А.П.Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в изображении героя | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы |
|
|
57 | А.П.Платонов Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык Платонова. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы. Уметь сопоставлять реальные и фантастические элементы рассказа. |
|
|
58 | В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения. Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Знать своеобразие творчества Астафьева. Уметь определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа |
|
|
59 | «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки. | 1 | Знать, как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении. Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях |
|
|
60 | РР Классное сочинение. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки. | 1 | Уметь работать с планом, писать сочинение |
|
|
61 | «Ради жизни па земле». Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | Уметь кратко рассказывать о поэтах, их военной биографии. Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений. Знать о раскрытии темы войны в поэзии. Уметь выразительно читать стихотворение ( в том числе и наизусть). |
|
|
62 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. (И.А.Бунин, С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо) | 1 | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
63 | РР Сопоставительный анализ стихотворений Д.Кедрина «Аленушка» и А. А. Прокофьева «Аленушка». | 1 | Уметь устно иллюстрировать картины, делать сопоставительный анализ. Создавать собственные иллюстрации к стихотворениям. |
|
|
64 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | Уметь кратко рассказывать о писателе. Знать, что такое юмор, подбирать из рассказов цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «юмор». |
|
|
65 | Из зарубежной литературы Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя. | 1 | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения Понимать, какие черты характера прославляет автор. Уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом мёде» Стивенсона. |
|
|
66 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.
| 1 | Знать факты биографии и творчества. Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада» |
|
|
67 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки. Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» |
|
|
68 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте. | 1 | Знать, как реализуется в художественном произведении тема красоты. Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества |
|
|
69 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя. | 1 | Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена. Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев. |
|
|
70 | Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя. Литература для летнего чтения. | 1 | Знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений. Уметь объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя. Понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе |
|
|