МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 10 класса
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
-
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Москва. Просвещение. 2010.
-
Региональный компонент стандарта общего образования.
-
Школьный компонент стандарта общего образования.
-
Закон об образовании РФ.
-
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребности личности в непрерывном совершенствовании и развитии своих творческих возможностей.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений, формируя потребность в общении с книгой. Особое внимание уделяется эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.
Этим целям и задачам подчинены структура и содержание программы курса 10 класса. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.
Программа курса литературы в 10 классе построена на историко-литературной основе.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода дает возможность обращения произведения к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие.
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы. Это позволяет познакомить учащихся с произведениями, показать их место в историко-литературном процессе.
Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.
По окончании 10 класса учащиеся должны уметь устно:
-
выразительно читать текст художественного произведения, комментировать чтение текста;
-
делать пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав, романа, стихотворения в прозе, пьесы и т.п.;
-
давать характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений;
-
готовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя и особенностях его произведений, анализ отрывка, устный комментарий прочитанного, уметь давать рецензию на произведение;
-
готовить доклад, сообщение;
-
свободно владеть монологической и диалогической речью;
уметь письменно:
-
составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, к фильму и т.д.;
-
создавать письменные сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений;
-
создавать свои оригинальные произведения (рассказы, эссе, очерки, стихотворения).
Домашнее задание является примерным и может подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушает требований СаНПина.
Используется программа по литературе (5-11 классы). Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Научный редактор: В.Я. Коровина.
Программа допущена Министерством образования и науки РФ, соответствует базисному учебному плану. (В кн.: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.)
Используемый учебник: Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
Используемое методическое пособие: Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
Учебных недель — 34.
Уроков в неделю — 3 ч.
Всего уроков — 102 ч.
Количество сочинений — 8.
Учебно-методическое обеспечение курса
-
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.
-
Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
-
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
-
Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.
-
Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.
Организация учебного процесса
-
Урок-лекция (вводный урок).
-
Урок-исследование.
-
Урок-дискуссия, развитие речи (монолог, диалог).
-
Урок-практикум (аналитическое чтение и обсуждение произведения).
-
Урок повторения и обобщения изученного.
-
Текущий и промежуточный контроль.
-
Уроки тестирования (подготовка к ЕГЭ по литературе).
Система контроля
-
План эпического произведения.
-
Пересказ (подробный, выборочный, сжатый).
-
Выразительное чтение наизусть.
-
Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
-
Словесное рисование.
-
Подробное описание (портрет, пейзаж, интерьер).
-
Характеристика героя произведения.
-
Сравнительная характеристика.
-
Сочинение-рассуждение (истолкование произведения).
-
Отзыв (эссе) о самостоятельно прочитанном произведении.
Годовой календарный график прохождения программы по литературе в Х классе
НЕДЕЛЯ | № УРОКА | ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ | |
I полугодие | |||
Сентябрь | 1 неделя
2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1 2 — 3 4 — 6 7 — 9 10 11 — 12 | Введение. Русская литература XIXвека А.С. Пушкин А.С.Пушкин М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь |
Октябрь | 5 неделя
6 неделя 7 неделя
8 неделя | 13 – 14 15 16 – 18 19 – 20 21 22 — 24 | Н.В. Гоголь Русская литература второй половины XIXвека И.А. Гончаров И.А. Гончаров А.Н. Островский А.Н. Островский |
Ноябрь | 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя | 25 – 27 28 – 30 31 – 33 34 – 35 36 | А.Н. Островский И.С. Тургенев И.С. Тургенев И.С. Тургенев Литература 60-х годов XIXвека |
Декабрь | 13 неделя
14 неделя
15 неделя 16 неделя | 37 – 38 39 40 41 42 43 – 45 46 — 48 | Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.А. Фет А.К. Толстой Н.А. Некрасов Н.А. Некрасов Н.А. Некрасов |
II полугодие | |||
Январь | 17 неделя 18 неделя 19 неделя | 49 – 51 52 – 54 55 – 57 | М.Е. Салтыков-Щедрин Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой |
Февраль | 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя | 58 – 60 61 – 63 64 – 66 67 – 69 | Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой |
Март | 24 неделя
25 неделя 26 неделя | 70 71 – 72 73 – 75 76 – 78 | Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский |
Апрель | 27 неделя 28 неделя
29 неделя
30 неделя | 79 – 81 82 83 – 84 85 86 – 87 88 – 90 | Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский Н.С. Лесков Н.С. Лесков А.П. Чехов А.П. Чехов |
Май | 31 неделя 32 неделя
33 неделя 34 неделя | 91 – 93 94 – 95 96 97 – 99 100 101 — 102 | А.П. Чехов К. Хетагуров Зарубежная литература Ги де Мопассан, Генрик Ибсен Артюр Рембо Итоговые занятия |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
(уч. Манцыгина Э.Г.)
-
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.
-
Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
-
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
-
Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.
-
Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.
СТРУКТУРА КУРСА
Модуль (глава) | Кол-во часов | |
1. | Введение | 1 |
2. | А.С. Пушкин | 5 |
3. | М.Ю. Лермонтов | 4 |
4. | Н.В. Гоголь | 4 |
5. | Русская литература. XIX век (вторая половина) | 1 |
6. | И.А. Гончаров | 5 |
7. | А.Н. Островский | 7 |
8. | И.С. Тургенев | 8 |
9. | Литература 60-х годов | 1 |
10. | Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой | 5 |
11. | Н.А. Некрасов | 7 |
12. | М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 |
13. | Л.Н. Толстой | 19 |
14. | Ф.М. Достоевский | 12 |
15. | Н.С. Лесков | 3 |
16. | А.П. Чехов | 8 |
17. | К. Хетагуров | 2 |
18. | Зарубежная литература | 5 |
19. | Итоговые занятия | 2 |
Количество часов по развитию речи | 9 | |
Общее количество часов | 102 | |
Количество часов в неделю | 3 |
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
1 | 1 | Введение Россия в первой и второй половине XIX века. Русская литература и русская история в XVIII—XIX веках. Общая характеристика литературы века | Русская литература и русская история в XVIII—XIX веках. Классицизм, сентиментализм и романтизм в литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения классики первой половины XIX века. Зарождение и развитие профессиональной литературной критики. | Углубление понятия «романтизм», «реализм», «сентиментализм»
| Составление тезисного плана по статье учебника «Россия в первой половине XIX века». | Знать общую характеристику русской литературы с точки зрения истории; уметь видеть значение русской литературы XIX века в развитии мирового литературного процесса; раскрыть пути становления реализма в русской литературе. |
|
|
| А.С. Пушкин |
|
|
|
|
|
1 | 2 | Личность поэта. Жизненный и творческий путь. | Личность поэта. Основные этапы творчества. Основные мотивы лирики. Утверждение высокого предназначения человека. Слияние личной и гражданской тем. Философская лирика, вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. («К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило», «Арион», «Подарок», «Я вас любил», «Анчар», «На холмах Грузии…» и др. | Углубление понятия «реализм». | Обучение монологическому ответу по тезисному плану. Обучение чтению лирических стихотворений. | Знать своеобразие пушкинской эпохи, в которой проходило становление поэта. Ответить на вопрос: В чем видит Пушкин предназначение поэта. Понять, что такое «философская лирика». Уметь выявлять в лирических стихотворениях подкупающую искренность, глубину и силу чувств поэта. Знать творческую историю произведений. Уметь выявлять художественные особенности. Знать композиционную роль пушкинского стиха. Давать развернутую характеристику главным героям |
|
1 | 3
| Основные мотивы лирики Пушкина. Творчество философская лирика, тема поэта и поэзии. |
|
| Активация лексики со значением романтического и реалистического ощущения и своеобразия лирических стихотворений (ритм, образ, символика поэтического слова) |
| |
2
| 4
| Лирика дружбы и любовная лирика.
|
|
|
| ||
Неделя | № | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание |
2 | 5 | Поэма «Медный всадник». Интерес А. С. Пушкина к русской истории. | Царь Петр. Его соратники. Проблема народа и власти. Композиция. Язык и особенности стиха. | Развитие понятия «народность литературы». | Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов. | Уметь определять значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Знать особенности стиха и языка. |
|
2 | 6 | «Маленькие трагедии». Моцарт и Сальери. | Нравственная проблема трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды, поступки героев. Позиция автора. | Углубление понятия «художественный образ-характер». | Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа. |
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов |
|
|
|
|
|
3 3 | 7 8 | Жизненный и творческий путь поэта. | Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление человеческого бытия, пафос вольности, любовь к Родине. («Нищий», «Я не увижусь пред тобой», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина» и др.) | Расширение понятия «лирический герой» | Овладение лексическими формулами со значением своеобразия художественных произведений М.Ю. Лермонтова. | Знать, как эпоха влияет на человеческие судьбы; характерные особенности стихов о поэте и поэзии; расширить знания о лирическом герое; уметь выявлять изобразительно-выразительные средства в авторском тексте, и использовать их в монологических ответах. |
|
3 | 9 | Лирика М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии. |
| Углубление понятия «романтизм». | Обучение художественному наизусть. |
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
4 | 10 | Философское содержание поэмы «Демон». | Романтические поэмы Лермонтова. Лермонтов и Байрон. Демон как типичный герой романтической поэмы. Трагедия Демона и Тамары. Поэма в живописи и музыке. |
| Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений. |
|
|
|
| Н.В. Гоголь |
|
|
|
|
|
4 | 11 | Очерк жизни и творчества писателя. «Эпоха Гоголя». | Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Жизнь и творчество писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе …» и «Миргород». Пьесы Гоголя. | Развитие понятия о литературном типе, сатире, литературной критике. | Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения. | Уметь соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (реализм); выявлять черты этого направления в произведении; знать основные факты жизни и творчества писателя. |
|
4 | 12 | «Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель», «Невский проспект». | Тема «маленького человека» в повести «Шинель». Роль повести в судьбах русской литературы. | Углубление понятий «литературный портрет», «интерьер», «пейзаж». | Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов. |
|
|
5 | 13 | «Миргород». Мировоззрение, авторское сознание и способы его выражения в идейном замысле. | История создания поэмы. Идейный замысел и композиция. Сюжет и лирические отступления. Роль первой главы в раскрытии идейного замысла. | Развитие понятия «юмор», «сатира». | Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты (… по точному наблюдению Гоголя, как верно заметил автор…, если обратить внимание на слова писателя.. и д.т.) | Знать, какое влияние оказало творчество Гоголя на литературу XIX века; уметь определять идейные позиции писателя. |
|
Неделя | № | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание |
5 | 14 | «Старосветские помещики». Изображение поместного дворянства. «Повесть о том …»
Pp. № 1. Творческая лаборатория сочинения.
| Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы.
Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя. | Развитие понятия «сатирический тип». | Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа.
Написание сочинения на литературную тему (темы сочинений в приложении примерных вариантов тем сочинений). | Знать приемы типизации, раскрыть значение авторского присутствия, морально-этических воззрений писателя.
Уметь построить письменное продуктивное высказывание; уметь цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы. |
|
|
| Русская литература второй половины XIX века |
|
|
|
|
|
5 | 15 | Русская литература второй половины XIX века (общий обзор). | Общая характеристика литературы второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Статьи Белинского о Пушкине, Лермонтове. Журнальная полемика. | Углубление понятия «критический реализм».
| Составление тезисного плана статьи учебника. Усвоение опорной литературоведческой лексики. Пополнение общественно-политической лексики. Аналитический рассказ о ведущих журналах России. | Знать основные направления в русской литературе XIX века; уметь давать характеристику критическому реализму как основному художественному методу литературы второй половины XIX века.
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| И.А. Гончаров |
|
|
|
|
|
6 | 16 | Краткая биография
| Основные этапы жизни И.А. Гончарова. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обрыв». | Понятие «трилогия». | Творческая работа по творчеству Гончарова (письменный ответ на вопрос учебника). | Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. |
|
6 | 17 | Обломов – сущность, характер, судьба Образ главного героя.
| Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. | Углубление понятия «художественный образ». | Овладение многообразием оценочных конструкций. | Уметь осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; владеть навыками работы с критической литературой;
|
|
6 | 18 | «Обломовщина» как социальное явление. | «Обломовщина» с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. |
| Использование изобразительных средств языка в монологической речи. |
|
|
7 | 19 | Роль второстепенных персонажей в романе. | Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. | Понятие «нарицательные образы — герои художественных произведений».
| Комментирование эпизодов, поведения литературных героев: выразительное чтение в связи с характеристикой одного из персонажей. Отработка лексической точности определений. | Уметь раскрывать роль второстепенных персонажей.
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
7 | 20
| Художественное мастерство Гончарова в романе (урок- исследование)
Рр. Творческая лаборатория сочинения. | Пейзаж и его функции в романе. Портрет как средство создания образа литературного героя. Интерьер в романе. Особенности речи героев.
Сочинения по творчеству И.А. Гончарова. Темы: 1. Смысловая, философская и поэтическая антитеза в романе «Обломов».
| Повторение и углубление понятий «пейзаж», «портрет», «интерьер». |
Обучающее сочинение на заданную тему. | Уметь работать в группах в форме коллективной творческой работы; формирование умения оценку работе; определение идейно-композиционной роли персонажей.
Формирование умения строить письменное продуктивное высказывание. |
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| А.Н. Островский |
|
|
|
|
|
7 | 21 | Жизнь и творчество великого русского драматурга. | Очерк жизни и творчества. Основные периоды творческой деятельности. «Темное царство» на полотнах русских художников и в первой комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся». А.Н. Островский – создатель русского национального театра. | Драма как род литературы. ратуры.
| Отработка экспрессивно- эмоциональных конструкций со значением первых впечатлений об авторе «Банкрота»). Построение аналитических ответов. | Знать основные этапы жизни и творчества великого драматурга; раскрыть роль Островского в развитии русского национального театра; уметь давать оценку событиям и фактам биографии. |
|
8 | 22 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | Жизненная основа драмы «Гроза». Знакомство с особенностями композиции и жанра. Обличение социальных порядков в пьесе «Гроза» как зеркало эпохи. | Понятие «драматургический конфликт». | Сочинение-миниатюра «В городе Калинове». Художественное чтение наизусть монолога Катерины («Почему люди не летают …»). | Знать творческую историю драмы «Гроза»; выделять тему, идею конфликт пьесы; знать особенности композиции и жанра. |
|
8 | 23 | Город Калинов и его обитатели. Духовная трагедия Катерины (д. I—IV) | Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». «Жестокие нравы» г. Калинова. | Понятие «реалистическая драма». | Наблюдение над своеобразием речи персонажей Островского. | Уметь характеризовать героев, сопоставлять их с целью выявления авторского отношения; делать сжатый, подробный, художественный пересказ с использованием оценочной лексики. |
|
8 | 24 | Катерина в борьбе за свои человеческие права (д. II—V). | Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Сила и слабость характера Катерины. | Речевая характеристика в драматическом произведении. | Комментирование эпизодов драмы. Аргументация оценочных суждений. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
9 | 25 | Обличение грубой силы и невежества как социального и психологического собственнического мира. (IV действие).
Pp. Работа над литературно-критической статьей. | Драма «Гроза» — приговор тирании и самодурству «темного царства». Обличение «хозяев жизни».
«Гроза» в русской критике. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве». А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». |
| Создание индивидуальных и сравнительных характеристик.
Отработать навыки конспектирования. Аналитический рассказ о судьбе «Грозы» в русской критике. |
Знать содержание критических статей, их общие и индивидуальные особенности; уметь применять цитаты в своих ответах. |
|
9 | 26 | Вн.чтение Драма «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. | Органическое слияние быта и психологического анализа в пьесе. Жизнь человека в дворянско-купеческой среде. Сюжет драмы. Лариса, трагедия ее судьбы в условиях провинциального быта. Образы Кнурова и Вожеватого. Трагедия Карандышева. Значение Островского в истории русского театра. | Углубление понятия «лейтмотив». | Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов драмы. Отработка точности словоупотребления при характеристики персонажа. | Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика, трагедия талантливой личности. Знать сценическую историю пьесы; уметь находить соотношения финальной сцены с христианским пониманием искушения. |
|
| |||||||
9 | 27 | Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница». |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| Pp. Творческая лаборатория. | Домашние сочинения по творчеству А.Н. Островского. Темы: 1. Смысл заглавия пьесы «Гроза»? 2. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах Островского. 3. Яркость, самобытность речевых характиристик в драмах А.Н. Островского. 4. Обличение самодурства, грубой силы и невежества в пьесах А.Н. Островского. 5. Женские образы в пьесах А.Н. Островского. 6. Роль ремарок в обрисовке характера Катерины. |
| Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. | Уметь строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы. |
|
|
| И.С. Тургенев |
|
|
|
|
|
10 | 28 | «Большое и благородное сердце». Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. | Рассказ о жизни И.С. Тургенева, раскрывающий мировоззрение и духовный облик писателя. «Записки охотника» – книга о народе. | Развитие понятия об очерке, рассказе, повести. | Развернутые Высказывания- впечатления с использованием эмоциональной лексики «видения» и «сопереживания». | Знать этапы биографии и творчества И.С. Тургенева; давать оценку «Запискам охотника» на основе личностного восприятия. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
10 | 29 | Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети». | Герои эпохи в изображении И.С. Тургенева. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. | Развитие понятия о романе. | Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления от романа «Отцы и дети». Работа над рецензией романа. | Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе; развивать навыки работы с текстами. |
|
10 | 30 | Смысл названия романа. Художественное своеобразие романа «Отцы и дети». | Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Своеобразие романа. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. | Углубление понятия «конфликт». | Аргументация оценочных суждений. Создание индивидуальных характеристик. | Знать социальные и психологические истоки конфликта двух поколений — «отцов» и «детей». |
|
11 | 31 | Взаимоотношения Базарова с Николаем и Павлом Кирсановыми. | Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. «Отцы» на страницах романа. | Углубление понятий «антитеза» и «диалог». | Отработка лексической точности контрастной характеристики. Овладение многообразием оценочных вводных конструкций. Комментированное чтение эпизодов. Монологические и диалогические высказывания. | Знать роль диалога, описания, повествования в открытом идеологическом конфликте между «отцами» и «детьми»; уметь выявлять авторское отношение к героям; делать художественный пересказ с использованием оценочной лексики. |
|
11 | 32 | Базаров и Одинцова. | Одиночество Базарова. Испытание любовью. Любовь как основной момент раскрытия характера героя. |
|
| ||
11 | 33 | Базаров и его родители. | Роль родителей в воспитании Базарова. Родители как «отцы» оппоненты Базарову? |
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
12 | 34 | Нигилизм и его последствия. | «Накипь нигилизма» в романе. Нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Это панацея от социальных болезней или болезнь века? | Понятие «философские позиции героев романа и автора». | Устный аргументированный ответ на заданные вопросы. Формирование оценочных суждений. | Знать характеристики нигилизма, данные в разных источниках; уметь сопоставлять взгляды Базарова и понятие нигилизма. |
|
12 | 35
| Е.В. Базаров – боец и мыслитель. Споры критиков вокруг романа.
Pp. Творческая лаборатория сочинения. | Превосходство Базарова над остальными героями. Роль кольцевой композиции в осмыслении характера Базарова. Д.И. Писарев. «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети», М.А. Антонович «Асмодеи нашего времени».
Темы сочинений по творчеству И.С. Тургенева: 1. Своеобразие народных портретов в «Записках охотника». 2. Взгляд автора на либеральное и демократическое начала русской жизни. 3. Явление «нового» героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». 4. Женские образы и женский вопрос в романах Тургенева. 5. «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг» (Писарев) | «Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа». | Овладение лексикой со значением своеобразия стиля писателя. Отработка навыков конспектирования.
Обучающее сочинение на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям. | Уметь давать оценку произведению на основе личного восприятия и осмысления особенностей языка художественной прозы.
Отработка навыков письменного продуктивного высказывания. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
12 | 36 | Литература 60-х годов XIX века. Общий обзор. | Поэзия и проза 60-х годов XIX века. Беллетристы-разночинцы. Общая характеристика литературного процесса. |
| Обучение конспектированию и составлению тезисов. | Совершенствовать навыки конспектирования. |
|
13 | 37 | Ф.И. Тютчев. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. | Этапы биографии и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. | Развитие понятия «концепция». | Обучение чтению лирических стихотворений. |
|
|
13 | 38 | Любовная, философская лирика Ф.И. Тютчева. | Любовь как «поединок роковой». Драматические переживания. Ритмическое богатство стиха. («Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «Я встретил вас — и все былое…», «Чему бы жизнь нас не учила…»). |
| Овладение приемами эмоционально-образной выразительности чтения. Практическое овладение ритмом, интонацией стихотворения. | Знать особенности любовной, философской и лирики природы. владеть навыком анализа лирических стихотворений; уметь выразительно читать наизусть. |
|
13 | 39 | А.А. Фет. Этапы биографии и творчества. | Жизнь и творчество А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. | Развитие понятий «эпитет», «сравнение», «гипербола», «лирический герой». | Работа над изобразительно-выразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д.). | Знать этапы биографии А.А. Фета, основные темы и мотивы лирики. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
14 | 40 | Лирика А.А. Фета. | Метафоричность поэзии А.А.Фета. Музыкальность, мелодичность стиха. |
| Активизация лексики со значением своеобразия лирических стихотворений (ритм, образ, символика и т.д.). | Уметь выявлять характерные особенности лирики А.А. Фета. Тяга к импрессионизму, метафоричность, психологизм. |
|
14 | 41 | А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.
Pp. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого | Особенности стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».
Ритмическое богатство лирики. Разнообразие лексики. Богатство изобразительно-выразительных средств поэтического языка А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого. | Углубление понятия «фольклор» и «романтическая традиция». |
Письменный анализ с использованием приемов сравнения изобразительных средств поэтов. |
|
|
|
| Н.А. Некрасов |
|
|
|
|
|
14 | 42 | Некрасов – поэт и гражданин. Жизненный и творческий путь поэта. | Н. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». | Развитие понятия о народности литературы. | Развернутые высказывания-впечатления с использованием эмоциональной лексики. | Знать биографию и творческий стиль писателя; разнообразие тематики в лирике Некрасова; уметь включать в аналитический рассказ цитирование наизусть. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
15 | 43 | Основные темы и идеи лирики Некрасова. | Гражданственность и народность лирики. Обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Идеал гражданина и общественного деятеля («Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова» и др.) |
| Совершенствование навыков полемического высказывания с использованием субъективно-оценочной лексики. Комментированное чтение лирики и глав поэмы. |
|
|
15 | 44 | Авторский замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | Горькая доля народа пореформенной России. Отражение в поэме социальных противоречий эпохи. Композиция поэмы. Путешествие как прием организации повествования. |
| Анализ изобразительно-выразительных средств поэмы Некрасова. Развитие понятия «композиция». | Знать, как отразилась социальная трагедия крестьянства в поэме Некрасова; раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства; уметь выявлять художественные особенности лирики и поэмы Н. Некрасова; формирование оценочных суждений с использованием эмоционально-экспрессивной лексики. |
|
15 | 45 | Мастерство изображения жизни России.
Многообразие крестьянских типов. Осуждение покорности и раболепия. | Сатирические портреты помещиков. Русь народная и Русь помещичья.
«Люди холопского звания» и «народные заступники». Народ в споре о грехе. |
| Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия некрасовского стиля. Наблюдение над элементами народной речи в языке поэмы. |
| |
16 | 46 | Григорий Добросклонов – народный заступник. | Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэма как эпопея народной жизни. | Углубление понятия «проблема», «идея», «тема». | Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа. | Уметь определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств поэмы; делать сопоставительный анализ поэм Некрасова и Пушкина, Некрасова и Лермонтова. |
|
Неделя | № | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание |
16 | 47 | Особенности поэтического языка в стихотворениях: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Внемая ужасам войны», «Тройка». | Стихотворение Н.А. Некрасова философской, гражданской, любовной направленности. | Понятие народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). | Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия некрасовской поэзии. |
|
|
16 | 48 | Сатира Н.А. Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Рр. Творческая лаборатория сочинения. | Психологизм и бытовая конкретизация лирики Н.А. Некрасова.
Темы сочинений: 1.Песня как жанровая доминанта Некрасова лирика. 2.Трагическое раздвоение поэта и гражданина в лирики Некрасова. 3.Дарья и Матрена Тимофеевна – «величавые славянки». 4.«Кому на Руси жить хорошо» как эпопея крестьянской жизни. 5. Представление о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси…» 6.Образ Руси в поэме Некрасова. |
|
Обучающее сочинение на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям. |
Отработка навыков письменного продуктивного высказывания. |
|
Неделя | № | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание |
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин |
|
|
|
|
|
17 | 49 | Краткий очерк жизни и творчества. | Очерк жизни и творчества великого сатирика. Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальная о общечеловеческая в произведениях писателя. Современное звучание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
| Уметь интерпретировать произведения и высказывать свои суждения в процессе анализа. |
|
17 | 50 | «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
|
| ||
17 | 51 | «История одного города» – ключевое художественное произведение писателя. Сатирика – гротесковая хроника. |
| Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета. Начальное представление. | Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия щедринских произведений. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| Л.Н. Толстой |
|
|
|
|
|
18 | 52 | По страницам великой книги. Жизненный и творческий путь. | Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах» (для докладов и сообщений учащихся) «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа — Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Л.Толстого. Народ и личность — одна из главных тем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Обсуждение войны в романе.
|
| Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений. |
|
|
18 | 53 | История молодой души (становление будущего писателя). |
|
|
|
| |
18 | 54 | Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Глубокая и трезвая правда». |
| Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения. |
|
| |
19 | 55 | Духовные искания писателя в 60-е годы XIX века. |
| Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов. |
|
| |
19 | 56 | Рр. Сочинение-миниатюра. Первые впечатления от романа «Война и мир». |
| Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты |
|
| |
19 | 57 | Особенности жанра и композиции романа «Война и мир» |
| Речевая деятельность
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
20 20 | 5859 | Путь нравственных исканий князя Андрея. Прекрасное и безобразное в жизни. |
|
| Отработка лексической точности характеристики персонажа. Овладение многообразием оценочных вводных конструкций. | Уметь выявлять авторское отношение к героям; делать художественный пересказ с использованием оценочной лексики. |
|
20 21 | 6061 | Путь нравственных исканий Пьера Безухова. | «Диалектика души» и духовный поиск в романе Толстого. | Внутренний монолог как средство характеристики героя. | Монологические, и диалогические высказывания. |
|
|
21 | 62 | Исторические и философские взгляды Толстого Изображение сражений войны 1805-1807г. | Философия фатализма в творчестве Л.Н. Толстого. |
|
| Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе; развивать навыки работы с текстами. |
|
21 | 63 | Роль личности и народа в истории, Шенграбенское и Аустерлицкое сражение. | Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». |
|
|
|
|
22 | 64 | Изображение патриотизма русских воинов в Бородинском сражении. Партизанская война в романе « Война и мир». | Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Н. Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Л.Н. Толстого. |
|
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
22 | 65 | Образы Кутузова и Наполеона «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». | Разоблачение сверхчеловека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | Развитие понятия «антитеза». | Работа со сравнительными характеристиками. | Уметь давать развернутые сравнительные характеристики. |
|
22 | 66 | Семинарское занятие «Мысль народная» и воля истории в романе «Война и мир». |
|
| Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа. |
|
|
23 | 67 | Истинный героизм в изображении Л. Толстого. Народ и личность. Роль народа в истории. | Правда Платона Каратаева и идея опрощения. |
|
|
|
|
23 | 68 | Столичное и поместное дворянство. Лжепатриотизм и бездуховность высшего света. |
|
| Составление тезисного плана статьи учебника. Усвоение опорной литературоведческой лексики. Пополнение общественно-политической лексики. |
|
|
23 | 69 | Наташа и княжна Марья. Взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в обществе. | Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого. | Углубление понятия «образ». |
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
24 | 70 | Путь исканий великого художника в последние годы жизни.
Pp. Творческая лаборатория сочинения | Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Л.Н.Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире. Человек и природа в творчестве Л.Н. Толстого. | Психологизм художественной прозы (развитие понятия). | Отработка оценочной лексики со значением «видения» и «сопереживания». |
|
|
Темы сочинений: 1. Смысловая антитеза «войны и мира» в романе Л.Н.Толстого. 2. Разоблачение сверхчеловека в романах Достоевского и Толстого. 3. Поиск «внутреннего» человека в романе Л.Толстого «Война и мир». 4. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 5. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н.Толстого) 6. Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». |
| ||||||
|
| Ф.М.Достоевский |
|
|
|
|
|
24 | 71 | Очерк жизни и творчества. | Очерк жизни и творчества писателя. Сложность судьбы. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность многих произведений Достоевского. |
|
|
|
|
24 | 72 | История создания, сюжет, композиция, жанр, проблематика романа «Преступление и наказание». | Понятие о нравственно-психологическом романе. | Овладение оценочной лексикой психологического характера. |
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
25 | 73 | Многоплановость и сложность социального конфликта в романе. | Роман «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. |
|
|
|
|
25 | 74 | Петербург Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») | Боль за человека – основа авторской позиции в романе. | Полифонизм романов Достоевского. | Отрывок из романа «Преступление и наказание» (на выбор учащихся). |
|
|
25 | 75 | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории, причины ее крушения. | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблемы личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире. |
|
|
|
|
26 | 76 | «Двойники» Раскольникова и их художественная роль в романе. | «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов). Их роль в романе. Пейзаж в романе. |
|
| Уметь давать развернутую характеристику с использованием оценочной лексики. |
|
26 | 77 | «Антиподы» Раскольникова и их художественная роль в романе. |
|
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
26 | 78 | «Униженные и всеми отвергнутые партии общества» | Жизнь в романе «Преступление и наказание» |
|
|
|
|
27 | 79 | Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? | Образ Родиона Раскольникова. Идея смирения в романе «Преступление и наказание». |
|
|
|
|
27 | 80 | «Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой. | Понимание любви в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
|
|
|
|
27 | 81 | Полифонизм романа Ф.М. Достоевского.
Групповая работа. Значение эпилога в идейном содержании романа. | Поединок социальных, философских и нравственных идей в романе. | Понятие о нравственно-психологическом романе. |
|
|
|
28 | 82 | Ф.М. Достоевский и современность
Рр. Творческая лаборатория сочинения. | Семинарское занятие.
Темы сочинений: 1.Теория Раскольникова в русле общественных настроений 60-х годов. 2.Смысл композиции романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 3.«Униженные и оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского. 4.Наказание как путь к покорению героя Ф.М. Достоевского. 5.Очерк петербургской жизни в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| Н.С. Лесков |
|
|
|
|
|
28 | 83 | Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». | Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. | Формы повествования. |
|
|
|
28 | 84 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. | Проблема сказа. Понятие о стилизации. | Аргументация оценочных суждений. Создание индивидуальных характеристик. | Знать особенности фольклорного начала в повествовании. |
|
29 | 85 | Поэтика названия повести «Очарованный странник» (практикум) |
| Понятие о стилизации. |
|
|
|
|
| А.П.Чехов |
|
|
|
|
|
29 | 86 | A.П. Чехов – человек и писатель. | Жизненный и творческий путь писателя. |
|
|
|
|
29 | 87 | «Записные книжки» А.П. Чехова. Ранние рассказы. | Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие тематики и стиля. | Углубление понятия о рассказе. |
|
|
|
30 | 88 | «…Глухая тоска небытия». Поздние рассказы А.П. Чехова. | Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах. Отношение автора к своим героям. | Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. |
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | ||
30 | 89 | Рассказы «Ионыч», «Невеста» и русская действительность XIX века. | Новаторство Чехова в изображении природы и ее связи с человеком (внимание к детали «импрессионизм», философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни). Тема невнимания к природе. Оскудение ее и одновременного оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы («Дама с собачкой»). «Вишневый сад». Основная тема пьесы — тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желанием и реальностью, их осуществление – основа конфликта пьесы. Символический смысл названия пьесы. Отношение автора к своим героям. Гуманизм А.П.Чехова. |
| Использование изобразительных средств языка в монологической речи. |
|
| |
30 | 90 | Театры А.П. Чехова. История создания «Вишневого сада».
Действующие лица и автор. | Композиция и стилистика пьес.
Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. | Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов комедии. | Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика. |
| ||
31 | 91 | «Владеть живыми душами – видь это переродило всех вас» (старые хозяева) | Сочетание лирики и комизма. | Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа. |
|
| ||
31 | 92 | «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…» («Новый хозяин?» Лопахин в комедии) | Понятие о лирической комедии. |
|
|
| ||
31 | 93 | «Человечество идет к высшей правде…» изображение будущего в комедии «Вишневый сад» | Своеобразие стиля Чехова – прозаика и драматурга. Роль художественной детали. |
|
|
| ||
Неделя | № | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
|
| Рр. Творческая лаборатория сочинения. | Темы сочинений: 1.Патология футлярной жизни в рассказах А.П. Чехова. 2.Пошлость жизни в рассказах А.П.Чехова. 3.Образ обывателя в ручкой литературе (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). 4.«Вишневый сад» как трагикомедия. 5.«Потерянные» герои в пьесе А.П.Чехова. |
| ||||
|
| Коста Хетагуров |
|
|
|
|
| |
32 | 94 | Жизнь и творчество осетинского поэта. |
|
|
|
|
| |
32 | 95 | Стихотворение из сборника «Осетинская лира». | Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа. | Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. |
| Уметь делать сравнительный анализ стихотворений К. Хетагурова и А.Н.Некрасова. |
| |
|
| Зарубежная литература |
|
|
|
|
| |
32 | 96 | Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. | Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. | Углубление понятия «романтизм». |
| Уметь давать характеристику литературным направлениям; знать их особенности. |
| |
|
| Ги де Мопассан |
|
|
|
|
| |
33 | 97 | Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях. |
Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Сочетание в них значительного и мелкого. |
Особенности жанра новеллы. |
|
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
33 | 98 | Мастерство композиции новеллы «Ожерелье».
Влияние творчества Мопассана на русских писателей. | Неожиданность развязки. | Углубление понятий «композиции», «эпилог», «кульминация», «развязка». |
|
|
|
|
| Генрик Ибсен |
|
|
|
|
|
33 | 99 | Слово о писателе.
Проблема социального неравенства и права женщины в драме «Кукольный дом».
«Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. | Жизненный и творческий путь.
Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль есте6ственная и мораль ложная. |
Психологическая драма. |
|
|
|
|
| Артюр Рембо |
|
|
|
|
|
34 | 100 | Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем закосневшим. | Жизненный и творческий путь. Склонность к деформации образа к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. | Развитие понятия символизм. | Символизм стихотворений Рембо. Своеобразие поэтического языка. |
|
|
№ | Тема урока | Изучаемый материал (знания по литературе) | Теория литературы
| Речевая деятельность
| Результаты обучения | Дом. задание | |
34 | 101 | Национальное своеобразие русской классической литературы и ее исторические корни. |
|
|
|
|
|
34 | 102 | Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения. |
|
|
|
|
|