Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литература»

11 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна,

высшая квалификационная категория

г. Пролетарск

2012

М

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д. Г. ПРОЛЕТАРСКА

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Руководитель МО

_______ Пермякова Н.Е..

Протокол № ___ от

«____»__________2011 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по Госстандартам

___________ Скок Л.Б..

«____»____________2011 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д.

_______ Перевозникова Т.И.

Приказ № ___ от «___»_____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литература»

11 класс

(105 часов в год, 3 часа в неделю)

2011-2012 учебный год

Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна

Раздел I. Пояснительная записка

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда). Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.

Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.

Цель программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.

Задачи

  • Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса.

  • Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

  • Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.

Ожидаемый результат

  • Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.

  • Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.

  • Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.

  • Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе

Опыт обучения помогает ученикам овладеть рядом знаний и умений литературно-творческого характера: умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; умением оценивать игру актера в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;

В старших классах ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:

  • Умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;

  • Умение сравнивать трактовку роли разными авторами;

  • Умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;

  • Умение написать рецензию на произведение современной русской и зарубежной литературы;

Таким образом, критерии литературного развития контролируют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова.

Курс литературы для 11 класса рассчитан на 105 часов ( 3 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено на основе

  • Федерального государственного стандарта образования, сост. Э.Д.Днепров, М., Дрофа, 2004 год,

  • по примерной программе основного общего образования по литературе,

  • по программе по литературе В.Я. Коровиной, М., Дрофа, 2008 год,

  • учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение, 2005 год

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Основные этапы развития русской литературы 20 века

2

Литература периода 1890-1917 гг

28

Изображение красного и белого террора в литературе

15

Литература периода 1930-1950 гг

29

Осмысление темы Великой Отечественной войны

7

Произведения писателей 60-80 гг

12

Литература на современном этапе

12

Всего часов

105

По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы

Форма контрольной работы

Количество часов

Тестирование по творчеству писателей

8

Сочинение по изученному произведению ( в том числе домашние)

9

Итоговый тест в форме ЕГЭ

1

Всего часов

18

Раздел III. Основное содержание всех тем

СМ. ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел V. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.

В результате изучения литературы ученик одиннадцатого класса должен:

знать

— образную природу словесного искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;

— историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

— основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;

— изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

— воспроизводить содержание изученного литературного произведения;

— выразительно читать изученные произведения;

— анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;

— сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев, эпизоды разных произведений;

— аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

— составлять конспект критической или литературоведческой статьи;

— выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;

— писать реферат;

— творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— организовать поиск нужной информации в справочных материалах;

— аргументировано составлять развёрнутый ответ на литературный вопрос, писать сочинения, изложения с элементами сочинения, сочинения по литературным произведениям;

— вести аргументированную полемику;

— определять круг чтения и оценки литературных произведений;

— самостоятельно готовиться к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение

Дидактические материалы 11 класс. М. Просвещение. 2006.

Золотарева. Литература. 11 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2006.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here