Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска
Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Литература»
11 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Пермякова Наталья Евгеньевна,
высшая квалификационная категория
г. Пролетарск
2012
М
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д. Г. ПРОЛЕТАРСКА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора школы по Госстандартам ___________ Скок Л.Б..
«____»____________2011 г.
| Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. _______ Перевозникова Т.И.
Приказ № ___ от «___»_____________2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Литература»
11 класс
(105 часов в год, 3 часа в неделю)
2011-2012 учебный год
Учитель:
Пермякова Наталья Евгеньевна
Раздел I. Пояснительная записка
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда). Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.
Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).
Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.
Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.
Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.
Цель программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.
Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.
Задачи
-
Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса.
-
Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.
-
Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.
Ожидаемый результат
-
Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.
-
Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.
-
Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.
-
Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе
Опыт обучения помогает ученикам овладеть рядом знаний и умений литературно-творческого характера: умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; умением оценивать игру актера в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;
В старших классах ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:
-
Умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
-
Умение сравнивать трактовку роли разными авторами;
-
Умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;
-
Умение написать рецензию на произведение современной русской и зарубежной литературы;
Таким образом, критерии литературного развития контролируют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова.
Курс литературы для 11 класса рассчитан на 105 часов ( 3 часа в неделю).
Тематическое планирование составлено на основе
-
Федерального государственного стандарта образования, сост. Э.Д.Днепров, М., Дрофа, 2004 год,
-
по примерной программе основного общего образования по литературе,
-
по программе по литературе В.Я. Коровиной, М., Дрофа, 2008 год,
-
учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение, 2005 год
Раздел II. Учебно-тематический план.
Кол-во часов | |
Основные этапы развития русской литературы 20 века | 2 |
Литература периода 1890-1917 гг | 28 |
Изображение красного и белого террора в литературе | 15 |
Литература периода 1930-1950 гг | 29 |
Осмысление темы Великой Отечественной войны | 7 |
Произведения писателей 60-80 гг | 12 |
Литература на современном этапе | 12 |
Всего часов | 105 |
По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы
Количество часов | |
Тестирование по творчеству писателей | 8 |
Сочинение по изученному произведению ( в том числе домашние) | 9 |
Итоговый тест в форме ЕГЭ | 1 |
Всего часов | 18 |
Раздел III. Основное содержание всех тем
СМ. ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Раздел V. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.
В результате изучения литературы ученик одиннадцатого класса должен:
знать
— образную природу словесного искусства;
— содержание изученных литературных произведений;
— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;
— историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
— основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;
— изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
— воспроизводить содержание изученного литературного произведения;
— выразительно читать изученные произведения;
— анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;
— сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев, эпизоды разных произведений;
— аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);
— составлять конспект критической или литературоведческой статьи;
— выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;
— писать реферат;
— творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— организовать поиск нужной информации в справочных материалах;
— аргументировано составлять развёрнутый ответ на литературный вопрос, писать сочинения, изложения с элементами сочинения, сочинения по литературным произведениям;
— вести аргументированную полемику;
— определять круг чтения и оценки литературных произведений;
— самостоятельно готовиться к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебные пособия | Методические пособия | |
учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение | Дидактические материалы 11 класс. М. Просвещение. 2006. | Золотарева. Литература. 11 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2006. |