Бардина Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№3» г.Южноуральск.

Урок по литературе «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс

Цель урока:

 Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». 

Задачи:

— познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века — С.А. Есенина; 
— почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм — специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

— развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

У: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома?

Д:….

У: Чем поражают дерево?

Обратите внимание на цвет.

Д: Белые, серебряные, закат.

Чудо как хорошо,

У: Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения.

У: Музыка.

Чтение стихотворения Белая береза. Кто автор этого стихотворения.

Д: Сергей Есенин

У: Здорово выражать свои чувства и эмоции с помощью слова. А хотелось бы вам так же?

Д: да…

У: Это и будет одна из задач сегодня на уроке.

Сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина. А может нам не надо это?

……….

И сегодня нас вновь ждёт встреча с его творчеством. Проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.

Мы будем говорить об отношении поэта к родному краю, родному дому.(тема урока на слайде)

Ведь он говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: «ством этого з Сного поэта 20 века С. ).

У: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает учитель, музыка (слайд изба)).

Замечательно… У вас на партах лежат эскизы. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми красками, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)

-Покажите. Голубой, жёлтый, зелёный, белый…Да, вы молодцы.

Где эти цвета мы с вами уже встречали? В каком стихотворении? У: Когда речь идет о природе. Пирода и крестьянская родина для поэта неразделимы.

Почему именно такие цвета? Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона.

У:Обратите внимание, что стих-ие написано в 1918 году. Прошло 6 лет как поэт покинул Константиново. Вы передали с помощью цвета, ту ностальгию, ту грусть по родным местам.

У: Прочитайте 1 строчку стихотворения.

Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?

Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? (слайд)

Д: «Родной» — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.

У: Поэт пишет, что он оставил Русь. Как вы думаете он уехал из России?

— Какую Русь он покинул?

У: Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него это родимая деревня Константиново рязанской земли.

У: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд)

У: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды..»

Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.

Д: Конечно же, это образ отца. Сейчас я вам зачитаю эти строчки, и вы скажите, что вы представляете. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.

У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога как и край родной.

У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?

Д: Голубой, золотой, белый.

У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)

Золотого? (нарядность, солнце, тепло)

Белого? (чистота, гармония, миролюбие)

У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.

У.: А послушайте еще раз: Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? Да, это «переносное значение», скрытое сравнение — метафора. Это яркое и таинственное сравнение.

У: Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее.

Д: л и н.

У: Подсчитайте их количество.

Д: л встречается 9 раз, а н 5 раз.

У: Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно)

Д: Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания.

У: Как называется такой прием в литературе, когда повторяются согласные звуки.

Д: Аллитерация.

У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?

Д: Это лето, нет это весна!

У: А как нам узнать, лето это или весна?

Д: Там говорится про яблонный цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.

У: Перейдем к третьему четверостишие, прочтём первые две строчки : какое время года там?

Д: Там пурга, значит это зима.

У: Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины(отвечают….)

А потому, что образ пурги связан с войной и революцией в России- очень трагическим событиями.

У: Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения ( со слов «Стережет голубую Русь…» до конца)

У: Так сломится ли Русь под пургой?

Д: Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы.

У.: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением: каким видится вам то место, где родился С.Есенин? Его родина. Составим синквейн.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Это тема Родна

Какая она

Как воздействует

Ваше отношение к теме

Слово-синоним к теме

У.: Давайте вернемся к эпиграфу нашей встречи с есенинскими строками: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: «ством этого з Сного поэта 20 века С. ).

А пишется ли слово родина по иному? Почему, как вы думаете, одно и тоже слово пишется то с большой, то с маленькой буквы?

У каждого из нас есть своя родина – это место где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас — это Россия!

У: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и дом. Наполните его тем цветом, или цветами, которые передают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Совпали ли ваши ассоциации с есенинскими чувствами?

Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»

А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина

У: В 1924 году Есенин написал еще одно стихотворение посвященное Родине. Прошло уже шесть лет с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом..» Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

У:Давайте вслушаемся в стихотворение «…» (Читает учитель).

С помощью цвета передать настроение этого стихотворения. (Дети рисуют)(Почему именно такой цвет)

У:Сравните настроение 2-х стихотворений.

Д: Стихотв. «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – « Низкий дом с голубыми ставнями…».

У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются ?

Д: Голубой и серый. Это тусклые, грустные, бедные тона. Показана бытоописательность.

У: Какие 2 эпитета повторяются и в том и в другом стихотворении? К каким существительным они относятся?

Д: «Голубая Русь» — «голубые ставни».

У: Используется голубой, светлый цвет. Для чего наряду с серыми тонами Есенин использует голубой цвет, возвышенный.

Д: Чтобы противопоставить романтический образ Руси с бытовым.

У: «Родимый дом» — «родимая выть». Что такое выть?

Выть — вспаханное поле. Вновь эпитет «родимый», а не родной.

Это уже не только та изба в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских люд и полита крестьянским потом, земля на которой спето много радостных и горестных песен, — «родимая выть».

У: Какой он образ родного дома теперь для Есенина? Восторгается он сейчас красотой своей Родного края.

Д: Нет, восторга уже нет.

У: Посмотрим на композицию. Как начинается и заканчивается стихотворение?

Д: Строчки одинаковые.

У: Как называется такая композиция?

Д: Кольцевая.

У: Для чего Есенин использует такую композицию?

Д: Поэт показывает, чтобы не случилось, его любовь к родине никогда не угаснет!!!!!

Cлово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here